Как показывает практика, ни отдельно взятый индивид, ни общество в целом, не способны существовать без общения, которое является одним из двигателей развития социума. Общаясь, люди обмениваются мыслями, идеями, то есть — информацией. Существует множество способов передачи и получения информации, причем как вербальных, так и невербальных. Однако постепенно источники информации, как и роль иностранных языков в нашей жизни меняется. Ни для кого не секрет, что сегодня большинство людей узнают новости о событиях в их стране или в мире из газет или же статей в интернете. Читая научные публикации, энциклопедии или учебники, человек получает новую информацию, повышая уровень своего интеллекта и тем самым уровень общей компетентности. Развитие средств электронной передачи данных, а также сети Интернет, равно как увеличение как академической, так и профессиональной мобильности, повышает роль практического владения иностранными языками как средства успешной социализации и профессиональной и личностной самореализации человека. Активные процессы глобализации и интернационализации, происходящие сегодня в мире, неизбежно приводят к тесным межкультурным контактам, и, как следствие, особую значимость приобретает межкультурная коммуникация. В виду происходящих процессов, в современном обществе значительно изменилась роль иностранных языков.
Повышение значимости языков, неизбежно влечет за собой изменения не только в методике их преподавания, но и в отборе содержания, а также в требованиях к результатам обучения иностранным языкам. Так, согласно примерной образовательной программе, основное назначение изучения иностранного языка состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции (далее ИКК), т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Одним из компонентов ИКК является речевая компетенция, то есть коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.
Требования к уровню владения иностранным языком, также как и требования к обучению в школе в целом, содержатся в таком нормативном документе, как Федеральный государственный образовательный стандарт (ФОГС). Для средней общеобразовательной школы (СОШ) стандарты разработаны с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей — ФГОС начального общего образования (1–4 классы), ФГОС основного общего образования (5–9 классы) и ФГОС среднего (полного) общего образования (10–11 классы). Остановимся на вопросе о том, что же такое ФГОС и каковы основные причины его введения. ФГОС — это «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1].
Долгие годы в российской образовательной системе наблюдались несоответствия в требованиях, предъявляемых на новом этапе обучения, уровню знаний, полученных на предыдущей ступени. Так, зачастую выпускники школ сталкивались с подобной проблемой при поступлении в высшие учебные заведения, поскольку требования к вступительным экзаменам не соответствовали содержанию школьного образования. С целью решения обозначенной проблемы, а также модернизации образования, Министерство образования РФ разработало ФГОС, введение которого должно обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность образовательных программ всех этапов образования.
ФГОС второго поколения содержат следующие требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы;
- к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям [1].
ФГОС предусматривает формирование трех основных групп результатов обучения в школе: личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты касаются формирования личности школьника и предусматривают, что современный школьник должен быть, прежде всего, личностью с явно выраженной гражданской позицией и ответственностью, способной к постоянному самообразованию, подготовленный к профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики [2]. Метапредметные результаты касаются формирования универсальных учебных действий, то есть действий, которые помогут школьнику практически реализовать собственную готовность к самообразованию. Метапредметные результаты включают в себя формирование ученика способности к реализации следующего образовательного алгоритма: 1) определить и сформулировать цель обучения (например, применительно к иностранному языку: «Хочу научиться писать письма на французском языке, потому что хочу переписываться с девочкой, с которой познакомился этим летом в Париже»); 2) определить путь достижения поставленной цели («Я должен научиться писать слова и правильно «собрать» их в предложения, значит, мне нужно найти электронный словарь кого-то, кто сможет объяснить мне как правильно «складывать» слова в предложения»), определить, какой отрезок пути он может пройти сам, а где потребуется помощь (электронным словарем можно пользоваться самостоятельно, нужно только суметь его найти, а вот, чтобы понять структуру предложения и базовую грамматику, возможно, потребуется помощь «извне»); 3) сохранять мотивацию на протяжении всего обучения (не «забросить» обучение после того, как понял, как много среди самых распространенных французских глаголов — глаголов 3 группы, т. е. тех, которые спрягаются как хотят, без соблюдения базовых правил); 4) способность оценивать достигнутые результаты и анализировать причины неудач («Написать-то я написал, но вот ответы получил на совсем другие вопросы. Почему? М.б. электронный словарь что-то напутал или я где-то ошибся?»); 5) активно использовать интернет-технологии в обучении («Попробую сменить словарь»…). Таким образом можно сказать, что ФГОС предусматривает формирование совершенно нового уровня способности к самообразованию у учеников. Уровня, на котором они будут способны не только ставить цель, разрабатывать алгоритм ее достижения, но и критически оценивать свои собственные действия.
Что касается предметных результатов обучения иностранному языку, то их формулировки приведены в сводной таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения предмету «Иностранный язык» в СОШ на ступени начального, среднего и общего (полного) образования
Начальное общее образование |
Среднее общее образование |
Общее (полное) образование |
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлений; 3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [2]. |
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания; 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; […] расширение лингвистического кругозора и лексического запаса; 3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком [3]. |
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, как инструмента межкультурного общения в современном мире; 2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; 3) достижение порогового уровня владения иностранным языком; 4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации [4]. |
Вышеприведенная таблица позволяет наглядно продемонстрировать насколько сместился акцент в обучении в СОШ, особенно в плане обучения иностранным языкам. Основные задачи учителя ИЯ — формирование у ученика способности к: а) коммуникации; б) поиску информации на ИЯ; в) самостоятельному углублению знаний; г) формирование способности к восприятию чужой культуры, толерантному и уважительному отношению к ней. Соответственно и критериями владения ИЯ должны быть: а) способность ученика к решению конкретной коммуникативной задачи; б) умение работать с иноязычной литературой; в) способность к самостоятельному поиску и усвоению знаний — то есть способности, имеющие весьма конкретное практическое применение и выражение. Иностранный язык постепенно из средства «тренировки разума» постепенно приобретает все более выраженную роль средства успешной социализации, самореализации и саморазвития ребенка. Владение ИЯ постепенно становится важным условием профессиональной компетентности будущего специалиста. Сформировать вышеперечисленные способности (компетенции) у учащихся можно только на основе системно-деятельностного подхода, который, в соответствии с ФГОС должен лежать в основе обучения в школе, а на практике может реализоваться только благодаря способности учителя ИЯ создавать и развивать условно-коммуникативные ситуации, использовать любой элемент урока, любой учебный материал для формирования коммуникативной компетенции учеников, для обучения их общению [5].
На основе требований к результатам образования, представленных в ФГОС второго поколения, составляются примерные программы по учебным предметам и, в частности, по иностранному языку. Примерная программа является своего рода образцом для составления рабочих программ по предметам и, определяя инвариантную часть учебного курса, оставляет свободу авторам учебников и рабочих программ в выборе содержания материала, его структурировании, определении последовательности его изучения.
Составляя программу обучения иностранному языку, автор обязательно должен соблюдать три основные содержательные линии:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности;
- языковые средства и навыки оперирования ими;
- социокультурные знания и умения.
Несмотря на то, что первостепенными являются коммуникативные умения, все же все три содержательные линии настолько взаимосвязаны, что отсутствие хотя бы одной из них неизбежно ведет к нарушению единства учебного предмета «Иностранный язык».
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в современной школе, по крайней мере на уровне нормативных документов, происходят существенные изменения требований, предъявляемых не только к результатам обучения иностранным языкам в СОШ, но и к содержанию и организации всего учебно-воспитательного процесса. В современном обществе иностранный язык является не только и не столько учебным предметом, сколько — одним из средств социализации личности. В сложившихся обстоятельствах результатом обучения иностранному языку должно стать формирование базы иноязычной коммуникативной компетенции, а также способности к самостоятельному углублению и развитию данной компетенции.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» [электронный ресурс] — http://www.rg.ru/2007/12/05/obrazovanie-stansart-dok.html, дата обращения 01.02.2013.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 23.10.2009 № 373 [электронный ресурс] — http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp, дата обращения 01.02.2013
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 17.12.2010 № 1897 [электронный ресурс] — http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp, дата обращения 01.02.2013
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (полного) образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 17.05.2012 № 413 [электронный ресурс] — http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp, дата обращения 01.02.2013
5. Ломакина Г. Р. Метакоммуникативный компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка/Г. Р. Ломакина//Человек и образование. — 2012, № 2. — С.83–86.