Цель: закреплять знания детей по теме «Овощи», «Овощевод» совершенствование грамматического строя речи на лексическом материале темы.
Задачи:
— Закреплять представление о значении и содержании труда работников сельского хозяйства (овощевод);
— Способствовать формированию понимания того, что любая профессия нужна и важна;
— Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти;
— Развитие мышления, целенаправленного внимания и наблюдательности, формирование работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
— Развитие общей и мелкой моторики.
— Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку;
— Развивать умение ориентироваться на местности.
— Обогащение словарного запаса детей; образование относительных, сложных прилагательных, причастий; согласование числительных с существительным и прилагательным; развитие умения оформлять в речи свои рассуждения, объяснения, доказательства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран. Демонстрационный материал:
мультимедийный материал, ИКТ игровой комплекс «играй и развивайся», набор овощей, аудиозапись; музыкальное оформление. Раздаточный материал: не дорисованные картинки с овощами, цветные карандаши, корзинки.
Орг. момент
— Я здороваюсь везде — дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице) . (Дети показывают «крылышки» .)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце.)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок» .)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок» .)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо.)
Здравствуй, День! (Жест влево.)
Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны.)
Проблемная ситуация
Ребята, к нам детский сад пришло письмо. (аудио и видео запись)
Здравствуйте, ребята! Мы жители далекой страны …. У нас случилась беда. Мы посадили овощи , все лето выращивали, ухаживали. А когда пришло время собирать урожай, все наши овощи пропали . Огороды стоят пустые. А мы так любим овощи . Оказывается, злая тетушка «Неурожайка» заколдовала наш огород, и для того чтобы у нас снова появились овощи, нужно собрать заветную картинку с овощеводами. Для этого вам предстоит выполнить несколько заданий, но делать их нужно по порядку. У каждого задания свой цвет, чтобы узнать какой цвет следующего задания нужно выполнить каждое задание до конца, только тогда вы получите элемент картинки с определенным цветом. начинать нужно с красного флажка. Помогите!
Беседа (с использованием мультимедийного оборудования)
— мы можем помочь? (да)
— почему и зачем нужны овощи? (в них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ).
— кто выращивает? (Овощеводы)
Люди, жившие на земле, отличаются трудолюбием, жизнь проходит в постоянных трудах и заботах, особенно в весеннее, летнее и осеннее время, в дни пахоты, посева, сбора урожая они работают от рассвета до поздней ночи.
Овощеводство- специализируется на выращивании овощных культур. Овощеводство занимается производством овощей для потребления в пищу в свежем и переработанном виде. Различают овощеводство открытого и закрытого грунта. Овощеводство открытого грунта имеет сезонность. Сочетание открытого и закрытого грунта дает возможность получать овощную продукцию круглый год.
— где мы можем взять овощи ?(в магазине, в погребе)
— где растут? (в огороде на грядке, в теплице, в поле)
— что садят в грунт, чтобы вырос овощ? (семена, рассаду)
— какие еще профессии необходимы для выращивания овощей ?
(Селекционеры-…, кладовщик-…, грузчики-…, водители-…, механик.., агроном). Овощеводы разобьют грядки, будут ухаживать за растениями. Грузчики и кладовщик построят склад, будут переносить овощи и хранить их. Водитель и механик проверят технику. А селекционеры пройдут в лабораторию, и выберут сорта овощей , которые будем сажать, ответственную работу, где, что и когда высаживать, выполнят агрономы.
Упражнение на релаксацию: “Семена растений”
Педагог психолог: — Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригрело семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление).
Игра «Какие овощи узнал?»
Психолог привлекает внимание к экрану, демонстрирующему слайд с графическим изображением рисунков.
Вы справились с заданием. И вот вам первый элемент картинки, а куда нам идти дальше, смотрим какой цвет на карточке? (идем к оранжевому флажку).
Игровое упражнение «назови овощи ” (использование игрового комплекса «Играй и развивайся») — Назовите растения, которые вырастили овощеводы, (На экране появляется таблица с контурными и наложенными изображениями овощей, дети говорят названия овощей, картинки выстраиваются в ряд.) Назовите одним словом эти растения. (Овощи.) Картинки эти не простые, а волшебные. Как только вы расскажете о каждом овоще, картинки станут цветными. Подберите к каждому овощу слова-признаки. Расскажите о том, какой овощ по форме, цвету, на вкус и на ощупь, какой внутри. (дети подбирают слова-признаки, на экране с помощью компьютерных технологий картинки “оживают”, становятся цветными.): — Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
Удивляется народ
что за чудо огород. (разводят руками, пожимают плечами)
Здесь редис есть и салат,
лук, петрушка и шпинат
Помидоры, огурцы.. (загибают пальчики)
Зреют дружно — молодцы! (показывают большой палец — ВО!)
И картофель, и капуста.
Растут на грядках густо- густо. (трясут кистями рук)
И все дружно говорят:
«Мы растем здесь для ребят. (указательный палец вверх)
За усердие и труд урожай весь соберут». (хлопки)
Пальчиковая гимнастика — «Чудо — огород»
А сейчас нам пора идти дальше, получаем карточку с желтым цветом и направляемся к желтому флажку.
Игровое упражнение «дорисуй овощи»
Но вот беда! В огород пробрались мыши, помощники «Неурожайки», и погрызли несколько овощей (показывает картинки с недорисованными овощами). Пройдите за столы, возьмите карточки и цветные карандаши. (дети садятся за столы) — Что нарисовано на карточках? (У меня на карточке нарисован помидор; у меня нарисована морковь...) — Выберите карандаш нужного цвета, дорисуйте вторую половинку овоща и заштрихуйте его вертикальными линиями. (дети выполняют дорисовку и штриховку, проводится самооценка и взаимооценка детских работ, размещение рисунков детей на стенде «Огород»).
А сейчас нам пора идти дальше, получаем карточку с зеленым цветом и направляемся к зеленому флажку.
Развитие обще речевых навыков (проговаривание чистоговорки) Кто прогонит мышей — Правильно, нужен кот! давайте вспомним нашу чистоговорку про кота. Мыши услышат её, испугаются и убегут. — Встаньте в круг, выпрямите спины, опустите руки, давайте отрегулируем дыхание. По моей команде вы будете делать глубокий вдох, задержку дыхания, выдох. (Звучит спокойная инструментальная музыка, по команде логопеда дети осуществляют диафрагмальное дыхание стоя.) Учитель-логопед: — Вспомнили чистоговорку про кота? Говорить нужно четко, ясно, хорошо двигая губами, на одном выдохе после задержки дыхания. Следите за моими командами. ТИШЕ, МЫШИ! ТИШЕ, МЫШИ! КОТ ЖИВЁТ НА НАШЕЙ КРЫШЕ! (дети проговаривают чистоговорки хором, по одному, учитель-логопед следит за дыханием детей.)
Молодцы, получайте еще карточку с голубым цветом. (идем к голубому флажку).
Физминутка.
Игровое упражнение “Соберём урожай ”: — Какой богатый урожай овощей у нас уродился в этом году! дети, расскажите урожай каких овощей мы будем сейчас собирать? (Мы будем собирать урожай моркови, капусты, лука, огурцов, помидоров, свёклы, огурцов...) Все готовы к сбору урожая? Приступайте. (дети собирают урожай каждый в свою корзинку.): — Молодцы, быстро справились с заданием. Расскажите, сколько и каких овощей вы собрали и как собирали. — Можно, я первый расскажу? (даёт образец ответа): — Я сорвал три зелёных огурца. — Молодец, правильно ответил. давай послушаем детей. (дети дают ответы, учитель логопед следит за правильностью выполнения задания.) Теперь вам нужно зарисовать овощи напишем нашим жителям письмо, что мы собрали. Нарисуйте в верхнем правом квадратике морковь. В нижнем левом — репу. В среднем (центральном) — огурец. И т. д. Соедини линиями каждый овощ с: кляксой соответствующего цвета; с соответствующей формой.
Получите следующий элемент картинки с синим цветом (идем к синему флажку)
Отгадай загадки, доскажи словечко.
Игра “да — нет” Вот здорово! Теперь вместе мы сможем приготовить много всяких кушаний из овощей. Из огурцов мы сделаем огурцовый салат. Учитель-логопед: — дети, правильно ли сказала? Какой салат можно приготовить из огурцов? (огуречный) — я расскажу, что буду готовить из овощей, а ребята будут поправлять, если я ошибусь. дети стоят в кругу, взявшись за руки. Логопед произносит словосочетание, например: Кабачёчная икра, морковочный салат, томатный сок, картошечное пюре, баклажанная икра, свекляной сок, капустовый салат, луковый салат. Если сказанное соответствует действительности, то дети поднимают руки вверх и отвечают: — да-да-да, это так! Если нет, то дети приседают и говорят; -Нет-нет-нет, все не так!
Упражнение «Из чего — какой?»: Обведи пунктирные линии и назови, из каких овощей и что приготовила мама. Какой (какая, какое) это сок (салат, пюре, запеканка)? [Морковный сок. Овощной салат. И т. д.)
Молодцы вы отгадали все загадки. Получите следующий элемент картинки с фиолетовым цветом. (Идем к фиолетовому флажку.)
Молодцы вы справились. Получите последний элемент картинки.
А теперь соберем скорей волшебную картинку и поможем жителям далекой страны расколдуем их огороды. (звучит волшебная музыка). Все колдовство «Неурожайки» исчезло, и к жителей далекой страны весь урожай вернулся.
Что получилось?
Это овощеводы собирают урожай на огороде и в поле.
Организация итога занятия : — Вот и подошел к концу наш путь. — Где мы сегодня побывали? (мы были на огороде у овощеводов). Чем мы помогли жителям далекой страны? (Мы помогли собрать волшебную картинку, чтобы и у них могли расти овощи..) — Чем ещё мы занимались на занятии? (Мы “раскрашивали” картинки с овощами, подбирали слова-признаки; играли, учили правильно называть слова; выполняли штриховку.) Педагоги положительно оценивает работу каждого ребёнка на занятии.
Литература:
- Брызгалов, В. А. Справочник по овощеводству / сост. В. А. Брызгалов. — Москва: Колос, 1982. — 512 с.
- Рыбанов А. А. Информационные технологии в профориентационной работе / А. А. Рыбанов // 2011. porof.ru/tvorcheskieprofessii/narodniyteatr festival.1september.ru http://www.vniisad.ru/ www.menobr.ru www.vashpsixolog.ru ru.wikipedia.org
- Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Т. Н. Зенина.
- Экологическое воспитание в детском саду. О. А. Соломенникова.
- Павлова. дидактические игры по ФЦКМ.