Проблема оценки и оценочной деятельности — одна из актуальных проблем в педагогической теории и практике. Существующая сегодня система оценивания была нацелена на результат усвоения знаний, а не на процесс их усвоения. Сегодня в условиях перехода к одной образовательной парадигме, с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирование личностных достижений, выявления отношения к процессу обучения.
Одними из важнейших компонентов новой модели школьного образования являются ее ориентация на практические навыки, на способность применить знания, реализовывать собственные проекты, а ведущим в образовании становится компетентностный подход. Он предлагает внесение изменений в содержание и технологии организации образовательного процесса, в систему оценивания образовательных результатов учащихся.
Цель реформы в системе школьного оценивания: сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Такое направление реформы позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и во-вторых, более эффективно формировать знания, умения, навыки и творческие способности.
Оценка будет мотивировать ученика, если: ученик уверен в ее объективности;ученик осознает полезность своего оценивания;ученик знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть боле высоких результатов.
Оценивание является естественным процессом в системе обучения. Современная ситуация развития образовательных учреждений предлагает изменение ценностных ориентиров, к которым, безусловно, относится и ориентация на личностные достижения учеников. Эта новая модель образования, направлена на самоценность человека как уникальности.
Совершенствование системы оценивания образовательных результатов, достигаемых в ходе новых учебных программ, предполагает параллельное и одновременное развитие двух линий оценивания: степень освоения государственного образовательного стандарта (формализованный результат); личностные достижения учащихся, показывающие продвижение учеников в достижении формализованных результатов. Меняется роль педагога в процессе текущей оценки и повседневного контроля — отказ от стойкого стереотипа оценочных авторитарных суждений, переход к помощи обучающимся в осознании индивидуальных возможностей и способностей, сотрудничество с учащимися в увеличении доли самоконтроля и самооценки.
Рейтинговая система контроля знаний как средство успешного усвоения различных дисциплин позволяет значительно повысить эффективность деятельности, как педагога, так и самих учащихся, за счет целого ряда факторов: стимулировать максимально возможный интерес учащихся к конкретной теме урока, а, следственно, и к дисциплине в целом; процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками; наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности; проявляется дифференцирование значимости оценок полученных учеником за разные виды работ; появляется возможность улучшить полученную оценку.
Оценка в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, оценивающийся по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице.
Однако, несмотря на все плюсы рейтинговая система оценки знаний слабо внедряется в общеобразовательные школы. Причин здесь несколько:
1) дополнительная нагрузка по регистрации баллов и их обработке;
2) недостаток дидактического материала по применению системы на конкретных уроках, организации индивидуальной работы с обучающимися.
Поэтому возникают:
Трудности для учеников: должны владеть самодисциплиной;должны выполнять большой объем самостоятельной работы;ученики сами несут ответственность за свое обучение
Преимущества для учащихся: учащиеся знают, что они должны усвоить и в каком объеме;могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на учителе
Виды контроля и критерии оценки:
Первый уровень (репродуктивный): Точность воспроизведения, владение терминами и понятиями, уверенность в себе, инициативность. Единичный устный ответ на уроке — 1 балл. Выполнение заданий в рабочих тетрадях — каждое верное задание от 1 до 10 баллов
Второй уровень (применение знаний по образцу): точность выполнения, оформление, самостоятельность, стремление к качественной работе). Анализ текста- до 10 баллов. Проверочный тест — верное задание от 1 до 10 баллов
Третий уровень (уровень промежуточного контроля). Уровень использования мыслительных операций, оформление, способность к системному мышлению, самостоятельность и эффективность в решении проблем.
Дополнительные баллы: более быстрое прохождение программы (за каждый день — 1 балл); быстрота выполнения задания на уроке — 1 балл; активная работа на уроке — 1 балл; оказание помощи другим ученикам (объяснение материала, проверка задания) — 2 балла; оформление рабочей тетради — 3 балла.
Выполнение индивидуального творческого задания: выпуск тематической газеты — до 5 баллов; выпуск заметки для стенда «школьные новости» — 3 балла (не более 4-х в полугодие); подготовка сообщения до 5 баллов; разработка кроссворда, синквейна, ребуса — до 5 баллов (2 балла — за оформление, 3 балла — за содержание); изготовление пособия по предмету — до 10 баллов; выполнения творческого проекта — до 10 баллов.
Штрафные баллы: за отсутствие учебника, тетради — 1 балл;за пропуск урока без уважительной причины — 5 баллов;за опоздание на урок уважительной причины — 1 балл;за несвоевременно выполненное задание -1 балл;за неаккуратное ведение тетради — 1 балл.
Нормативы итогового рейтинга для выставления итоговой оценки: 5 («отлично» выше 85 баллов); 4 («хорошо» от 70 до 84 баллов); 3 («удовлетворительно» от 50 до 69 баллов)
Рейтинговая система дает учащимся право выбора продвижения по ступеням образования. При рейтинговой системе ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества, как самостоятельность и коллективизм.
Принципиально меняется положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. Задача учителя — обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью и непосредственно консультировать школьников. Учитель как бы беседует с учеником, ориентирует на успех.
Таким образом, рейтинговая система оценивания позволяет устранить формализм в контроле качества обучения и делает оценку более информативной, расширяет диапазон отметки, дает учителю дополнительные сведения в направлении личностно-ориентированного обучения.
Литература:
1. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни — М.: Мысль, 1991. — 299с.
2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса -Мн.: Университетское, 1990. 560с.
3. Волков И. П. Цель одна дорог много — М.: Педагогика, 1990,- 159с.
4. Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности М. Просвещение, 1968. 142с.