Цель: расширение представлений детей о космосе.
Образовательные задачи:
- Активизировать речь, расширять словарный запас детей, дополняя новыми словами по теме.
- Формировать представления по истории освоения космоса.
- Углублять знания детей о Солнечной системе, космических объектах.
- Развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание.
- Совершенствовать двигательные способности детей, развивать основные физические качества.
- Продолжать развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, умение работать коллективно, работать по мнемотаблице.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания смекалку.
- Развивать пространственную ориентировку.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Совершенствовать стиль партнерских отношений. Расширить кругозор дошкольников.
- Воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию, бережное отношение к окружающему нас миру.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Предварительная работа:
— беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; слушание музыкальных произведений; экспериментирование; чтение литературы по данной тематике; творческая деятельность.
Оборудование:
— компьютер, проектор, презентация, магнитные мольберты, наглядные картинки, тактильные доски, музыкальный центр, музыка.
Ход занятия
Логопед:
— Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой
— Здравствуйте! Девочки приветствуют педагога
— Здравствуйте, мальчики! Педагог приветствует мальчиков
— Здравствуйте! Мальчики приветствуют педагога
— А теперь обратимся к гостям. Здравствуйте гости! Все поднимают руки вверх
— Здравствуйте!
Логопед: День сегодня необычный. Мне передали, что к нам в детский сад пришла очень интересная особа и хочет с вами познакомиться.
(Раздается стук в двери, под музыку № 1 заходит воспитатель в халате с чемоданчиком)
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я специалист по отбору в отряд космонавтов, работаю в научном центре подготовки космонавтов. Зовут меня Венера Марсовна. Мне сказали, что в вашем саду очень любознательные дети. Я решила узнать сможете ли вы, когда подрастёте, попасть к нам в отряд космонавтов.
Логопед: Ребята, а каким, по-вашему, должен быть космонавт? (ответы детей: сильный, смелый, здоровый, умный, храбрый, решительный, ответственный)
Я буду называть слова, а вы будете называть противоположное ему по смыслу.
— Трусливый — смелый
— Слабый — сильный
— Ленивый — трудолюбивый
— Неуклюжий — ловкий
— Больной — здоровый
— Боязливый — храбрый
— Безответственный — ответственный
— Глупый — умный
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! Вы сказали, что космонавт должен быть умным. Проверим, сможете ли Вы ответить на мои вопросы.
Знаете ли Вы…
- Какие животные, насекомые побывали в космосе? (собаки, мыши, крысы, обезьяны, тараканы, лягушки, пчелы)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ю. Гагарин)
- Как назывался космический корабль, на котором Ю. Гагарин совершил свой первый полет в космос? ( «Восток-1» )
- Место запуска ракеты? (космодром)
- Как называется космодром, с которого стартовал космический корабль с человеком на борту? (Байконур)
- Как называется костюм космонавтов? (Скафандр)
- Как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (невесомость)
- Назовите день и месяц, когда отмечается День космонавтики? (12 апреля)
- Почему этот праздник отмечают 12 апреля?
Логопед: Космонавт должен быть не только умным, но и внимательным. Ребята, подойдите к магнитным мольбертам. Ваша задача выбрать одну картинку, которая относится к космосу.
Логопед по очереди спрашивает у ребенка первый и последний звук в словах, в тех картинках, которые дети отобрали.
Воспитатель: А теперь отгадайте-ка загадку.
Ночью звёзды загораются
И в созвездья собираются.
Лишь одна сияет днём,
Освещая всё кругом.
(Солнце)
Ребята, а солнце это планета или звезда? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно! Солнце — это звезда. Теперь проверим Вашу сообразительность. Вам необходимо расставить планеты солнечной системы в порядке удаления от Солнца друг за другом. Выложим последовательно планеты на ковре.
Дети говорят интересные факты о планетах.
Меркурий — самая близкая планета к Солнцу. Самая маленькая планета в Солнечной системе. Меркурий самая жаркая планета.
Венера — порыта толстым слоем облаков, на ней нет кислорода, только углекислый газ. Это тоже жаркая планета. Названа в честь богини красоты.
Земля — планета, на которой мы с вами живем. На ней есть вода, кислород и животные.
Марс — на этой планете есть 4 времени года. Поверхность покрыта красными песками.
Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. На ней бы смогли уместиться все планеты.
Сатурн — состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.
Уран — «лежачая планета», 40 дней ночь — 40 дней день.
Нептун — холодная и синяя. Сильные ветра и ураганы.
(Слайд на экране — проверка)
Воспитатель:
- Сколько планет в Солнечной системе?
- Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
- Какая планета наиболее удалена от Солнца? (Нептун)
- Какая планета самая большая? (Юпитер)
- Какую планету называют Красной? (Марс)
- Какая планета следует за Меркурием? (Венера)
- Какая планета вращается лежа на боку? (Уран)
- Какая планета 7-я по счету? (Сатурн)
- Какая планета находится между Венерой и Марсом? (Земля)
Логопед: Давайте ещё проверим последовательность планет другим способом. Приготовьте свои пальчики.
На Луне есть звездочет, он планетам вел учет
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
три — Земля,
четыре — Марс,
пять — Юпитер,
шесть — Сатурн,
семь — Уран,
восьмой — Нептун
Воспитатель: Ребята, в наш космический центр пришел сигнал с другой планеты. Помогите расшифровать с какой планеты он поступил.
Логопед: Ребята, предлагаю решить ребус с помощью этих букв на магнитной доске. (составление слова)
Воспитатель: Уран — это седьмая планета солнечной системы. Уран не имеет твердой поверхности, это газовая планета. На эту планету невозможно посадить ракету.
Воспитатель: Ребята, а какие планеты имеют твердую поверхность? (ответы детей)
Меркурий — каменистая поверхность
Венера — горячая лава
Земля — песок, вода, земля и т. д.
Марс- поверхность покрыта красным песком
Воспитатель: Проверим Вашу ловкость и физическую подготовку. Давайте попробуем пройти по разной поверхности как настоящие космонавты.
(Тактильные дощечки и препятствия под музыку № 2 )
Звучит музыка № 3 — звуки инопланетных существ.
Воспитатель: Прислушайтесь, какие интересные звуки могут издавать инопланетные существа.
Логопед: А давайте потренируемся, сможем ли мы поговорить с инопланетными существами.
— ла-ла-ра-ра (произносится утвердительно)
— су-шу-су-шу (произносится с удивлением)
— ого- ого-око-око (произносится вопросительно)
— жи-зы-зы-жи (произносится с радостью)
— зэ-зэ-сэ-сэ
— чу-тю-чу-тю
— се-ще-ще-се
— ыды-ыты-ыты-ыды
Запасное задание? Логопед: Ребята, подойдите к столу. Предлагаю и нам зашифровать послание инопланетным существам.
— Соберите предложение в правильном порядке: В, космонавт, летит, ракета.
Соединяем мы 4 слова-
И предложение готово!
Все должны мы твёрдо знать,
Как слова соединять!
— А теперь зашифруем это предложение с помощью схемы.
Логопед: На разных планетах побывали, с инопланетными существами поговорить попробовали. Осталось последнее задание для Вас. Присядьте на коврик. С помощью таблицы рассказать стихотворение.
Воспитатель: Молодцы! Вы успешно смогли ответить на все вопросы, выполнить сложные задания. Ждем Вас в нашем космическом центре, если выберите стать космонавтом, когда подрастете. А теперь вам нужно подкрепиться. Для вас как раз есть питание для будущих космонавтов. (Вручение Агуши)
Литература:
- Веракса, Н. Е. От рождения до школы инновационная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. — 5-е изд. — Москва: Мозаика-синтез, 2019. — 336 c.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Минобрнауки РФ / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. — Москва: Сфера, 2014, 2015, 2016, 2017. — 96 с.: табл. — (Правовая библиотека образования).
- Шорыгина, Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине — первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Т. А. Шорыгина. — 2-е изд. —: ТЦ Сфера, 2021. — 128 c.
- Паникова, Е. А. Беседы о космосе. Методическое пособие / Е. А. Паникова, В. В. Инкина. — 2-е изд. —: ТЦ Сфера, 2020. — 96 c.