Глобальные преобразования в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества выявили потребность в образованных, творческих, неординарно мыслящих людях. В связи с этим проблема выявления и поддержки талантливой молодёжи в современном образовании выходит на приоритетные позиции. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г». (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» [2]. В соответствии с определением одаренности, предложенным авторами отечественной Рабочей концепции одарённости (В. Д. Шадриков, Д. Б. Богоявленская и др.), одарённость рассматривается как системное качество человека, развивающееся в процессе его жизнедеятельности, что свидетельствует о необходимости использования интегрированного подхода в обучении талантливых школьников. На уровне конкретного учреждения реализация личностно-развивающего подхода [3] может быть возможна через взаимодействие основного и дополнительного образования.
В настоящей статье рассматриваются особенности интеграции основного и дополнительного образовательного процесса на естественно-научном отделении одного из ведущих учебных заведений Вологодской области, специализирующихся на работе с одарёнными детьми, — Вологодском многопрофильном лицее. На сегодняшний день Лицей является центром по работе с одарёнными детьми, на который возложены следующие функции: взаимодействие со структурами, занимающимися организацией работы с одарёнными детьми на местах (в районах Вологодской области); разработка образовательных программ для одарённых школьников; координация олимпиадного движения и научно-исследовательской деятельности; дистанционное сопровождение процесса обучения одарённых детей; проведение обучающих семинаров для педагогов; развитие дистанционных образовательных ресурсов [6, 8].
Главным требованием построения модели интеграции общего и дополнительного образования школьников является обеспечение целостности единого образовательного процесса в рамках основного и дополнительного образования школьников [1, с. 7]. Лицей осуществляет образовательную деятельность по модели «школа полного дня», целью реализации которой является формирование условий для создания единого образовательного пространства. Содержательная интеграция общего и дополнительного образования осуществляется с помощью перехода от совокупности отдельных программ по видам деятельности к усилению их связей между собой и с программами общего образования, расширению разнообразия комплексных проектов. Эффективность функционирования модели обеспечивается рядом психолого-педагогических условий:
- наличие широкого выбора факультативов и спецкурсов, что позволяет вести практически индивидуальную работу с учащимися;
- наличие в учебном плане индивидуальных консультаций для отстающих и пропустивших занятия школьников;
- вовлечение школьников в исследовательскую работу и олимпиадную деятельность с первых лет обучения;
- регулярный мониторинг индивидуальных и личностных особенностей школьников, загруженности домашними заданиями, удовлетворённости работой лицея;
- регулярная консультативно-тренинговая работа психологов, направленная на развитие самосознания и коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки и др.
Целостность единого образовательного процесса системы среднего образования обеспечивает организация дополнительных занятий и элективных курсов, мониторинг качества обучения и его эффективности. Учебный процесс осуществляется с использованием «сдвоенных» уроков, чередованием лекционных, семинарских и практических форм занятий. Высокие результаты деятельности учебного заведения (табл. 2) обусловлены рядом педагогических условий [7]:
- программы, по которым ведётся преподавание профильных предметов, являются авторскими и включают в себя ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсам для классов с углублённым изучением предметов;
- в учебный план введено большое количество спецкурсов, элективных курсов и факультативов по олимпиадной подготовке;
- деление класса на подгруппы по профильным предметам;
- сформирован сильный коллектив учителей: более 70 % имеют высшую квалификационную категорию, работают 3 доктора наук и 9 кандидатов наук, 5 заслуженных учителей РФ;
- использование современных образовательных технологий: метод проектов, исследовательский метод, технология развития критического мышления.
Таблица 2
Количество дипломов победителей и призёров, полученных учащимися ВМЛ на предметных олимпиадах школьников
Количество дипломов, шт. |
2007–2008 уч. год |
2008–2009 уч. год |
2009 –2010 уч. год |
2010 –2011 уч. год |
2011 –2012 уч. год |
2012 –2013 уч. год |
На международных олимпиадах |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
0 |
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады |
15 |
12 |
11 |
15 |
15 |
15 |
На региональном этапе Всероссийской олимпиады |
67 |
54 |
63 |
78 |
89 |
77 |
Дополнительное образование находит особое применение в сфере развития исследовательской деятельности учащихся на базе общего образования. Научно-методическое сопровождение учебного процесса в ВМЛ реализуется через организацию и привлечение школьников к участию в научно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащегося рассматривается как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей. Организация исследовательской деятельности основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску новой информации и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на создании ситуаций творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях [5]. Все лицеисты обучаются основам научно-исследовательской деятельности.
По мнению психологов, младший школьный — начало подросткового возраста является наиболее сензитивным периодом с точки зрения становления той или иной позиции ребёнка (исследовательской или репродуктивной) [9, с. 42]. Учащиеся начальной школы выполняют проекты, которые защищают во внеклассной учебной деятельности в форме докладов на научно–практической конференции младших школьников «Первые шаги в науку». Учебная деятельность учащихся средней ступени осуществляется как частично исследовательская деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности). На этапе профильного обучения (10–11-е классы) научно-исследовательская деятельность реализуется в рамках научного общества учащихся.
Учащиеся 5–7 классов естественно-научного отделения в течение года выступают на 3-х конференциях, после завершения работы по каждому из предметов (математике, физике, химии). Учащиеся 8–11 классов выступают на конференции класса, где, кроме учащихся присутствуют руководители работ, учителя, родители, и все желающие. В конце учебного года проводится общелицейская конференция, на которую выносятся наиболее достойные внимания доклады. В 2012–2013 учебном году учащимися на лицейской конференции было сделано 57 докладов на 5 секциях (естественные науки, литература, история, английский язык). Следует отметить высокое качество работ, которое подтверждается участием с докладами на конференциях всероссийского и международного уровней и занятием призовых мест (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений им. Д. И. Менделеева, г. Москва; Международная научно-техническая конференция школьников МФТИ «Старт в науку», г. Долгопрудный; Всероссийская молодёжная конференция студентов и аспирантов по физике, г. Санкт-Петербург; Российский конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура», г. Обнинск; Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Молодые исследователи — регионам» г. Вологда и др.) (табл. 4).
Таблица 4
Результативность участия учащихся ВМЛ в научно-исследовательских конференциях
Показатель |
2007–2008 уч. год |
2008–2009 уч. год |
2009 –2010 уч. год |
2010 –2011 уч. год |
2011 –2012 уч. год |
2012 –2013 уч. год |
Количество лауреатов Всероссийских и международных очных научно-исследовательских конференций |
13 |
5 |
5 |
7 |
10 |
6 |
Важно отметить, что более 40 % выпускников естественно-научного отделения Лицея после окончания вузов поступили в аспирантуру и занимаются научной деятельностью, более 20 уже защитили кандидатские диссертации по химии, физике, математике, экономике. Таким образом, организация педагогического процесса в ВМЛ обеспечивает преемственность между школьным и высшим профессиональным образованием.
Как свидетельствуют результаты многолетней работы, Вологодский многопрофильный лицей для одарённых детей в региональной системе образования является инновационным учреждением, способным достигать чрезвычайно высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся. Важным факторомсоздания условий для обучения талантливых школьников является организация блока дополнительного образования. Интеграция общего и дополнительного образования школьников способствует поддержке творческого потенциала учащихся, создает условия для развития личности учащихся, обеспечивает преемственность между школьным и высшим профессиональным образованием.
Литература:
1. Жильцова, О. А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников [Текст] / О. А. Жильцова. — М.: Акрополь, 2011. — 256 с.
2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/2837.pdf
3. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. М. Митина. — М.: Флинта: МПСИ, 1998. — 200 с.
4. Модель по выявлению и работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности, в Вологодской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu35.ru/index.php/obshsovet/obshdocs/viewdownload/19/3874
5. Проказова, О. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Г. Проказова. — Астрахань, 2010. — 23 с.
6. Чегодаев, А. В. Дистанционное образование талантливых школьников: проблемы и перспективы [Текст] / А. В. Чегодаев, Л. Н. Суханов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 28. — С. 197–203.
7. Чегодаев, А. В. Участие вологжан во Всероссийской олимпиаде школьников: результативность и пути развития [Текст] / А. В. Чегодаев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 26. — С. 185–193.
8. Чегодаев, А. В. Особенности работы с одарёнными детьми в учебном заведении инновационного типа [Электронный ресурс] / А. В. Чегодаев // Вопросы территориального развития. — 2013. — № 8. — Режим доступа: http://vtr.isert-ran.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=3168
9. Шумакова, Н. Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения [Текст]: автореф. дис. док. психологич. наук: 19.00.13 / Н. Б. Шумакова. — М., 2006. — 48 с.