Теневая экономика и коррупция составляют неотъемлемую часть так называемого «серого рынка» или «неформальной экономики». При этом следует отличать теневую экономику, которая означает естественно незаконную деятельность, от коррупции, которая являясь, частью теневой экономики, представляет собой деятельность преступную.
О борьбе с коррупцией сказано немало. Системный характер коррупции проявляется в ее принудительном характере для тех, кто работает в государственных организациях, ею охваченных. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
На рисунке 1 приведен график, демонстрирующий место России в списке коррумпированных стран.
Рис. 1. Место в списке коррумпированных стран [3, с. 8]
Как видим, утверждение, что в России африканский уровень коррупции, в полной мере действительности давно не соответствует. Во многих африканских странах уровень коррупции ниже, чем в России. Эмпирические данные показывают, что коррупция вызывает: неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны; потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов; потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом; разорение частных предпринимателей; отток квалифицированных кадров в другие страны; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; понижение качества общественного сервиса; нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность; неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты; рост социального неравенства; усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию; ущерб политической легитимности власти; снижение общественной морали [2, с. 63].
Если необходимость борьбы с коррупцией довольно понятна, то вопрос теневой экономики (из которой проистекает в том числе и коррупция) более сложен и менее исследован.
Так, теневая экономика является частью экономики, которая не облагается налогом, не контролируется государственным управлением, а также не включена в любую часть валового национального продукта (ВНП), в отличие от формальной экономики. По Шнайдеру (2010), теневая экономика имеет следующие черты: экономическая деятельность скрыта намеренно от государственных органов; сектор оборота товаров и услуг, которые оплачиваются в налично-денежной форме (или путем частных банковских операций), и поэтому не подконтролен налоговым органам [7, р. 114].
Подпольное производство в рамках теневой экономики состоит из мероприятий, которые являются продуктивными в экономическом смысле и теоретически вполне легальными (при соблюдении определенных стандартов или действующих правовых норм), но которые намеренно скрываются от органов государственной власти по следующим причинам: а) чтобы избежать уплаты подоходного налога, налога на добавленную стоимость или других видов налогов; б) чтобы уклониться от уплаты взносов на социальное страхование; в) чтобы избежать соблюдения определенных правовых стандартов, таких как минимальная заработная плата, максимальное количество часов, нормы безопасности и санитарные нормы и т. д.; г) чтобы уклониться от соблюдения определенных административных процедур, таких как заполнение статистических опросников или других административных форм.
В таблице 1 представлен размер теневой экономики в различных группах стран.
Таблица 1
Размер теневой экономики в группах стран, % к ВВП [7, р. 65]
Группы стран |
Теневая экономика |
Развивающиеся страны Азия Африка Центральная и южная Америка |
36,2 42,9 38,6 |
Страны с переходной экономикой Страны бывшего СССР Восточная Европа |
24,7 22,7 |
Развитые страны (члены ОЭСР) |
11,9 |
По словам Шнайдера, около 2/3 от «теневых» доходов тратится в официальной экономике. Поэтому может возникнуть логичный вопрос, насколько это действительно плохо иметь теневую экономику? Так, с положительной точки зрения, практика показывает, что теневая экономика работает в качестве буфера между безработицей и постоянной занятостью. Это своего рода вид социальной защиты, который может увеличить объем производства [8, р. 252].
С другой стороны есть весомые аргументы против данного явления. Обычно участие в процессах теневой экономики означает меньший доход и меньшую безопасность для «теневых» работников, отсутствие законных прав, отсутствие доступа к охране здоровья населения, невозможность пользоваться благами государственной пенсионной системы в силу неуплаты взносов в пенсионные фонды и т. д.
Негативы теневого рынка очевидны. На уровне домашних хозяйств люди не в состоянии должным образом управлять своими доходными рисками, потому что они не имеют официального доступа к социальному обеспечению. Предприятия, которые работают за пределами официального регулирования, не имеют доступа к кредитам и системе защиты прав собственности, в то время как легальные предприятия перегружены не только налоговым бременем, но и недобросовестной конкуренцией со стороны неофициальных фирм. На уровне общества большой неформальный сектор разрушает финансирование общественных благ и услуг, тем самым препятствуя способности правительства обеспечить надлежащее образование, здравоохранение, функционирование инфраструктуры.
Рассматривая структурные аспекты теневой экономики, можно отметить, что около 1/3 ее создается занижением предпринимателями реальной прибыли — необъявленные сделки. Около 2/3 создается необъявленной заработной платой («серая зарплата»). Занижения прибыли наиболее часто встречается в оптовой и розничной торговле, транспорте и связи, гостиничном и ресторанном бизнесе.
В силу того, что она не декларируется, есть проблемы с измерением масштабов теневой экономики. В наиболее фундаментальных исследованиях она измеряется сочетанием прямых методов, таких, как статистические исследования, опросы о непосредственном опыте респондентов, и косвенных методов, таких, как национальные измерения потребления электроэнергии или измерения использования кассовых операций.
В России теневые экономические процессы наиболее распространены в строительстве, оптовой и розничной торговле, производстве, гостиничном и ресторанном бизнесе, транспорте и сельском хозяйстве. Напротив, теневая экономика практически отсутствует в горнодобывающей промышленности, электроэнергетики и секторе финансовых услуг.
По данным Всемирного банка (2012), есть определенная закономерность того, как теневая экономика реагирует на циклы развития формальной экономики. Если экономика растет, люди двигаются от неформальной занятости в сторону формальной занятости — т. к. растет предложение рабочих мест с легальными условиями труда. С другой стороны, если экономика впадает в рецессию, безработица и неформальная занятость растет — люди готовы на любые условия труда.
Европейское исследование, посвященное процессам теневой экономики в ЕС — «Евробарометр» (2012 г.) — отмечает, что респонденты определили четыре основные причины для необъявленной работы. Чаще всего их ответ был «слишком низкие зарплаты» и «слишком высокие налоги». Эти две причины, вероятно, связаны друг с другом, потому что некоторые люди могут считать свой доход низким, поскольку они должны платить слишком высокие налоги. Это показывает, что налоговая система играет важную роль в принятии решения о легализации своей деятельности. Среди других причин — «отсутствие строгого контроля со стороны властей» (особенно в странах бывшего советского блока — таких как Болгария, Греция, Кипр, и Чехия). Четвертая причина была сформулирована как «отсутствие постоянной работы», которая была часто названа респондентами в Австрии, Словакии, Италии и Словении [5, р. 140–157].
Исходя из опыта подобных исследований, Шнайдер выделяет четыре основных причины теневой экономики:
1. Высокая налоговая нагрузка.
2. Отсутствие «государственной этики»: теневая экономика считается нормальным явлением там, где, как правило, низкое качество государственных институтов и низкий уровень доверия населения к ним.
3. Высокое распространение наличных платежей.
4. Низкий риск обнаружения: низкая эффективность системы контроля и штрафных санкций.
Для России из этого списка особенно характерны низкое качество работы государственных институтов с низким уровнем доверия населения к ним, а также наличие наличного денежного обращения. Логика очень проста. Если люди не доверяют государственным учреждениям, например, потому что они видят высокий уровень коррупции в правительстве, они чувствуют себя менее виноватыми, если они или их торговые партнеры стремятся избежать уплаты налогов. Аналогичным образом, если люди не получают достаточного преимущества, предоставляемого государством (например, пенсия или медицинская страховка) они менее готовы платить налоги. Кроме того, наличные операции легче скрыть, чем кассовые операции с использованием электронных платежей.
Как описано в докладе Всемирного банка (2012), теневая экономика обусловлена более широким спектром барьеров для здоровой предпринимательской среды. Это может включать недостатки налогового законодательства и администрирования, низкая гибкость правил рынка труда, высокий уровень административного давления на бизнес, а также систему коррупции [9].
Как же бороться с теневой экономикой?
Основываясь на приведенных выше рассуждениях, можно предложить несколько принципов в борьбе с теневой экономикой:
1. Нужен постепенный и взвешенный подход: государство должно показывать преимущества выхода «из тени»; скорость и масштабы сокращения теневой экономики должны иметь свой оптимум.
2. Правительству необходимо позаботиться о правильном порядке: жесткое регулирование должно сочетаться со снижением налоговой и административной нагрузки, необходимо создавать хорошую мотивацию для людей по выходу «из тени».
3. Создание социального капитала: важно применять меры, направленные на повышение прозрачности в борьбе с коррупцией. Даже хорошие правила могут не работать, если имеет место низкий уровень социального капитала и слабые государственные институты.
Литература:
1. Педреро Мигель. Коррупция. Клоака власти. — М., СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2008.
2. Румянцева Е. Е. Коррупция как противоположность демократии // Научный эксперт. — 2008. — № 12. — С. 60–70.
3. Соловьев В. Р. Империя коррупции. Территория русской национальной игры. — М., Эксмо, 2012.
4. Goliaš, P. Structural incentives and their impact on the informal economy. INEKO, 2012.
5. Goliaš P. Shadow economy in Europe and how to fight against it. INEKO, 2012.
6. Jurzyca E. Harmonized approach to the informal economy in different sectors. INEKO, 2012.
7. Schneider F. The Shadow Economy in Europe”. Johannes Kepler University, Linz, 2010.
8. Schneider F., Buehn A., Montenegro C. Shadow Economies All over the World: New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007, 2010.
9. Truman Packard, Johannes Koettl, Claudio E. Montenegro. World Bank (2012): In From the Shadow: Integrating Europe’s Informal Labor. Washington, DC., 2012.