В рамках проекта дети делают выводы о том, сохраняет ли снег тепло, проводят эксперименты с ним.
Ключевые слова: снег, проект, ребенок, опыт, эксперимент, теплоизоляция, вывод.
Цель проекта: развитие исследовательских способностей детей в процессе получения знаний о свойствах снега.
Задачи:
1. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
2. Способствовать формированию у детей умений выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения.
3. Развивать умение получать информацию о снеге из разных источников.
4. Развивать исследовательские умения: проводить опыты; анализировать полученную информацию и делать вывод.
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.
Организация проекта.
- Постановка проблемы
При обсуждении в детском саду лексической темы «Дикие животные зимой», дети заметили, что медведь всю зиму спит в берлоге под снегом и не замерзает. Возник вопрос — как снег сохраняет тепло, если он холодный?
При обсуждении была выдвинута гипотеза: несмотря на то, что снег холодный, он сохраняет тепло.
В соответствии с проблемой и гипотезой были поставлены задачи дальнейшего исследования:
— узнать из разных источников о свойствах снега;
— провести опыты;
— найти ответ на вопрос: почему снег сохраняет тепло?
II . Реализация проекта
1. Сбор, анализ информации
— беседа со взрослыми: папа, мама, педагоги;
— сбор информации о снеге, путем изучения познавательной литературы;
— опрос друзей;
— поиск информации с родителями в Интернете;
2. Практическая деятельность
Почитав научно-познавательную литературу, опросив родителей и педагогов, дети выяснили, что снег — это не просто зимний пейзаж, это материал, очень хорошо сохраняющий тепло за счёт свободного пространства между снежинками, в котором находится воздух. Именно воздух не пропускает тепло и обеспечивает теплоизоляцию. Поэтому снег является укрытием от холода для многих растений, животных и птиц. Даже человек строит себе жилища из снега (иглу), используя его свойство — сохранять тепло, накопленное предметом. Чтобы доказать, что снег сохраняет тепло, мы провели ряд экспериментов.
Эксперимент № 1
Изучение кристаллов снега через лупу, зарисовка кристаллов снега.
Вывод: если рассмотреть комок снега через лупу, то можно заметить, что между отдельными снежинками есть промежутки, заполненные воздухом, который не даёт уходить теплу, т. е. обеспечивает теплоизоляцию.
Эксперимент № 2
Взяли два стакана и налили в них питьевую воду: образец № 1 и образец № 2. Далее выбрали сугроб. Образец № 1 поставили на верхушку сугроба, а образец № 2 — закопали в сугроб на глубину 30–35см. Температура на улице была примерно -14℃. Через три часа вода в стакане № 1 полностью замерзла. Выкопав из снега стакан № 2, оказалось, что вода в нём даже не начинала замерзать, но была холодной.
Вывод: внутри сугроба значительно теплее, чем на поверхности, значит, снег сохраняет тепло.
Эксперимент № 3
Лопаткой раскопали снег до земли. Под снегом была трава, она не коричневая и пожухлая, а зеленая и живая.
Вывод: даже без специальных приборов видно, что снег может сохранять тепло, поэтому растения зимой под снегом не погибают.
III . Презентация проекта
Узнав про свойства снега, мы смогли доказать, что снег может сохранять тепло. Наша гипотеза подтвердилась проведёнными опытами. По опросу детей, посмотревших нашу презентацию о свойствах снега, они теперь знают, почему медведь в берлоге под снегом не замерзает.
Сбор информации о снеге путем изучения познавательной литературы
Изучение кристаллов снега через лупу
Зарисовка кристаллов снега
Эксперименты
Эксперимент № 1
Взяли два стакана и налили в них питьевую воду: образец № 1 и образец № 2. Далее выбрали сугроб. Образец № 1 поставили на верхушку сугроба, а образец № 2 — закопали в сугроб на глубину 30–35см. Температура на улице была примерно -14℃:
Через три часа вода в стакане № 1 полностью замерзла. Выкопав из снега стакан № 2, оказалось, что вода в нем и не начинала замерзать, но была холодной.
Вывод: значит снег сохраняет тепло
Эксперимент № 2
Лопаткой раскопали снег до земли. Под снегом была трава. И не коричневая и пожухлая, а зеленая и живая.
Вывод: даже без специальных приборов видно, что снег не греет, но может хранить тепло.
Литература:
- Веракса Е. Н., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012. Стр. 17.,23.
- Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008.
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012.
- Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-Свирская. — М.: Просвещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования).