Расходы бюджета, как известно существенным образом оказывают большое влияние на эффективное функционирование органов государственной власти, организаций и граждан.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1, ст. 3823] (далее по тексту БК РФ) под расходами бюджета понимаются выплачиваемые из бюджета денежных средств, за исключением средств, которые являются в соответствии с бюджетным законодательством источниками финансирования дефицита бюджета.
Особая роль в правоотношениях, возникающие в связи с расходами бюджета, принадлежит правовому институту в области закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Государственные и муниципальные нужды, как известно, занимают третью часть федерального бюджета [8].
В статье 72 БК РФ указано, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производиться в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Институт государственных и муниципальных нужд в России в своем историческом развитии наблюдается с древнейших времен, но нормативно-правовое закрепление он получил со времен Петра I [5, c.13].
Официальное правовое закрепление института государственных нужд при Петре I связано с тем обстоятельством, что в России начинает интенсивно увеличивается рост количества военно-морских учреждений и соответственно для удовлетворения их нужд расходуются бюджетные средства.
«Регламент Адмиралтейства и Верфи», принятый в 1721 г., можно полагать, что он является в истории России первым официальным нормативным правовым актом, для удовлетворения государственных и муниципальных нужд [5, c.13].
Последующее законодательство XVII и первой половины XIX века регламентируется различными указами и постановлениями.
Практика применения законодательства о государственных и муниципальных нуждах служила предпосылкой, что определение победителя в должной мере не дает эффективных результатов, поэтому особое внимание было уделено таким моментам как: сроки исполнения работ, качество, способы доставок, возможности выполнения работ и т. д.
«Положение о казенных подрядах и поставках», действовавший с 1900 года был последним нормативным правовым актом, направленный для удовлетворения государственных нужд дореволюционной России.
По этому поводу известный ученый-юрист тех времен Г. Ф. Шершеневич особое внимание обратил психологический момент на вышеуказанный нормативный правовой акт, обосновывая тем, что каждый кандидат на исполнение государственного заказа, зная, что другие же кандидаты могут предложить более выгодные предложения. И поэтому у каждого подрядчика были на это счет свои соображения, которые обеспечивали бы эффективное выполнение задач для удовлетворения нужд государства [9, c.175–176].
Во времена Советской власти правовой институт государственных нужд применялся в связи с переходом на новую экономическую политику и завершился этот процесс с переходом на плановое хозяйство и государственное распределение с начала 1930-х г. г. И можно сказать, что институт государственных и муниципальных нужд с этого времени прекратил свое существование.
Однако с начала 1990 — х г. г. стало известно, что плановое хозяйство и государственное распределение не эффективно в новых условиях рыночной экономики. Поэтому в 1992 году был принят Закон РФ № 2859–1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» [4]. Данный законодательный акт носил декларативный характер и результаты его применения были менее эффективны. Существенным недостатком был такой момент, что не был предусмотрен механизм проведения торгов. Также было много противоречий и пробелов с другими законодательными актами.
На сегодняшний момент отношения по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [2, cт. 3105], (далее Закон № 94-ФЗ) который прекращает свое действие с 1 января 2014 года в связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] (далее ФЗ-№ 44 «О федеральной контрактной системе»).
Принятие ФЗ-№ 44 «О федеральной контрактной системе» по мнению некоторых специалистов, обусловлено, тем, что ныне действующий Закон № 94-ФЗ создает предпосылки для высокого уровня коррумпированности чиновников [7]. Тем самым, ФЗ-№ 44 «О федеральной контрактной системе», в первую очередь нужен для борьбы с негативными явлениями, связанные с коррупцией. Также, предусматривается, что вышеуказанным нормативным правовым актом будут сэкономлены средства в размере 1 трлн. руб [8].
По сравнению с Законом № 94-ФЗ нормы ФЗ-№ 44 «О федеральной контрактной системе» направлены на:
- применение современных инновационных методов управления государственными закупками (организационно-функциональная структура, государственно-частное партнерство, информационно-аналитическая система, управление рисками и т. д.);
- установления постоянно действующей обратной связи от исполнителя к заказчику, федеральным органам исполнительной власти, обществу на основе мониторинга всего жизненного цикла государственного контракта;
- методического обеспечения системы заключения и исполнения государственных контрактов;
- своевременного выявления государственных контрактов с существенными отклонениями от параметров аналогичных государственных контрактов, проведения оценки и принятия, соответствующих мер по повышению их экономической эффективности [6].
В ФЗ-№ 44 «О федеральной контрактной системе» дается единое и систематизированное толкование определения государственные и муниципальные нужды. В Законе № 94-ФЗ определение понятий государственные и муниципальные нужды раскрывается по отдельности, что представляется на данный момент как понятия в разрозненном виде.
В соответствии с абз. 1 ст. 3 ФЗ-№ 44 «О федеральной контрактной системе» контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд это — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
В ФЗ-№ 44 «О федеральной контрактной системе» по сравнению с ныне действующим Законом № 94-ФЗ подробно изложены такие моменты как мониторинг и аудит в сфере закупок (глава 4 ст., ст. 97, 98), контроль в сфере закупок (глава 5 ст., ст. 99–102).
Особое внимание заслуживает такой момент как контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком. В предыдущем законе данная норма не предусматривалась.
В соответствии со ст. ФЗ № 44 «О федеральной контрактной системе» заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчик обязан осуществлять контроль за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Без всяких сомнений вышеуказанная норма направлена на качественную поставку товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, удовлетворение нужд государства существует уже на протяжении всей истории России. Но официальное нормативно-правовое регулирование получило только при Петре I. Рентабельность своего присутствия данный правовой институт доказал на практике и поэтому будет актуальным все время.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. От 02. 11 2013 // Собрание законодательства РФ, — 1998, — № 31, — ст. 3823.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ в ред. от 02.07.2013 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, — 2005, (Ч. 1), — ст. 3105. Утрачивает силу с 1 января 2014 г.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ в ред. от 02.07.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета, — № 80, — 12. 04. 2013. Вступает в силу с 1 января 2014 г.
4. Закон РФ № 2859–1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» // Российская газета. — 1992. — 30 июня. Утратил силу.
5. Борисов Д. Ю. Гражданско-правовая регламентация торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2011.
6. Контрактная система в сфере закупок // http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/system/
7. Кузьмин В. Госзакупки наизнанку. На смену механизма государственных закупок придет Федеральная контрактная система // http://www.rg.ru/2013/09/05/zakupki-site.html
8. Пискунов А. Федеральная контрактная система как инструмент развития // www.goszakaz.rane.ru/.../fks_kak_instrument_razvitiya_piskunov_sprf....
9. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. Том 2. — М.: «Статут», 2005.