В настоящее время к числу наиболее острых проблем функционирования бюджетной системы Российской Федерации относится проблема повышения ответственности на нецелевое использования бюджетных средств.
Сегодня бюджетные средства все чаще используются не по их назначению, что представляет собой серьезную опасность всему государству. Она может выражаться в прямом срыве финансирования государственных целевых программ, в сдерживании развития социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В первую очередь необходимо говорить о формировании эффективного управления государственными и муниципальными финансами, на базе современных принципов бюджетной системы России.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
С принятием Бюджетного кодекса РФ ответственность за нецелевое использование бюджетных средств был придан системный характер, в частности, до внесения изменений в БК РФ, Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] ст. 289, предусматривалось за совершение данного нарушения бюджетного законодательства применение нескольких видов юридической ответственности: бюджетно-правовой, уголовной и административной.
В действующей редакции БК РФ статья 289 БК РФ утратила силу. Такой подход к обеспечению целевого использования бюджетных средств является необходимым, так как данное нарушение бюджетного законодательства относится к числу правонарушений, причиняющих существенный материальный ущерб государству и муниципальным образованиям.
В целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, в связи с этим бюджетные и казенные учреждения постоянно находятся под прицелом контролирующих органов, таких как Счетная палата РФ, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, налоговые органы, органы Пенсионного фонда. Как показывает практика проверок и ревизий, в настоящее время все еще актуальным остается вопрос соблюдения бюджетными и казенными учреждениями бюджетного законодательства, в частности целевого расходования выделенных средств федеральным бюджетом.
В своей деятельности Счетная палата РФ, органы финансового контроля все чаще сталкиваются с нецелевым использованием бюджетных средств. По официальным данным, приведенным в таблице 1, выявлены следующие показатели нецелевого использования средств федерального бюджета [2].
Таблица 1
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Показатели (млрд руб.) |
0,97 |
1,96 |
3,8 |
1,58 |
1,2 |
1,1 |
Из приведенных выше данных видно, что нецелевое использование бюджетных средств с 2010г. пошло на убыль.
Минфин России осуществил в 2012 году блокировку расходов федерального бюджета,сократив лимиты бюджетных обязательств, главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Росфиннадзором.
Предоставленная Минфином России информация о лимитах бюджетных обязательств по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Росфиннадзором, несокращенных на 1 января 2012 года и на 1 января 2013 года, представленных к сокращению и сокращенных в 2012 году, отражена в следующей таблице.
Лимиты бюджетных обязательств |
||||
несокращенные на 01.01.2012 (млн. рублей) |
представленные к сокращению за 2012 год (млн. рублей) |
Сокращенные за 2012 год (млн. рублей) |
гр.3/(гр.1+гр.2) *100 (%) |
Несокращенные на 01.01.2013 (млн. рублей) |
232,8 |
0 |
207,7 |
0,9 |
25,1 |
Остаток несокращенных лимитов бюджетных обязательств по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Росфиннадзором, на 1 января 2013 года составил 25,1 млн. рублей [3].
Несмотря на то что, в современной России вопросом бюджетного контроля уделяется достаточное внимание, к сожалению, ежегодные отчеты, приводимые Счетной палатой РФ, продолжают свидетельствовать о многочисленных фактах нецелевого расходования бюджетных средств, в структуре должностной преступности преступные деяния в виде нецелевого расходования бюджетных средств составляют незначительную часть. Так, в целом по России, по данным ГНЦ МВД РФ, по ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) (нецелевое расходование бюджетных средств), приведены в таблице 2.
Таблица 2
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Показатели (шт.) |
156 |
197 |
117 |
157 |
101 |
112 |
Приведенные цифры свидетельствуют о неэффективном применении и уголовного законодательства в сфере установленного порядка расходования бюджетных средств [4].
Важность для государства и общества в целом проблемы нецелевого расходования бюджетных средств, недостаточная изученность и разработанность теоретических и практических проблем бюджетной ответственности за нарушение, предусмотренное ст. 306.4 БК РФ, необходимость дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства, а также практики его применения определяют актуальность работы, как в научном, так и в практическом плане.
До внесения изменений федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ в БК РФ, КоАП РФ в ряде случаев из-за отсутствия четкого и прозрачного механизма применения норм, предусматривающих бюджетно-правовую ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, стало фактически невозможным применение указанной ответственности, что подтверждается сложившейся в РФ правоприменительной, в том числе судебной практики; существующие сроки давности привлечения к административной ответственности не соответствуют практике контрольных мероприятий органов финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора), открывая широкие возможности для нецелевого использования бюджетных средств; в силу необоснованных различий в формулировке нецелевого использования бюджетных средств в БК РФ, УК РФ, а также в КоАП РФ затруднено реагирование на данное нарушение всей системой предусмотренных в законодательстве мер [5].
Анализирую различные формулировки понятия нецелевого использования бюджетных средств, заложенные законодателем в ст. ст. 289 БК РФ, 15.14 КоАП РФ и 285.1 УК РФ «направление и использование» (БК РФ), «использование» (КоАП РФ), «расходование» (УК РФ), можно сделать вывод о нецелесообразности, в развитие принципа системности ответственности, приведения их к единообразному пониманию во всех нормативных актах, регламентирующих ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
На сегодняшний день законодатель внес кардинальные изменения в БК РФ и КоАП РФ, сформировав единообразное понимание нецелевого использования бюджетных средств. Статьей 306.4 БК РФ и статьей 15.14 КоАП РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Однако статьи 285.1 и 285.2 УК РФ, до сих пор содержат формулировку «расходование бюджетных средств».
Представляется, что законодателю необходимо привести к единообразному пониманию термина «нецелевое использования бюджетных средств» и внести изменения в статьи 285.1 и 285.2 УК РФ.
Справедливо утверждает Трубин В. Ю., что правонарушения, связанные с нарушением принципа адресности исполнения бюджетных средств, совершаются, как правило, умышленно, а нарушения принципа целевого использования бюджетных средств могут носить и неосторожный характер [5].
КоАП РФ, предусматривает административную ответственность должностного лица за нарушение установленных правил бюджетной отчетности в виде штрафа и дисквалификации. БК РФ в статье 306.4 за нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
В соответствии со статьями 285.1, 285.2 Уголовного кодекса РФ расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом получателя на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере (более 1 500 000 рублей).
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что нецелевое использование бюджетных средств, следует рассматривать как нарушение бюджетного законодательства РФ, оно влечет наступление юридической ответственности, в зависимости от тяжести последствий и порождает различные негативные последствия для государства. Проблемы правового регулирования в указанной сфере позволяют правонарушителям избегать ответственности.
Литература:
1. Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 31. - Ст. 4191
2. См.: Официальный сайт Счетной палаты РФ http://www.ach.gov.ru/ (дата обращения – 11 ноября 2013 г.)
3. См. Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: http://www.rosfinnadzor.ru/ (дата обращения 11 ноября 2013г.)
4. Статистика приведена по данным ГИЦ МВД РФ. См.: //http://www.mvd.ru (дата обращения – 11 ноября 2013 г.)
5. Трубин В.Ю. Нецелевое использование бюджетных средств как основание ответственности за нарушение бюджетного законодательства: Дис. …канд.юрид.наук. Саратов, 2011.