Современные тенденции в развитии образовательного процесса определяются задачами подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих высокоразвитыми профессиональными и нравственными качествами, способных не только воспроизводить полученные в вузе знания, применять в знакомых ситуациях профессиональные умения и навыки, но и творчески решать стоящие перед ними задачи.
Важным условием для подготовки таких специалистов является создание профессиограммы учителя, документа, устанавливающего основные функции его педагогической деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета [5].
В условиях подготовки к введению ФГОС ВПО нового поколения, который строится на компетентностной основе, особую актуальность приобретает проблема формирования у будущих специалистов общей профессиональной компетентности в целом и различных видов частных профессиональных компетентностей, что предполагает системные изменения в образовательном процессе вуза.
Особо остро стоит проблема формирования компетенций учителя иностранного языка в области осуществления контроля устных речевых умений учащихся, сформированность которых является одним из важнейших показателей достижения цели обучения иностранному языку — формировании у обучающихся черт поликультурной личности, способной принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации [1].
Формирование диагностической компетенции у будущих учителей возможно по средствам использования в учебном процессе различных технологий, направленных на развитие умений качественной проверки и оценивания результатов обучения школьников.
Использование тестовой технологии и диагностических заданий в оценке качества обученности как средства формирования компетенций учителя иностранного языка в области осуществления контроля речевых умений учащихся. Тестовая технология является наиболее используемой в качестве проверки уровня обученности студентов и разработаны рекомендации по использованию тестовой технологии [2, 4, 6].
Тест является надежным инструментом, который позволяет объективно оценить качество усвоения знаний. Задание теста создается в соответствии с требованиями валидности, однозначности и простоты, с учетом целей изучения учебных элементов. Эталон представляет собой последовательное, полное и правильное описание выполнения задания, в котором выделены существенные операции. Под операцией теста понимают единичное действие. Существенными являются только операции, отражающие усвоение знаний, умений и навыков по тем учебным элементам, в терминах которых в данном учебном предмете формулируются цели обучения.
Показателем качества усвоения учебного материала является коэффициент усвоения, формула которого универсальна для любого из запланированных уровней:
К — коэффициент качества усвоения,
а — количество правильно выполненных операций в задании,
р — условное обозначение уровня усвоения.
Известно, что в современных условиях существуют два метода контроля: субъективный и объективный. Субъективный метод контроля усвоения учебного материала студентом означает выявление, измерение и оценку знаний, умений и навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов. Субъективный контроль не стандартизируем. Под объективным контролем подразумевается контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов и может быть выполнен с использованием приборных измерений. Объективный контроль стандартизуется.
Инструментом (прибором), который позволяет объективно оценить качество усвоения, является тест, сочетающий в себе контрольное задание на выполнение деятельности определенного уровня и эталон, по которому можно судить о качестве ее усвоения, то есть:
Тест = Задание + Эталон или Т = 3 + Э, где:
- задание (3) теста создается в соответствии с требованиями валидности, однозначности и простоты с учетом целей изучения предмета;
- эталон (Э) представляет собой последовательное полное и правильное описание выполнения задания, в котором выделены существенные операции.
Под операцией теста понимают единичное действие. Существенными являются только операции, отражающие усвоение учащимися знаний, умений и навыков по тем учебным элементам, которые в данном учебном предмете являются целью обучения.
Все большее значение в условиях современного тестирования приобретают классификации тестов учебных достижений и методологических правил их конструирования, представленные программно-дидактическими тестовыми заданиями, ориентированными на применение их в системах компьютерного адаптивного тестирования, и выполненные с учетом рекомендаций международных стандартов тестирования IMS.
В соответствии с этим стандартом классификация тестов должна производиться по одному признаку. При этом:
- основание классификации должно быть существенным;
- число ступеней, шагов деления учебного материала для тестового задания должно быть логически оправданным;
- каждая последующая ступень деления учебного материала должна обосновываться предшествующей, уже отработанной для определения порядка тестирования.
При этом необходимо иметь в виду, что критериально-ориентированные программно-дидактические тесты позволяют оценить уровень разделов или тем учебного материала относительно его полного объема.
Выборочно ориентированные программно-дидактические тесты используются для выявления «пробелов» в усвоении той или иной части учебного материала. Социально-ориентированные программно-дидактические тесты применяются для анализа соответствия квалификации выпускников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым сферой конкретной производственной или научной деятельности.
Важное место в оценке качества подготовки студентов занимает широко используемая система рейтингового контроля усвоения знаний, умений и навыков [3].
Рейтинговая система, как один из методов контроля и оценки результатов учебной деятельности студентов, имеет ряд преимуществ перед традиционной системой. Она обеспечивает:
- более объективную оценку, фактически исключающую случайность;
- ритмичность работы студентов в течение семестра;
- возможность непрерывности контроля;
- большую вариативность оценки и индивидуальный подход в оценке работы студентов;
- разрешение конфликтных ситуаций при выводе итоговой оценки;
- большую возможность для осуществления самоконтроля и самооценки.
Суммарный максимальный рейтинг за период обучения складывается из максимального рейтинга предметов. А рейтинг предмета складывается из рейтинга отдельных учебных тем и разделов. При таком подходе в полной мере учитывается значимость предмета, создается возможность автоматически, практически бесконфликтно, решать вопрос о допуске студентов к сессии, к дипломному проектированию и др. Без труда и объективно выявляется лучший студент по курсу, по специальности, образовательному учреждению.
Успешность рейтингового контроля заключается в необходимости своевременно:
- определить значимость учебного предмета, аттестации по пятибалльной системе;
- составить тематический план по предмету и распределить в нем максимально допустимый рейтинг по темам или разделам с учетом решаемых учебных целей;
- определить периодичность контроля, его средства и методы;
- заключить договор в письменном виде с группой студентов об условиях применения рейтинговой системы.
В договоре необходимо отразить:
- значимость баллов оценки каждой темы учебного занятия;
- условия возможного освобождения от экзамена и «стоимость» экзаменационной оценки;
- условия назначения поощрительных и штрафных баллов;
- уточнить с администрацией форму заполнения отчетного документа.
Шкала рейтинговой оценки знаний студентов может быть представлена следующим образом:
- оценка «5» — 90–100 % баллов от максимально возможного количества;
- оценка «4» — 75–89 % баллов от максимально возможного количества;
- оценка «3» — 60–74 % баллов от максимально возможного количества;
- оценка «2» — ниже 60 % баллов от максимально возможного количества.
В идеале контроль должен быть осуществим на каждом занятии. Но это требует большого количества дополнительной работы преподавателя для составления контрольных заданий и их проверки. Упростить задачу возможно, назначив по теме или разделу несколько контрольных точек. Осуществление действительного контроля знаний, выполняющего не только контролирующие, но и обучающие функции, предъявляет высокие требования к профессиональным качествам преподавателя, уровню его педагогического мастерства.
С целью совершенствования образовательного процесса и системы оценивания можно дать некоторые практические рекомендации по педагогической диагностике профессионального становления будущего специалиста в вузе на основе методики тестирования профессиональных достижений:
- Должно быть соблюдено соответствие тестов профессиональных достижений требованиям Государственного образовательного стандарта по направлению и уровню профессиональной подготовки специалиста иноязычного образования.
- Должно быть соблюдено соответствие содержания тестов профессиональных достижений объёму разделов учебных дисциплин. Тесты должны отвечать требованиям валидности тестовых композиций и верности оценивания. Содержание всей совокупности тестов должно покрывать программу обучения по дисциплине, включая как занятия в аудитории, так и самостоятельную работу студентов.
- Наряду с простыми заданиями, тест профессиональных достижений должен содержать и достаточно сложные задания. Степень трудности считается недостаточной при 90–100 % отличных оценок; нормальной — при 10–25 % отличных оценок; завышенной — при менее чем 30 % положительных оценок и отсутствии отличных оценок. В случае недостаточной или завышенной трудности тест должен быть переработан с учётом его изменения или проведения дополнительной работы со студентами по теме теста.
- Необходима ориентация на высокие технологии тестирования, что реализуется путём создания качественного механизма оценки, введения режима адаптивного тестирования и применения современных технологий.
Виды тестов профессиональных достижений:
- стандартный тест содержит примерно 50–60 единиц информации типа задания и рассчитан на 2 академических часа (80–90 мин.);
- новый тест охватывает тему, по которой не существовало варианта теста, или состоит на 90 % из новых заданий по сравнению с имеющимся тестом;
- два разных, но равносильных теста на одну тему не могут совпадать более чем на 25 % по используемым заданиям;
- в разных тестах допускается использование до 20 % повторяющихся вопросов или заданий, если это имеет методологическое обоснование;
- тип теста варьируется в зависимости от назначения и может включать разные варианты заданий.
Содержание тестового задания должно быть ориентировано на совершение тестируемым однозначного действия. Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены. В тестовом задании определяющий признак должен быть необходимым и достаточным. Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитанными на оценку остаточных знаний выпускников. Среднее время подготовки испытуемого к выполнению тестового задания не должно превышать 1,5 минуты. Каждая база тестовых заданий должна сопровождаться спецификацией с такой информацией: содержательная часть, качественные показатели и характеристики тестовых заданий. Студентов необходимо заранее ознакомить с типовыми примерами выполнения тестовых заданий, порядком работы в конкретной системе тестирования не позднее, чем за две недели до начала испытаний.
Таким образом, использование тестовой технологии и системы рейтингового контроля и оценки результатов учебной деятельности является важным и необходимым способом формирования компетенций учителя иностранного языка в области осуществления контроля речевых умений учащихся.
Литература:
1. Гальскова Н. Д. Теория обучения ИЯ: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студентов/ Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, М.: Академия, 2004. — 336 с..
2. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. — М.: Педагогика, 2000. — 175 с.
3. Полищук М. Н. Рейтинг как реальная оценка знаний ученика / М. Н. Полищук, Н. В. Яцков. — Родно, 1996.
4. Поляков О. Г. Контроль в обучении иностранным языкам / О. Г. Поляков // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2010, с. 382–407.
5. Сороковых Г. В. Профессиональная подготовка специалиста иноязычного образования: теория и практика. М.АПКиППРО.-, 2011.- 284 с.
6. Mcnamara T. F. Language Testing / T. F. Mcnamara. — Oxford: Oxford University Press, 2000. — 292 рp.