Отличительной чертой современного информационного общества является его динамичность и быстрая приспособляемость (в особенности социальная и культурная) к новым веяниям, оказывающим на него влияние как изнутри, так и извне. Современное российское общество не является в этом исключением. Мы очень быстро воспринимаем и откликаемся в особенности на внешние воздействия, исходящие от развитых европейских стран и США, заимствуя их идеи и тенденции и стараясь адаптировать их под российское общество. Это касается абсолютно разных сфер жизни — науки, культуры, политики, образования, пр.
В последнее время господство английского языка в мировой науке, культуре и политике выглядит поистине подавляющим. Не удивительно, что современный социальный заказ ориентирован на овладение иностранным языком (в особенности английским) всем экономически активным населением страны. На правительственном уровне об этом подробно говорится в разделе «Образование» Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г., утвержденной распоряжением Правительства от 8 декабря 2011г. Согласно стратегии инновационное развитие предполагает международную интеграцию, что означает серьезное повышение требований к результатам освоения образовательных программ по иностранным языкам. В связи с этим одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан такой компетенции инновационной деятельности как владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению [1].
Несмотря на заявление правительства об освоении иностранным языком «всех категорий граждан», сложно предположить, что граждане среднего или предпенсионного возраста смогут освоить иностранный язык на высоком уровне. Очевидно, что под населением, способным освоить иностранный язык на высоком уровне, понимаются молодое специалисты, а также учащиеся старших классов школ, средних специальных и высших учебных заведений, которые составят экономически активное население страны к 2020г.
Нерешенными остаются следующие вопросы: какие образовательные учреждения должны быть ответственны за обучение бытовому, деловому, профессиональному общению? И как можно способствовать формированию мотивации овладения профессиональным и деловым иностранным языком студентами — будущими специалистами? В данной статье мы постараемся на них ответить.
На наш взгляд, обучение общему (бытовому) иностранному языку должно осуществляется в общеобразовательной школе. Система общего среднего образования должна быть нацелена на такое изучение иностранного языка, которое сделало бы возможным его широкое использование в качестве средства общения между людьми — носителями разных языков и разных культур.
К числу основных задач, решаемых в средней школе на предмете «Иностранный язык», стоит отнести формирование у подрастающего поколения готовности к взаимопониманию, воспитание в духе толерантности; развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов; умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства и, самое главное, умение общаться с представителями других культур и национальностей на повседневные темы, предполагающие знание общей разговорной лексики и грамматических конструкций.
В среднее специальное или высшее учебное заведение учащиеся приходят с определенными знаниями бытового иностранного языка, полученными в школе. В этих учреждениях начинается профессиональная подготовка будущих специалистов, требующая от них овладения иностранным языком будущей профессии.
Овладение профессиональным иностранным языком в вузе является очень важным пунктом в становлении будущего специалиста. Специалист, способный пользоваться иностранным языком с различными целями: при изучении зарубежной научной литературы и при практическом применении текстовых материалов профессионального характера; при общении на иностранном языке с отдельными лицами и с целой аудиторией специалистов, участвуя в беседах и диспутах профессиональной направленности; для поддержания разговора социокультурного характера с английскими специалистами, — всегда будет востребованным и конкурентоспособным.
Несомненно, что для достижения вышеприведенных целей будущий специалист должен быть «замотивированным» на овладение профессионального иностранного языка. Одним из таких средств мотивации будущих специалистов на экономическом факультете в Омском Государственном университете (далее ОмГУ) является балльно-рейтинговая система (далее БРС) оценки успеваемости студентов, используемая в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык».
Под БРС мы понимаем систему организации учебного процесса по освоению студентами основной образовательной программы высшего профессионального образования по дисциплине «Иностранный язык», при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе освоения дисциплины, оцениваются по 100-балльной шкале в каждом семестре. Целью использования БРС по дисциплине «Иностранный язык» на экономическом факультете ОМГУ является оценка успеваемости студентов по данной дисциплине. Однако, в первую очередь, БРС нацелена на повышение мотивации студентов к освоению изучаемой дисциплины путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы.
БРС по дисциплине «Иностранный язык» представляет собой сумму текущего рейтинга — постоянно накапливаемой оценки результатов обучения студента за все виды работ в процессе освоения дисциплины. Виды текущего рейтинга определяются учебно-методическим комплексом дисциплины. Текущий рейтинг включает в себя следующие виды рейтинга:
1. рейтинг посещения занятия студентом;
2. рейтинг, отражающий выполнение домашней работы студентом + рейтинг работы студента на занятии;
3. рубежный рейтинг (контрольные точки);
4. рейтинг итогового контроля;
5. творческий рейтинг;
6. бонусный рейтинг.
Рейтинг посещения занятий — оценка преподавателем посещения студентом преподаваемой дисциплины.
Рейтинг, отражающий выполнение домашней работы студентом + рейтинг работы студента на занятии — оценка преподавателем домашней работы, выполненной студентом, и того, насколько активно он участвует в работе на занятии.
Рубежный рейтинг — оценка знаний студентов в процессе освоения отдельных разделов (модулей) дисциплины.
Рейтинг итогового контроля — итоговый контроль, проводимый в обязательном порядке в конце семестра или по окончании дисциплины.
Творческий рейтинг — оценка результатов самостоятельного выполнения студентом индивидуальных творческих работ (в том числе работ научно-исследовательского характера) различных уровней сложности в рамках изучения дисциплины или за ее пределами (презентации, проекты, внеаудиторные работы, участие в НИРС и УИРС, пр.)
Бонусный рейтинг — оценка выполнения студентами всевозможных творческих работ, не являющихся обязательными, в рамках освоения изучаемой дисциплины. Баллы, которые студент может получить за выполнение той или иной работы, не являются фиксированными. Они сообщаются студентам после обсуждения членами кафедры сложности выполнения предлагаемой работы. Дополнительные бонусные баллы не входят в максимальную 100-балльную оценку знаний, умений, навыков студента. Они суммируются к текущему рейтингу студента.
Максимальная сумма баллов, которую может набрать студент по дисциплине «Иностранный язык» за семестр составляет 100 баллов (сумма текущего рейтинга).
Минимальная сумма баллов, соответствующая положительному результату освоения дисциплины составляет 60 баллов. В этом случае студент считается освоившим дисциплину.
Оценка «зачтено» выставляется студенту, набравшему за семестр, от 60 баллов и выше.
Экзаменационная оценка «Удовлетворительно» и «Хорошо» может быть выставлена студенту по результатам текущего рейтинга. Рейтинг от 60 до 74 баллов соответствует оценке «Удовлетворительно», от 75 до 90 баллов — оценке «Хорошо».
Экзаменационная оценка «Отлично» может быть выставлена студенту по итогом выходного рейтинга или, в исключительном случае, при отличной работе студента по дисциплине (максимальный текущий рейтинг + бонусный рейтинг) по итогам совещания сотрудников кафедры.
Экзаменационная оценка может быть выставлена по результатам текущего рейтинга только с согласия студента. В случае неявки студента на экзамен в экзаменационной ведомости проставляется «не явился».
При несогласии студента с экзаменационной оценкой, соответствующей его рейтингу, он имеет право сдавать экзамен.
Виды рейтинга по дисциплине «Иностранный язык» указаны в таблице 1.
Таблица 1
Виды рейтинга по дисциплине «Иностранный язык»
Стадия проведения |
Вид контроля |
Баллы в рейтинге по дисциплине |
В процессе изучения дисциплины: |
рейтинг посещения занятия студентом; |
1 балл |
рейтинг, отражающий выполнение домашней работы студентом + рейтинг работы студента на занятии; |
Максимально 1 балл |
|
рубежный рейтинг (контрольные точки); |
Максимально 5 баллов |
|
рейтинг итогового контроля; |
Максимально 10 баллов |
|
творческий рейтинг; |
Максимально 20 баллов |
|
бонусный рейтинг* |
* сумма бонусных баллов не входит в сумму 100 баллов, которую может набрать студент в ходе текущего рейтинга |
|
Итого |
Текущий рейтинг по дисциплине |
Максимально 100 баллов |
Структура балльной оценки в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» за семестр (17 занятий по 1 паре в неделю) приведена в таблице 2.
Таблица 2
Структура балльной оценки в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык»
Виды рейтинга |
Количество занятий в семестре |
Максимальная сумма баллов |
рейтинг посещения занятия студентом; |
17 |
17 |
рейтинг, отражающий выполнение домашней работы студентом + рейтинг работы студента на занятии; |
17 |
17 |
рубежный рейтинг (контрольные точки); |
3 |
15 |
рейтинг итогового контроля; |
1 |
10 |
творческий рейтинг: —выступление с презентацией, проектом; —выполнение внеаудиторной работы; — составление глоссария профессиональных терминов по изучаемой специальности; — участие в НИРС, УИРС; |
1 2 1 1 |
10 10 10 11 |
Итого: |
100 |
|
бонусный рейтинг: —участие в неделе иностранного языка на факультете; —участие в олимпиадах по иностранному языку, а также творческих мероприятиях, организуемых другими факультетами и вузами. |
Количество работ и баллы за их выполнение не являются фиксированными. Они сообщаются студентам после обсуждения членами кафедры сложности выполнения предлагаемой работы. |
Участие студентов в научно-исследовательской, учебно-исследовательской работе является обязательным. Преподаватель составляет план, в соответствии с которым определенное количество студентов выполняют работы на выбранные темы в определенный отрезок времени, например, «План выполнения НИРС, УИРС на декабрь месяц». За этот промежуток времени студенты подготавливают доклады и презентации по изучаемой теме, которые они представляют в конце оговоренного срока. Таким образом, выполнение исследовательских работ осуществляется всеми студентами на протяжении учебного года. По итогам оценки преподавателем лучшие работы студентов рекомендуются для участия в ежегодной конференции, проводимой на факультете.
Целью написания научно-исследовательских, учебно-исследовательских работ студентов является повышение уровня подготовки будущих специалистов по иностранному языку (в частности, профессиональному), развитие аналитических способностей студентов, а также повышение культуры подготовки научных выступлений и публикаций, выполняемых студентами.
Как показывает опыт применения БРС на экономическом факультете ОмГУ, рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ, которые мотивируют будущих специалистов на овладение профессиональным иностранным языком. Главные из них включают:
- стимулирование познавательной активности студентов, повышение ритмичности их работы;
- формирование ответственного отношения и своевременное выполнение заданий;
- возникновение мотивации к выполнению заданий;
- возникновение заинтересованности во внеаудиторной работе (в особенности творческий рейтинг);
- снижение количества немотивированных пропусков аудиторных занятий;
- появление возможности выбора индивидуальной образовательной тактики для будущих специалистов с различными способностями, возможностями и потребностями;
- сведение до минимума субъективизма и непредсказуемости в оценке знаний студентов;
- устранение экзаменационных стрессовых ситуаций, пр. [2, 3].
Для того, чтобы выяснить, является ли БРС действительным средством мотивации овладения профессиональным иностранным языком, мы провели опрос студентов экономического факультета ОмГУ в количестве 100 человек. Студентам было предложено ответить на ряд вопросов, в ходе ответа на которые было выяснено, что применение БРС, по мнению будущих специалистов, стимулирует работу обучающихся на каждом занятии и в семестре (34 %), позволяет более объективно оценивать знания студентов преподавателем (15 %), создаёт заинтересованность в самостоятельной работе, участии во внеаудиторной работе и исследовательской работе (16 %). Но, безусловно, при использовании БРС оценки знаний студентов основным стимулом становится возможность быть освобожденными от семестрового экзамена или зачёта (35 %).
Таким образом, с позиции преподавателя БРС ориентирует на постоянное обучение будущих специалистов, делает акцент на их самостоятельную внеаудиторную и исследовательскую работу, а также позволяет оценивать регулярность выполнения учебных заданий студентами максимально открыто.
Ответы же студентов показали, что главным преимуществом БРС на дисциплине «Иностранный язык» является возникновение мотивации будущих специалистов к овладению дисциплиной в связи с возможностью получить зачет или экзамен «автоматом».
Некоторые преподаватели могут усомниться, не приведут ли «автоматы» к тому, что знания студентов останутся фрагментарными, несистематизированными, поскольку именно подготовка к зачёту или экзамену позволяет студентам повторить весь изученный ранее материал. Мы не разделяем подобных опасений. Ведь БРС ориентирована на постоянный контроль, оценку результатов учебной деятельности, а самое главное, постоянное стимулирование и мотивирование будущих специалистов к изучению преподаваемой дисциплины. Таким образом, БРС способствует организации планомерной аудиторной и самостоятельной работы студентов за счёт формирования положительной мотивации достижения гарантированного успеха, а, следовательно, может рассматриваться как средство мотивации овладения профессиональным иностранным языком будущими специалистами на дисциплине «Иностранный язык».
Литература:
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.rg.ru/pril/63/14/41/2227_strategiia.doc
2. Ефремова, Ж. Д. Рейтинговая технология управления обучением / Ж. Д. Ефремова — Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 6. — Часть I. — Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008. — С. 270–275.
3. Шехонин, А. А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков // Высшее образование в России. — 2011. — № 6. — С. 22–30.