В статье рассматриваются вопросы профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учебных заведений. Проанализирована актуальность проблемы выбора профессии учителя будущими абитуриентами и повышения имиджа учителя. Освещен опыт работы отдельно взятого факультета высшего учебного заведения по систематизации профориентационной работы.
Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, абитуриент, учитель.
The questions of vocational work organizing with the graduates of secondary schools were considered in the article. The relevance of the problem of the choice of the teaching profession by future entrants and increase of the technology teacher image were analyzed. The experience of the work of the separate department of the higher education institution from the vocational work systematization was studied.
Key words: the vocational guidance, the vocational work, the entrant, the teacher image.
В современном обществе усилия со стороны государственных структур направлены на создание условий для всестороннего развития личности и подготовку квалифицированных специалистов. Демографический кризис, изменения ценностных ориентиров современной молодежи, когда большое значение имеет материальное обеспечение, существенно уменьшили численность абитуриентов в педагогические высшие учебные заведения. На сегодняшний день особенно остро ощущается то, что профессия учителя становится менее привлекательной и не вызывает существенного интереса у молодежи. Как следствие, возникла объективная потребность в систематизации профориентационной работы, поиске обоснованных факторов, которые бы способствовали появлению у школьников желания освоить профессию учителя.
Анализ научной литературы даёт возможность утверждать, что вопросы, связанные с выбором профессии и профориентационной работой высшего учебного заведения с выпускниками всегда привлекали внимание учёных, педагогов, исследователей нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья. Они отображены в работах: А. Вайсбурга, А. Воробьева, В. Галюты, В. Герасимчук, И. Гусева, В. Ендальцева, Н. Иванова, Л. Йовайши, М. Калашникова, А. Качанова, Е. Климова, В. Колобашкина, С. Кохтева, А. Куценко, В. Куценко, Л. Макарова, Ю. Мелихова, А Николаенко, Е. Павлютенковой, К. Платонова, В. Симоненко, Г. Соловьева, Л. Турчины, В. Федоришина, В. Харламенко, М. Янцура и др.
Важно отметить, что многочисленные исследования проблемы профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ, лицеев и колледжей не исчерпывают всех аспектов подготовки к данному выбору. Особый интерес вызывает вопрос систематизации профориентационной работы коллектива преподавателей педагогического высшего учебного заведения с абитуриентами.
Сегодня государственные высшие учебные заведения совершенствуют работу с учащимися выпускных классов общеобразовательных школ, лицеев, колледжей и находят новые, более эффективные методы работы с абитуриентами.
В соответствии с Национальной доктриной развития образования в ХХІ столетии, приоритетное задание трудового обучения заключается в формировании технологически грамотной личности, обеспечении ее подготовки к трудовой деятельности в условиях высокотехнологического информационного общества. Поэтому очень важна подготовка специалистов в области трудового обучения, которая требует реализации целостной системы с учетом различных факторов в решении проблемы повышения имиджа учителя технологий.
Одним из факторов повышения эффективности подготовки учителя технологий является оптимизация проведения профориентационной работы, так как вопрос правильного выбора будущей профессии имеет большое значение в жизненном самоопределении учащихся.
Профориентационная работа в высшем учебном заведении должна выполняться на основе научнообоснованной системы способов, форм и методов. Заданием такой работы является изучение индивидуальных особенностей и разницы в способностях абитуриентов, их профессиональный отбор на специальности и специализации, а также своевременное привлечение учащихся к получению высшего образования.
Известно, что в современном мире проблема профессиональной ориентации молодежи становиться особенно актуальной в связи с возросшими требованиями современного производства к уровню профессиональной подготовки кадров. Сегодня наблюдается тенденция того, что интересы учащихся общеобразовательных школ к той или иной профессии зачастую не соответствуют потребностям общества в кадровом обеспечении некоторых профессий. По своему значению профориентация влияет на рациональное разделение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодёжи и адаптацию к выбранной профессии.
Таким образом, сегодня, как и в прошлом, в жизни каждого молодого человека основным приоритетом является выбор будущей профессии. Например, по мнению исследователя Л. Турчины: «Выбор профессии старшеклассниками — это процесс, в котором интегральное свойство учащихся старших классов обусловлено наличием внутренних мотивов, интересов и потребностей к определённому виду профессиональной деятельности на основе системного внешнего влияния. Результатом такой деятельности должна стать личность выпускника, которая сформировалась и готова к выбору профессии» [5].
Педагоги А Николаенко и В. Герасимчук в своей работе утверждают, про выбор профессии — это, прежде всего, процесс, звено взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом разных факторов (планов, способностей, актуальной социальной потребности в той или иной профессиональной деятельности) [2, с. 67].
Анализ литературных источников по данной проблеме говорит о том, что под профессиональной направленностью ученые определяют целенаправленное сочетание профессиональных ценностей, интересов, наклонностей, а под способностью осознанновыбирать профессию — самосознание и знание профессиональной деятельности, обоснованное решением выбора в конкретных ситуациях.
В украинском словаре [6] значение термина профессиональная ориентация (от франц. orientation — установка) определяется как комплекс психолого-педагогических и методических мероприятий, которые направлены на оптимизацию процесса трудоустройства молодёжи, с учетом их желаний, склонностей и сформованных способностей, а также — с учетом потребности в специальностях народного хозяйства и общества в целом [6, с. 274].
Исследования проблемы профориентационой работы с учебными заведениями доказывают, что такая работа проводилась в 20-ые годы прошлого столетия и была обусловлена необходимостью индустриализации и массовой работы по подбору кадров. В процессе работы была обозначена следующая проблема — выбор профессии отдельно взятым человеком.
В 60-е годы ХХ столетия профориентация становится проблемой государственного значения. В многочисленных научных трудах исследователей и ученых страны «была сделана попытка определения исходных теоретических позиций системы профориентации и организации профориентационной работы в стране» [7, с. 9].
В 70-е годы ХХ столетия профориентационная работа усиливается на основе научного обоснования. При общеобразовательных школах открывались кабинеты профориентации, а в межшкольных комбинатах — лаборатории профориентации. В. Симоненко утверждает, что именно в эти годы в стране расширились научные исследования проблемы профессиональной ориентации» [4]. Однако, значительные успехи педагогической науки по данному вопросу обуславливают усиление практического применения этих исследований.
В 80-е годы прошлого столетия исследования по систематизации профориентационной работы высших учебных заведений с учащимися общеобразовательных школ проводились Московским инженерно-физическим институтом. В своем исследовании [3] авторы: И. Гусев, Н. Калашников, А. Качанов, В. Колобашкин, С. Кохтев, Г. Соловьев освещают работу преподавательского коллектива с абитуриентами, предусматривающую три этапа, в которые входили мероприятия по профессиональной ориентации школьников и формированию контингента, шефской работы в общеобразовательных школах и др., подготовки к вступлению в высшие учебные заведения (формирование приемной комиссии, экзаменационных комиссий, подготовка документации, помещений и т. д.); прием документов, проведение вступительных экзаменов и зачисление студентов.
Исследования ученых показывают, что «организация приема студентов на первый курс зависит от первого впечатления, которое складывается про институт у абитуриентов и их родителей» [3, с. 7]. Учеными МИФИ была сделана попытка систематизации накопленного опыта профориентационной работы по приему студентов в высшее учебное заведение.
Следует отметить, что в современном образовательном пространстве общепедагогическое и профессиональное значение профориентационной работы высших учебных заведений с выпускниками общеобразовательных школ, лицеев, колледжей обусловило проведение исследований и систематизации работы по профориентации отдельного факультета высшего учебного заведения.
Безусловно, работа высшего учебного заведения по профессиональной ориентации должна проводиться согласно разработанного и утвержденного плана. Опыт работы говорит о том, что наибольшую эффективность имеет работа, когда она систематизирована и ведется не только в высшем учебном заведении, но и в стенах общеобразовательных школ, лицеев и колледжей. Большое значение имеет установление тесного контакта между преподавателями высшего учебного заведения с учителями общеобразовательных школ, преподавателями колледжей и лицеев. Следует отметить, что работу по профессиональной ориентации молодежи необходимо проводить тактично, без «натиска», ибо любой натиск убивает интерес у учащихся, без которого профориентация не возможна.
Для проведения профориентационной работы на факультете сформирована профориентационная группа из профессорско-преподавательского состава.
На наш взгляд, весь процесс профориентационной работы в высшем учебном заведении должен проводиться в три этапа. А именно:
Первый этап целесообразно проводить в период — вторая половина сентября — начало ноября. Выбор такого периода, безусловно связан: во-первых — с климатическими условиями (в работе задействован автотранспорт на дальние расстояния); во-вторых — работа проводиться перед регистрацией учащихся выпускных классов общеобразовательных школ на пробные тестирование.
При определении первого этапа проведения профориентационной работы преподаватели факультета: планировали и выявляли методики проведения профориентационной работы; знакомились с потенциальными абитуриентами; устанавливали связь с общеобразовательными учреждениями, подписывали договора о сотрудничестве.
Поэтому, первый этап профориентационной работы профессорско-преподавательского состава факультета осуществлялся путем:
- разработки плана проведения работы (сентябрь);
- выявления методики профориентационной работы с учащимися выпускных классов (разработка анкет, тестов и другого раздаточного рекламного материала);
- сотрудничества с отделами образования гор- и райисполкомов и управлений образования Облсоветов;
- распространения знаний о факультете путем распространения среди абитуриентов информации о специальности и специализациях (информирование учащихся при помощи буклетов в процессе проведения бесед и т. д.);
- установления и постоянного контакта с коллективами средних учебных заведений (разработка и подписание договоров о сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями);
- сбора информации о контактных связях с общеобразовательными учебными заведениями при помощи технических средств и Интернета с целью дальнейшего сотрудничества;
- организации работы с родителями учащихся ООШ, а именно — посещение родительских собраний, так как именно родители принимают активное участие в определении жизненных планов и профессиональной направленности своих детей.
- организации выездных встреч в общеобразовательных учебных заведениях, которые являются весомым компонентом профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ;
- организации дней открытых дверей факультета для учащихся общеобразовательных школ и их родителей;
- проведения мастер-классов (организация мастер-классов преподавателей технологического факультета и приглашения руководителей студий станции юных техников для проведения мастер-классов).
- рекламы технологического факультета путем размещения объявлений (на автовокзале, в автотранспорте, рынке и т. д.);
- участия в выставках-ярмарках и фестивалях профессий;
- проведения олимпиад учащихся общеобразовательных школ города и района, которые помогают выявить их склонности и стимулирования более глубокого изучения отдельных дисциплин.
Второй этап профориентационной работы проводится в период регистрации абитуриентов на внешнее независимое тестирование (январь — март) и осуществляется путем:
- помощи выпускникам учебных заведений в оформлении документов для регистрации;
- организации консультативных пунктов преподавателей факультета для подготовки будущих абитуриентов к экзаменам по физике или химии;
- посещения родительских собраний в общеобразовательных школах с целью распространения знаний о факультете;
- организации дней открытых дверей факультета для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ и их родителей;
- проведения мастер-классов преподавателей технологического факультета;
- работы постоянно действующей агитбригады «Я — учитель технологий»;
- проведения праздничного вечера встречи выпускников прошлых лет с будущими абитуриентами;
- организации выставок творческих работ на тему «Мой талант и мое мастерство».
Третий этап профориентационной работы осуществляется в период: июнь — август путем:
- распространения объявлений о работе приемной комиссии;
- организации работы приемной комиссии (подготовка документов; подготовка необходимых технических средств организации труда);
- приема документов от абитуриентов;
- проведения вступительных экзаменов;
- составления рейтингов абитуриентов;
- зачисления студентов.
Учитывая опыт проведения профориентационной работы можно утверждать, что большое значение в ее организации на факультете уделяется проведению мастер-классов, которые на сегодняшний день являются одной из наиболее эффективных, приоритетных и перспективных форм получения новых знаний и умений, знакомства с новыми методиками и технологиями. Цель проведения таких мероприятий заключается в их профориентационной направленности, сотрудничестве и обмене опытом между высшим учебным заведением и другими внешкольными заведениями региона, популяризации различных видов декоративно-прикладного творчества. Для достижения этой цели в мастер-классах принимают активное участие учащиеся выпускных классов педагогического лицея, общеобразовательных школ города и района.
В процессе проведения мероприятия учащиеся школ, сначала с интересом наблюдают, а в последствии сами выполняют работу по изготовлению изделий разными техниками, например, из: холодного фарфора, дерева, бумаги, бисера, теста («Экостиль», «Кракле», «Квилинг», «Бисеропластик», «Интарсия», «Писанкарство» и т. д.).
Безусловно, проведение мастер-классов для будущих учителей технологий очень важно и полезно в их профессиональном становлении и углублении специальных практически-ориентированных знаний, которые являются попыткой открыть собственную профориентационную направленность.
Внедряя именно такой подход к осуществлению профориентационной работы высшего учебного заведения с выпускниками общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, мы хотели показать значение системного подхода и его эффективность.
Коллектив факультета заинтересован в том, чтобы на обучение поступали абитуриенты, которые имеют способности к обучению, личностные убеждения в правильности избранной профессии и доверие к учебному заведению. Таким образом, технологический факультет является ведущим в сфере подготовки специалистов, которые могут внедрять творческие способности в сферу производства, быта, декоративно-прикладного искусства и на образовательной ниве.
Ориентации учащихся на профессию педагога, ознакомлению с содержанием, характером и условиями труда помогают мероприятия, которые проводятся на факультете. А именно: работа с абитуриентами на факультете (экскурсии на факультет; проведение дней открытых дверей, мастер-классов, вечеров с выпускниками прошлых лет), работа с абитуриентами в общеобразовательных школах, лицеях и колледжах (встречи с учащимися на классных часах, встречи с родителями учащихся на родительских собраниях и т. д.).
Нами определено, что помощь выпускникам общеобразовательных учебных заведений найти единственное верное решение в профессиональном самоопределении, спланировать, организовать и провести работу по их профессиональной подготовке, снижению роли стихийного выбора профессии — важнейшая задача в проведении профориентационной работы. Предложенная программа проведения работы с будущими абитуриентами должна проводиться комплексно, так как, при отсутствии одного из элементов этой системы наблюдается снижение эффективности проводимой работы.
Таким образом, научнообоснованная, систематизированная и безупречно организованная профориентационная работа высшего учебного заведения может помочь будущим абитуриентам в выборе профессии педагога для раскрытия их профессиональных способностей.
Литература:
1. Галюта В. Н. Профорієнтаційна робота серед школярів на основі компетентнісного підходу / В. Н. Галюта // Ціннісні пріоритети освіти у ХХІ столітті: орієнтири та напрямки сучасної освіти: матеріали IV Міжнародної наук.-практ. конф. (3–5 жовт. 2007 р., м. Луганськ). — Луганськ: Альма-матер, 2007. — Ч. 2. — С. 87–93.
2. Миколаєнко А. Професійна орієнтація та професійне самовизначення учнів загальноосвітніх навчальних закладів / Андрій Миколаєнко, Віктор Герасимчук // Рідна школа. — 2012. — № 11. — С. 66–69.
3. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения / Гусев И. Т., Калашников Н. П., Качанов А. В., Колобашкин В. М., Кохтев С. А., Соловьев Г. И. — М.: Высш. школа, 1982. — 128 с.
4. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Книга для учителя / В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение. — 1985. — 223 с.
5. Турчина Л. О. Педагогічні умови підготовки старшокласників до вибору професії в умовах профільного навчання.: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. О. Турчина. — Луганськ, 2011. — 20 с.
6. Український педагогічний словник. — К.: Либідь, 1997. — 376 с.
7. Янцур М. Професійна орієнтація і методика профорієнтаційної роботи. Курс лекцій. Навчальний посібник. — К. Видавничий Дім «Слово», 2012. — 464 с.