Развитие современной России связано с процессом модернизации в области образования, которая в первоначально затрагивает проблемы процесса формирования личности человека и гражданина, который интегрирован в современное общество. Успешным в разнообразных областях жизнедеятельности может быть человек, который имеет ориентацию на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Но все-таки, как свидетельствует проведенный анализ исследований в рассматриваемой области, у большого количества россиян, особенно у молодого поколения страны, не сложились ценности, которые обусловливают такой образ жизни. [1, С. 113]
На сегодняшний день в социологических, медицинских, биологических, психологических, педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки решения рассматриваемой проблемы. Учеными изучаются общие вопросы здоровья учащейся молодежи и ее образа жизни (труды Н. П. Абаскаловой, Н. А. Агаджанян, А. М. Гендина, О. П. Добромысловой, Г. А. Кураева, В. П. Лавренко, Л. А. Петровской, Д. И. Рыжакова и других); исследуется влияние разнообразных факторов на формирование ЗОЖ учащейся молодежи (идеи В. Буйлова, Э. Л. Диси, Т. А. Ивановой, В. Г. Николаева, А. Н. Пивоварова, Э. Н. Поляковой, В. В. Пономарева, Н. А. Русиной, М. В. Хватовой, А. Г. Щедриной и других); изучается уровень знаний учащейся молодежи по данной тематике (идеи А. В. Белоконь, Г. Василевской, Ю. М. Политовой, Ю. И. Ротаневой, А. С. Свердлиной, Г. С. Совенко, Л. Г. Шаталиной, Л. Г. Шуляковского и других). [4, С. 200]
В трудах, который посвящен разнообразным аспектам названной проблемы, была намечена тенденция к процессу переосмысления способов ее решения, которая отражает сместительный момент акцента из сферы медицины в педагогику. Между педагогами происходит обсуждение путей и условий процесс формирования ЗОЖ учащейся молодежи, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (труды Н. П. Абаскаловой, Р. И. Айзмана, Э. Н. Вайнера, Г. К. Зайцева, Э. М. Казина, Л. Д. Козловой, Т. Кружилиной, Г. И. Семикина, А. Т. Смирнова, Л. Г. Татарниковой, З. И. Чукановой и других). Российские исследователи современности отмечено, что попытки реанимации физкультурной, оздоровительной, спортивной и массовой деятельности в образовательном учреждении старыми организационными формами, как правило, не дают ожидаемых результатов. Большое использование в образовательном процессе таких форм, как консультация, спецкурсы, лекции, повышение квалификации, дополнительное образование, которые ориентируют учащуюся молодежь на ЗОЖ, практически не осуществляется. Н. П. Абаскалова, Г. С. Никифоров, Т. И. Прокопенко, А. М. Столяренко и другие предлагают создавать такие модели и технологические модели формирования ЗОЖ, которые существенным образом изменили бы проблемную ситуацию, отношение молодежи к своему образу жизни. Процесс корректировки существующего на сегодняшний день образа жизни, процесс формирования ЗОЖ возможно лишь посредством специального педагогического обеспечения. [5]
Модель формирования ЗОЖ учащейся молодежи имеет предположение реализации педагогических условий. О необходимости создания конкретных педагогических условий для реализации воспитательных технологий писали И. Ф. Исаев, С. В. Кульневич, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и другие ученые. Подобного рода условия учитываются или создаются непосредственно для использования при достижении воспитательных целей и рассматриваются как комплекс предпосылок, организующий конкретно определенную педагогическую деятельность. В педагогических исследованиях условия представлены в качестве: обстоятельств, которые обеспечивают развитие и становление личности; требований к правильной организации воспитательного процесса; порядка действий; среды, где совершается процесс решения педагогических задач; наличии правил и отношений, которые обеспечивают реализацию цели педагогического воздействия, и так далее. [3, С. 95]
Здоровье учащейся молодёжи — самая главная ценность абсолютно любого сообщества и так же является важным достоянием личности, помогающее достигнуть наивысшего её саморазвития и самореализации на благо всего общества. Подобного рода подход подразумевает, что здоровье есть продукт большинства взаимным образом связанных и взаимодействующих между собой определенных физических, социальных и психологических факторов, направленных на процесс формирования подобного образа жизни обучающихся, являющийся проводящим компонентом здоровья и в котором не только физическое окружение, но и методы и взаимоотношения обеспечивают климат, который поддерживает оптимальное здоровье и благополучие. Все-таки более важным для реализации Модели представляется соблюдение 4-х позиций жизни учащихся:
1) меры поощрительного взаимоотношения учителя и учащихся;
2) высочайшая степень участия преподавательского состава и учащихся;
3) процесс ясности и прозрачности;
4) стимулирование автономно направленных моделей.
Основные направления модели и их краткое содержание:
1. Валеологическое обучение включало процесс организации, теоретическую разработку и проведение уроков ОБЖ, внеклассной или внеурочной работы («Дни здоровья», факультативы по разнообразным вопросам валеологии, кружки по интересам, олимпиадные игры по физической культуре, экологии, ОБЖ и так далее); уроков физической культуры, которые направлены на формирование у учащихся мотивационной способности на сохранение и развитие здоровья, личной ответственности именно за свое собственное здоровье и благополучие, приобретение определенных навыков здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, обретение способности к здравотворчеству.
2. Консультативная работа проводилась с обучающимися, учителями, родителями по разнообразным валеологическим вопросам в конкретно обозначенных случаях и ситуациях и включала в себя следующие задачи:
- создать творческий коллектив учителей, которые ориентированы на реализацию идей здоровья в образовании;
- валеологическим способом воспитывать родителей;
- координировать совместную работы школы и семьи по формированию и сохранению здоровья подростка как члена гражданского общества.
3. Валеологизация учебного и воспитательного процесса включает следующие задачи: [2, С. 62]
- психологически, педагогически, медико-биологически оценивать готовность к обучению обучающихся;
- изучать индивидуальные и личностные особенности обучающихся с целью дифференциации учебного и воспитательного процесса;
- анализировать и оценивать адаптацию учащихся к учебным нагрузкам;
- мониторировать состояние обучающихся в динамичном процессе учебного дня, недели, года в целях предупреждения возникающего утомления;
- личностно ориентировать обучение обучающихся;
- валеологически структурировать учебное пространство;
- валеологически целесообразно организовывать уроки, его этапы, компоненты;
- организовывать активный отдых на переменах, двигательную активность подростков в процессе обучения;
- ввести валеологические технологии и методы обучения (ассоциативный тренинг, развивать слуховую, зрительную память, умение концентрировать внимание, зрительно ориентироваться, ориентироватьсмя в общении, образно мыслить, музыкотерапия и так далее);
- сохранять благоприятный психологический микроклимат;
- формировать у учителей потребности в изменении образовательных стереотипов, взаимоотношений с учащимися в процессе обучения в соответствии с валеокультурой.
Литература:
1. Горин А. Г. Курение и человек. — М: Аспект Пресс, 2012. — 318с.
2. Динейка К. В. 10 уроков психофизической тренировки. М.: Физкультура и спорт, 2007. — 63 с.
3. Дорошкевич М. П. Основы валеологии и школьной гигиены / М. П. Дорошкевич. — М., 2003. — 238 с.
4. Кочеткова А. В., Филлипов В. Н., Скворцов Я. Л., Тарасов А. С. Теория и практика связей с общественностью. — СПб.: Питер, 2006. — 240с.
5. Кузин В. Г., Паршаков А. Т., Виноградов П. А., Паршикова Н. В., Моченов В. П. Концепция информационно — образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи. — Режим доступа: http://www. lib.sportedu.ru.