В настоящее время особую актуальность обретает воспитание патриотизма подрастающего поколения. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня — залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Основными приоритетами в жизни стали личный успех, карьера, деньги. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, нежелание ее участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения — всё это угрожает национальной безопасности страны.
Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны с жизненной установкой служить Отечеству как одну из важнейших, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
В решении задач воспитания патриотизма старших дошкольников особую значимость имеет фольклор.
Основой культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина выступают народность и патриотизм (В. Г. Белинский, Н. А. Бердяев, Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, А. В. Водовозов, И. А. Ильин, П. Ф. Каптерев, В. О. Ключевский, Н. А. Корф, П. Ф. Лесгафт, А. А. Мусин-Пушкин, Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, В. В. Розанов, И. А. Сикорский, В. Я. Стоюнин, В. Н. Татищев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.).
В первую очередь, патриотизм предполагает любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах. Д. С. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей. При этом особо отмечается важность как можно более раннего включения фольклора в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже в дошкольных учреждениях.
Актуальность состоит в том, что естественное стремление детей знать культуру своего народа, владеть ее достижениями сталкивается с ограниченным освоением музыкального фольклора.
Необходима углубленная и систематическая работа по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора, а не поверхностная, эпизодическая практика этой работы.
Музыкальный фольклор, обладающий главной воспитательной функцией — формированием нравственно-поведенческих культурных норм человека, оказывается вне поля зрения педагогов.
Понимая патриотизм как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа (словарь конфликтолога), я считаю, что процесс его воспитания будет эффективным, если в вариативной образовательной деятельности применяется система занятий, построенных на изучении музыкального фольклора с позиций:
1) освоения культурных традиций в процессе подготовки и проведения народных праздников;
2) построения тематических бесед на основе исторического прошлого в традиционной культуре России;
3) раскрытие содержания музыкального репертуара, разучиваемого со старшими дошкольниками, включающего в себя знания о народных героях, национально-культурных традициях, событиях исторического прошлого.
Итоги моей работы могут использоваться педагогами и музыкальными руководителями, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в вариативной части образовательного процесса для приобщения детей к историческому прошлому своего народа, национально-культурным традициям.
Новизназаключается в разработке системы занятий, выявлении песенных жанров, влияющих на воспитание патриотизма старших дошкольников, соотношение содержания музыкального фольклора с темами занятий и с критериями воспитания патриотизма.
При разработке занятий по воспитанию патриотизма основным средством выступил музыкальный фольклор. Изучение календарных праздников, обрядов, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение, связанных с ними песен, я рассматривала как базу, как основу воспитания патриотизма у старших дошкольников. И как новый уровень, более сложный — через историческую песню, героический эпос изучалось историческое прошлое нашего народа.
При составлении занятий я придерживалась такой позиции: освоение народной культуры не должно сводиться к сумме разученных музыкальных произведений, а должно предполагать создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание. Поэтому, наряду с музыкальным фольклором, я включала в занятия произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалки), народные промыслы. Это способствовало наиболее яркому и полному восприятию музыкальных образов, подпитывало интерес и помогало освоению необходимых знаний, направленных на воспитание патриотизма.
Занятия содержали материал понятный, доступный, рассчитанный на возрастные особенности, в то же время дети получали достаточно информации о взаимосвязи народа с природой, о том, как люди трудились, как это выражали в песне. Музыкально-фольклорные игры также помогали детям понять значение труда в жизни человека. Во время игры они становились участниками трудового процесса от начала до конца. Музыкальный материал я давала разнообразный.
План занятий имел тематическое построение, одна тема логически переходила в другую и затрагивала жизненно важные аспекты человека — от предметного видения мира к проблемам Отечества, Родины.
Занятия включали в себя определенное содержание:
1) народный календарь, народные обычаи и обряды;
2) быт, уклад жизни;
3) жанры литературного фольклора.
И виды музыкальной деятельности:
1) слушание, музыкальное восприятие;
2) пение;
4) народная хореография;
5) музыкально-фольклорные игры;
6) игра на музыкальных инструментах;
7) театрализация;
Некоторые темы были приурочены к тем или иным событиям и праздникам нашего общества. Так, тема «Былинные богатыри» — изучалась в феврале и т. д. Таким образом, обеспечивалась связь с общественными событиями.
Занятия проводились в музыкальном зале детского сада. На стенах висели иллюстрации, относящиеся к той или иной теме, шумовые народные инструменты, на столе расположился небольшой музей старинных предметов народного быта. Все это помогло детям окунуться в прошлое, создало общий эмоциональный настрой, передало атмосферу старинного быта.
Изучение национально-культурных традиций я разбила на три части.
Поскольку начало занятий традиционно приходится на сентябрь месяц, то и знакомство с календарно-земледельческими песнями и праздниками началось с осенних обрядов и традиций Древней Руси.
Вторая часть — это цикл зимних праздников и третья — праздники весеннее — летнего периода.
Первое занятие проводилось в виде экскурсии в местный музей при сельском доме культуры.
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Календарно-тематический план работы
сентябрь, октябрь, ноябрь
Тема 1. Народный календарь, народные обычаи и обряды.
Цель: знакомство с праздниками: «Дожинки», «Покров» «Кузьминки»
Задачи:
1) познакомить детей с народными праздниками, обычаями и обрядами;
2) способствовать возрождению забытых традиций, обрядов, песен, праздников в наши дни;
3) помочь осознать неразрывную связь поколений, через фольклор.
Тема 2.Символика: герб, гимн, флаг.
Цель: знакомство детей с символами государства: гербом, гимном, флагом.
Задачи:
1) ознакомить детей с символами государства, объяснить их происхождение и значение;
2) расширять кругозор;
3) воспитывать гордость за свою страну.
Тема 3. Быт, уклад жизни.Крестьянский быт. Женская работа (ткачество). Покровские посиделки. «Жито пожали» (дожиночная) р.н.п.
Цель: знакомство детей с бытом, укладом жизни крестьян.
Задачи:
1) ознакомить детей с дожиночной песней (объяснить понятие — «дожиночная») «Жито дожали» р.н.п.;
2) разучивание песни «Жито дожали»;
3) воспитывать чувство уважения к традициям предков.
Тема 4. Жанры фольклора. Заклички, потешки, пестушки, небылицы — перевертыши, частушки, дразнилки.
Цель: знакомство с малыми формами фольклора.
Задачи:
1) научить определять малые формы фольклора (заклички, потешки, пестушки, небылицы — перевертыши, частушки, дразнилки);
2) разучивание малых форм фольклора (закличек, потешек, небылиц–перевертышей, частушек, дразнилок);
3) воспитывать интерес к малым формам фольклора.
Тема 5. Слушание.«Как у Ванюшки» (свадебная), «Ой, да ты, родимая моя мамонька» (плач невесты), «Вот задумал комарик жениться» (шуточная), «Налетали, налетали» (свадебная).
Цель: знакомство с циклом свадебных песен.
Задачи:
1) ознакомить детей со свадебными песнями;
2) учить слушать и анализировать содержание;
3) воспитывать интерес к традициям народа.
Тема 6. Пение.«Ой, вставай, вставай, Еремушка» р.н.п.- хоровод, «Осень, осень» р.н.п., «Уж, мы шили ковер», «На горе, горе» (свадебная, хоровод), «Уж вы девицы» р.н.п. — хоровод.
Цель: знакомство с понятием — «хоровод».
Задачи:
1) ознакомить детей с понятием «хороводные песни»;
2) разучивание песен-хороводов;
3) воспитывать интерес к хороводным песням.
Тема 7. Народная хореография.«Сею, вею росу»- свадебная (орнаментальный хоровод- «косынка»). «Во саду ли, в огороде» (орнаментальный хоровод). Пляска «Во горенке, во новой».
Цель: знакомство с понятием «орнаментальный хоровод».
Задачи:
1) ознакомить детей с понятием «орнаментальный хоровод»;
2) разучивание движений орнаментального хоровода;
3) воспитывать интерес к возрождению традиций.
Тема 8. Игра на народных инструментах:трещетки, бубен, ложки.
Цель: знакомство с народными инструментами.
Задачи:
1) ознакомить детей с народными инструментами;
2) учить играть на народных инструментах простейшие мелодии;
3) воспитывать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах.
Тема 9. Музыкально- фольклорные игры.«Осень — осень» (осенинная), «Ходит царь» (игровой хоровод), «Сиди, сиди, Яша» (хороводная игра), «Пошла коза по лесу» (игровой хоровод).
Цель: знакомство с музыкально- фольклорными играми.
Задачи:
1) ознакомить воспитанников с музыкально-фольклорными играми;
2) разучивание музыкально-фольклорных игр;
3) способствовать возрождению старинных музыкально-фольклорных игр.
Календарно-тематический план работы
декабрь, январь, февраль
Тема 1. Народный календарь, народные обычаи и обряды.Зимний святочный обряд: посиделки, гадание, ряжение, колядование, встреча старого нового года, посевание.
Цель: знакомство с понятиями: народный календарь, народные обычаи, обряды.
Задачи:
1) объяснить ребятам понятия святочного обряда: посиделки, гадание, ряжение, колядование, встреча старого нового года, посевание;
2) разучивание колядок, хвалебных песен в честь хозяев;
3) возрождать традиции старинных обрядов.
Тема 2. Жизнь и быт односельчан.
Цель: знакомство с бытом, укладом жизни жителей родного села.
Задачи:
1) познакомить детей с бытом и укладом жизни своих односельчан;
2) воспитывать бережное отношение к предметам старины;
3) вызывать у детей интерес к обычаям предков.
Тема З.Народный костюм.
Цель: знакомство с народным костюмом.
Задачи:
1) ознакомить детей с народным костюмом;
2) способствовать возрождению забытых традиций;
3) проявлять интерес к прошлому своего народа.
Тема 4. Жанры фольклора. Предсказания, легенды, исторические песни, былины. Сказки, пословицы, поговорки.
Цель: знакомство с жанрами фольклора: предсказаниями, легендами, историческими песнями, былинами, сказками, пословицами, поговорками.
1) познакомить ребят с новыми для них жанрами фольклора: предсказаниями, легендами, историческими песнями, былинами, сказками, пословицами, поговорками;
2) воспитывать у детей любовь к Родине, верность долгу;
3) вызывать у ребят интерес к культурному наследию страны.
Тема 5. Слушание. «Сею, вею, посеваю» (колядка), «Колечко мое» (гадание), «Как у Ваньки кудри» (колядка), «Ой, ты, речка, речка быстрая» (историческая песня), «Былина о Евпатии Коловрате»,
Рождественские песни.
Цель: учить анализировать прослушанный материал.
Задачи:
1) прослушать выше перечисленные песни;
2) учить анализировать содержание песен;
3) воспитывать интерес к красоте, мелодичности народных песен.
Тема 6. Пение. «Коляда, коляда», «Колядушка — коляда» (колядка, Моск.обл.), «Зимушка-сударушка» (плясовая), подблюдные гадания, «Ой, вставала я ранешенько» (егорьевская), «Из-за леса, из-за гор» (потешная), «Солдатушки, бравы ребятушки» (солдатская). «Сею, сею, посеваю» (святочная).
Цель: познакомить детей с разнообразными народными песнями.
Задачи:
1) ознакомить детей с народными песнями;
2) разучить народные песни;
3) вызывать интерес к исполнению народных песен.
Тема 7. Символы государственной власти Иркутской области: герб, флаг, гимн.
Цель: знакомство детей с флагом, гербом, неофициальным гимном: «Славное море — священный Байкал» (р.н.п. на стихи сибирского поэта Д. П. Давыдова).
Задачи:
1) познакомить детей с символами государственной власти Иркутской области;
2) расширять кругозор детей о символах государственной власти;
3) прививать любовь к малой Родине.
Тема 8. Народная хореография. Бытовые танцы (полька, краковяк и др.). «Ой, сад во дворе» (кадриль).
Цель: познакомить детей с понятием «бытовые танцы»
Задачи:
1) ознакомить детей с понятием «бытовые танцы»;
2) разучивание движений кадрили «Ой, сад во дворе»;
3) вызывать интерес к возрождению культурных традиций.
Тема 9. Музыкально-фольклорные игры. «Гори, гори ясно», «Как у дяди Трифона семь сыновей», «У Маланьи», «Где был, Иванушка?»
Цель: знакомство с новыми музыкально-фольклорными играми.
Задачи:
1) ознакомить ребят с новыми музыкально-фольклорными играми;
2) разучивание музыкально-фольклорных игр;
3) способствовать возрождению старинных музыкально-фольклорных игр.
Тема 10. Игра на народных инструментах: бубен, свистульки, «коробочка».
Цель: знакомство с народными инструментами.
Задачи:
1) ознакомить детей с народными инструментами;
2) учить играть на народных инструментах простейшие мелодии;
3) вызывать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах.
Календарно-тематический план работы
март, апрель, май
Тема 1. Народный календарь, народные обычаи и обряды. Весенние обряды: встреча весны, встреча птиц (Сороки), Красная горка. Летние обряды: запирание весны и встреча лета — Семик, Троица, Кумление, «завивание» березки, Иван Купала.
Цель: знакомство детей с праздниками и обрядами: «Сороки» «Красная горка», «Троица», «Семик», «Завивание березки», «Кумление», «Иван Купала».
Задачи:
1) познакомить детей с весенними обычаями и обрядами;
2) способствовать возрождению забытых традиций, обрядов, песен, праздников;
3) помочь осознать неразрывную связь поколений, через фольклор.
Тема 2. Быт, уклад жизни. Земледелие, охота, рыболовство.
Цель: познакомить детей с бытом, укладом жизни крестьян: земледелием, рыболовством, охотой.
Задачи:
1) ознакомить детей с понятиями «земледелие», «рыболовство», «охота»;
2) воспитывать любовь к труду;
3) вызывать чувство уважения к традициям предков.
Тема 3. Жанры фольклора. Заклички, голосянки, считалки. Сказки о труде, о пробуждении природы. Предания о природе, ее растительной силе и ее обитателях. Духовные стихи.
Цель: знакомство с новыми жанрами фольклора.
Задачи:
1) познакомить детей с новыми жанрами фольклора: «закличками», «голосянками», «духовными стихами»;
2) воспитывать бережное отношение к природе;
3) возрождать народные традиции.
Тема 4. Слушание. «Кулик — весна», «Выходи, вьюница, на крыльцо» (волочебная, Яросл.обл.), «Как по морюшку» (духовный стих, Смол.обл.), «Солнышко, выгляни!» (Моск.обл.), «Во лузях» (плясовая, Орл.обл.), «Тимка, Тимошка» (попевка).
Цель: знакомство с циклом народных песен о весне.
Задачи:
1) ознакомить с циклом народных песен о весне;
2) учить анализировать прослушанный материал;
3) воспитывать гордость за красоту родного края.
Тема 5. Гимн детского сада, беседа об исторических и культурных ценностях села.
Цель: знакомство с гимном детского сада, историческими и культурными ценностями села.
Задачи:
1) знакомство с гимном детского сада, с историческими и культурными ценностями села;
2) разработать эскиз герба и флага детского сада;
3) воспитывать бережное отношение к культурному наследию и традициям села.
Тема 6. Пение. «Иди, Дуня, на базар», «Вот уж зимушка проходит», «Ау, ау, аукаем» (веснянка), «Там за речкой» (плясовая), «Сейся, родися», «Посеяли девки лен» (обр. А. Гречанинова.), «Уродися, бел ленок» (приговор на распев), «Ты коси, моя коса» (лирическая), «Ходила младешенька по борочку» (земляничник).
Цель: познакомить детей с новыми песнями.
Задачи:
1) разучивание новых песен;
2) воспитывать эмоциональное восприятие к пробуждению природы;
3) развитие звуковысотного слуха, чувства ритма.
Тема 7. Народная хореография. «Вью, вью я капусточку» (орнаментальный хоровод), «Во поле береза стояла» (хоровод «ручеек»).
Цель: знакомство с хороводом «ручеек», орнаментальным хороводом «Вью, вью я капусточку».
Задачи:
1) ознакомить ребят с движениями новых танцев;
2) разучивание движений новых танцев;
3) вызывать интерес к исполнению народных танцев.
Тема 8. Музыкально-фольклорные игры. «Воробей», «Кострома», «Дед, дед домовой», «А мы просо сеяли», «Золотые ворота».
Цель: знакомство с музыкально-фольклорными играми: «Воробей», «Кострома», «А мы просо сеяли», «Золотые ворота».
Задачи:
1) ознакомить детей с новыми музыкально-фольклорными играми;
2) разучивание музыкально-фольклорных игр;
3) способствовать возрождению старинных музыкально-фольклорных игр.
Тема 9. Игра на народных инструментах: ложках, бубнах, маракасах.
Цель: знакомство с новыми народными инструментами.
Задачи:
1) ознакомить детей с народными инструментами: ложками, бубнами, маракасами;
2) учить играть на народных инструментах простейшие мелодии;
3) вызывать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах.
Воспитание патриотизма старших дошкольников на основе разработанных занятий с использованием музыкального фольклора, создаёт благоприятные условия для развития у детей любви к Родине, преданности Отечеству, социальной отзывчивости, ответственности, заботы о близких, уважения к старшим.