Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина: историко-архитектурный аспект изучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 02.12.2013

Статья просмотрена: 1976 раз

Библиографическое описание:

Береговина, Н. Б. Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина: историко-архитектурный аспект изучения / Н. Б. Береговина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 729-735. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8514/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одной из градоформирующих особенностей, допущенной при строительстве храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, становится его месторасположение в низине станицы Воронежской, на участке осушенного болота. В процессе роста населенного пункта, храм, изначально сооружавшийся для его центральной части, со временем, получился отодвинутым в северную область сельского поселения, оказавшись удаленным, от проложенной через станицу в настоящее время основной магистральной дороги, с точек панорамного обзора которой, целостное восприятие силуэтной линии здания храма представляется затруднительным. Возведенный к 1915г. храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был заложен в 1911г. Котлован, вырытый по периметру основания церковного здания под фундамент, имел глубину около 14м. Его Преосвященством Преосвященнейшим Иоанном Епископом Ейским новое храмовое здание освящено 21 мая 1916г. Одновременно, с воздвигнутым каменным храмом, существовала деревянная церковь на кирпичном фундаменте, заложенная в 1838г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы и возвышавшаяся в центре станицы Воронежской предположительно до 1920г.

Проект, по которому строился каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, принадлежал архитектору А. П. Косякину известному своими храмовыми постройками, воздвигнутыми во многих станицах Кубанской области. Александр Петрович Косякин (1875–1919), выходец из семьи высокопоставленного казачьего офицера, окончил институт гражданских инженеров в городе Санкт-Петербурге и, отработав два года инженером в Подольском губернском правлении, связал свою дальнейшую судьбу и творческую деятельность с Кубанью. Из наследия храмовой архитектуры, возведенной талантливым зодчим, в Краснодарском крае сохранились и функционируют; церковь во имя Святой Троицы станицы Казанской (Кавказкий район), храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянск-на-Кубани, храмовое здание в честь Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской (Усть-Лабинский район), храм в честь Успения Пресвятой Богородицы станицы Успенской (Белоглинский район), храмовое сооружение в честь Вознесения Господня города Курганинска. Согласно ряду характерных признаков присущих творческому почерку архитектора, объективно узнаваемого в ныне существующих храмовых постройках, с большей долей вероятности определяется версия авторства А. П. Косякина относительно храма во имя Святой Троицы станицы Новодонецкой (Выселковский район), зодчий которого по архивным источникам считается до сих пор не установленным.

Описание: D:\Elements\статьи-1\ст. воронежская\храм воронежская.jpg

Рис. 1. Проект храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, арх. А. П. Косякин

При ограничении историко-архитектурных исследований рамками храмового наследия архитектора А. П. Косякина, в его проектной (строительной) деятельности выявляется явное предпочтение к использованию эклектичной версии русского стиля, основанной на архитектуре XVII в. и мотивах византийского зодчества, так называемого русско-византийского стиля, пользующегося популярностью в южном регионе России в конце XIX — начале XX вв.

Аналогичность проектных решений, использованных для храмовых зданий А. П. Косякиным, выявляют закономерности в применении крестово-купольной системы, интерпретации конструктивной схемы восьмерик на четверике, примыкании к центральному объему храма — граненой восточной апсиды и высокой западной колокольни, организацией дополнительных (боковых) входов в здание, арочных окнах с полуциркульным завершением, декорировании проемов полуколоннами византийской стилистики, вкраплением карнизных блоков из песчаника.

Тождественная объемно-пространственная композиция храмов базируется на двух типах проектов, принадлежащих одному архитектору.

Первый типовой проект представляет одноэтажные компактные по объему церкви небольших размеров, устроенные «кораблем», с 2–3-х ярусными колокольнями, с трапезными в два оконных проема, с глухими угловыми башнями надхрамовой части, выполняющими декоративные функции. В интерьере отсутствуют хоры, одна из двух пар несущих столпов образуется путем выступов при пересечении продольной и поперечной стен. По такому принципу построены храмы в станице Казанской (1914г.) и городе Славянске-на-Кубани (1912г.).

Второй типовой проект — двухэтажные храмы, укрупненные по объему за счет высоты и увеличения общей площади здания, трапезные в три оконных проема, с 3–4-х ярусными колокольнями с шатровым или купольным завершением. В организации внутреннего пространства предусмотрены хоры и две пары отдельно стоящих подкупольных опор. Такой тип имеют храмовые здания в станицах Воронежской (1915г.), Успенской (1907г.), городе Курганинске (1916г.), утраченные храмы в станицах Пашковской и Темижбекской.

Тождественная архитектурно-планировочная концепция, так или иначе взятая за основу для каждого из храмов, имея фоном расхождения в соотношении габаритных параметров между зданиями и учитывая разницу, привнесенную в декоративное убранство церковных построек, гармонично объединяет индивидуальные детали стилистического образа, выдержанные в облике отдельно взятого храма, среди плеяды культовых сооружений возведенных А. П. Косякиным.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы высотой 37,5 м. (без учета высоты креста), отражает характерные черты второго типа церквей, построенных А. П. Косякиным на Кубани в начале XXв. Венчают храмовое сооружение девять глав (пять над основным объемом на высоких барабанах, одна над колокольней, три дополнительных полукупола устроены над входами в приделы), крестово-купольный, четырехстолпный, на подклете храм имеет три придела: северный — освященный во имя Святого Николая Чудотворца, центральный Рождества Пресвятой Богородицы, южный — в честь Святого Георгия Победоносца.

Согласно анализу, проведенному фирмой ООО творческая мастерская «Уютный город» (г.Краснодара), перед началом восстановительных работ храма во имя Святой Троицы станицы Новодонецкой, была выявлена определенная идентичность обоих построек. Церковь во имя Святой Троицы станицы Новодонецкой, заложенная в 1911г. и освященная в 1914г. имеет аналогию по стилистике, объемно-планировочному решению, интерьеру с церковным зданием Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской.

Архитектурно-художественная композиция храма во имя Святой Троицы выдержана эклектичной версией русского стиля с использованием мотивов византийского зодчества. Основной объем церкви венчают пять глав (шестая — расположена на колокольне). Трехпролетная арочно-стоечная система делит внутреннее пространство храма на центральные и боковые нефы. Алтарная апсида перекрыта конхой, боковые нефы основного зала — сводами. В плане храм почти квадратный с выступающей пятигранной апсидой, высокие стены которой лежат в одной плоскости. При тяготении к общей объемно — планировочной концепции, храмовое здание в честь Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской имеет восточным завершением двухуровневую пятигранную апсиду, с выступающим нижним ярусом, создающим пирамидальный силуэт. Тождественные структуры храмов формируются четырехстолпным крестово-купольным типом (собственно храм, состоящий из северного, южного приделов, алтарной части), линейного (трапезная) и колокольней. В храме во имя Святой Троицы станицы Новодонецкой средокрестие, образованное четвериком (покоящимся на центральных устоях), переходит к восьмигранному световому барабану, который снивелирован в храме Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской ближе к цилиндрической форме. В обеих церковных постройках боковые приделы (северной и южной стороны) организованы с собственными входами, один из которых в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, выполненный с северной стороны, был упразднен в связи с устройством и условиями эксплуатацией отопительной системы в здании. Главные входы в церкви расположены с западной стороны, с южной части алтаря расположена — ризница, с северной — пономарка, которая в храме станицы Новодонецкой, имеет дополнительный выход на улицу.

Во втором ярусе трапезных церковных зданий устроены хоры, на которые можно подняться по лестнице, размещенной в северной части их колоколен.

Крестообразный характер плана церкви во имя Святой Троицы станицы Новодонецкой становится четче выявленным организацией продольных фасадов. Северный и западный фасады подчеркиваются ризалитом, углы которого закреплены лопатками, что соответствует подобному решению храма станицы Воронежской. В плоскости ризалита размещены два полуциркульных оконных проема, увенчанных третьим — круглым, отделенным подоконным карнизом (кирпичным пояском), бегущим по всей длине периметра здания. Окна обрамлены сложным наличником, состоящих из трех полуколонн с капителями византийского типа и кокошником килевидной формы. Эта оконная группа храма станицы Новодонецкой выполнена в подобной стилистике, но не тождественна существующей в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской, обрамление световых проемов ризалита которой, как и угловые лопатки декорированные ширинками в других зданиях, выявляют характерные приемы, использованные во всех храмовых постройках, принадлежащих авторству А. П. Косякина. Единственным исключением из группы храмовых зданий с закреплением углов приведенным образом становится храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской, первый ярус, стен которого, декорирован ленточным рустом, а угловые выступы — квадровым, что выделяет его на общем фоне церковных построек возведенных архитектором.

Описание: D:\аспирантура 2011г\АРХИВЫ\ст.новодонецкая свято-троицкий храм 2\планы-2.jpg

Рис. 2. Сопоставление планов храма в честь рождества Пресвятой Богородицы ст. Воронежская и храма во имя Святой троицы ст. Новодонецкой (авторский анализ ТМ «Уютный город»)

Расположение карнизов на разных уровнях в обоих храмовых зданиях призвано подчеркнуть функциональную иерархию между помещениями, отраженную во внешнем облике сооружений. Карнизы второго яруса колокольни, трапезной, апсиды ниже гзимсов храмового зала. В кирпичном декоре храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы использованы орнаментальные мотивы на тему зубчиков, ромбов, решеток, ширинок (ниш малого заглубления) крестов греческой и латинской конфигурации. Арочные полуциркульные оконные проемы первого яруса обрамлены простыми наличниками, образующимися за счет кирпичного пояска, бегущего непрерывной лентой по периметру здания и дублирующего полукруглую форму окон, каждое из которых дополнительно закреплено центральным замковым камнем и боковыми гирьками, отсутствующими только в декоре алтарной части и трапезной. В обрамлении оконных проемов второго яруса для алтаря, трапезной и колокольни использованы наличники в виде бровок. Арки килевидной формы, пяты которых опираются на капители полуколонок, устроенных по византийскому типу, декорируют второй уровень центрального объема (четверика), исключая его ризалит, стена которого прорезана трехчастной оконной группой, составленной из спаренных оконных проемов полуциркульной формы и венчающего их круглого окна, обрамленных характерным наличником, отмечающим творческий почерк представленного автора. В пропорциональном соотношении общих размеров (длины, ширины и высоты), здание храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы заметно увеличено по высоте, его центральный объем увенчан гранеными барабанами, создающими внешний оптический эффект высоких узких цилиндров, поддерживающих купола. Подобный принцип организации объемно-пространственной композиции, с тем же выраженным ритмическим движением вверх, использован в храмовом сооружении меньших габаритов, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянск-на-Кубани.

Объединяет эти разные, по сути, типы храмов и тема света. Качественное решение вопроса освещения актуально при строительстве любого закрытого здания, тем более религиозного предназначения, с которым А. П. Косякин, как инженер-строитель, компетентно справился. Еще римский архитектор Витрувий в трактате «Об архитектуре» рекомендовал открыть доступ солнечному свету в самых высоких точках помещения, кроме тех случаев, когда этому препятствуют соседние здания. [1,с.60]

В храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской проблема освящения решена устройством порядка 42 витражных окон (при заложенных 100), в том числе, расположенных на значительной высоте, через которые свет беспрепятственно попадает внутрь здания, согласно идеи античного мастера. Благодаря использованию витражей, аналогичный эффект легкости «нематериальности» стен достигнут и в храме Успения Пресвятой Богородицы в Славянске-на-Кубани. Для освещения помещений храмового здания в честь Вознесения Господня в городе Курганинске предусмотрено 112 оконных проемов.

Современный город Курганинск был официально основан, как казачья станица Курганная в 1853 г. на правом берегу реки Лабы, истоки которой уходят в период Кавказкой войны, когда в феврале 1837г. Николай I утвердил проект по строительству фортификационной Лабинской линии, предложенный генералом Г. Х. Зассом, в связи с чем, в 1842г. было заложено укрепление Курганное. Согласно документальным источникам, событие, связанное со строительством в станице Курганной изначально небольшого деревянного храма, освященного в честь Казанской иконы Божьей Матери, относится к 1857г. Спустя несколько лет, недалеко от месторасположения первой церкви, уже в 1874г., на каменном фундаменте, возвышалось новое здание деревянного храма, которое разрушили после революции, в 1930-х гг.

С увеличение роста населения и обветшанием второй деревянной церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери, смещенной развивающейся жилой застройкой на окраину станицы, на сходе местных жителей было принято решение о строительстве каменного здания церкви. При содействии станичного атамана Т. В. Зинченко был организован строительный Комитет для возведения храма, который по единогласно принятому решению, посвятили православному празднику Вознесения Господня.

В мастерской архитектора А. П. Косякина выполнили проект храма в честь Вознесения Господня станицы Курганной, закладка которого произошла в 1906г. Известно, что основной подрядчик — Лавриненко Григорий Степанович со товарищи, московские зодчие. [2,c.3] В связи с участием России в Первой мировой войне, только в 1916г. появилась возможность закончить прерванное строительство каменного здания церкви в станице Курганной, и в тот же год Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор освятил храм в честь Вознесения Господня.

Храм в честь Вознесения Господня представлен эклектичной версией русского стиля, выполненной в рамках узнаваемых творческих предпочтений архитектора А. П. Косякина. Для здания храма применено проектное решение второго типа, разработанное зодчим для строительства церквей: двухэтажный, укрупненный по габаритным параметрам, с трапезной и 4-х ярусной колокольней, имеющей купольное завершение. Основной кубический объем храмового здания в честь Вознесения Господня увенчан пятью главами луковичной формы, поддерживаемыми мощными приземистыми гранеными барабанами, оконные проемы которых фланкированы декоративной аркадой, состоящей из арок килевидных очертаний и полуколонок с византийскими капителями. Восточная алтарная часть состоит из трех апсид, подобных тем, которые устроены в плане храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской. В разнообразном декоре храма в честь Вознесения Господня города Курганинска взаимно переплетаются мотивы московской теремной архитектуры, читаемые в наличниках окон, ширинки, зубчики, гирьки, классицистический ленточный руст, византийские капители, греческие и православные кресты. Выразительная декоративная деталь, выполненная по типу филенки сложной конфигурации, поле которой напоминает старинный женский головной убор — остроконечный кокошник, обрамляет в верхней части стен притворов, пристроенных с западной, северной и южной сторон к храму, характерную для культовых сооружений А. П. Косякина трехчастную композицию оконных проемов, представляя собой не только эффектный художественный прием, но и региональную особенность.

Примечательно так же, что площадка устроенная под храмом в честь Вознесения Господня, его стены, облицованные кирпичом, подкупольные пилоны и своды сделаны из железобетона, в целях устранения проблемы, связанной с подъемом в этом месте и без того высокого уровня подпочвенных вод, когда храмовое здание после сильных ливневых дождей, буквально стоит на воде.

В станице Успенской Белоглинского района Краснодарского края сохранился храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный А. П. Косякиным в 1907г., предшественником которого стала скромная, обветшавшая со временем, деревянная церковь. Возвышающееся в центре станицы Успенской каменное храмовое здание в честь Успения Пресвятой Богородицы является основной архитектурной доминантой и достопримечательностью сельского поселения. Проект храма относится ко второму типу церковных зданий, предлагаемых к строительству А. П. Косякиным. Двухэтажный центральный объем храма увенчан традиционным пятиглавием, над восточной алтарной частью возвышается, установленная на граненой шее, небольшая луковичная главка, трехъярусная колокольня имеет шатровое завершение. Храм Успения Пресвятой Богородицы станицы Успенской отмечен следами восстановления, что наиболее заметно в венчающих деталях: воссозданных граненых барабанах, куполах, шатре колокольни, в данном ракурсе, визуально утративших типичные пропорции и внешний вид церковных построек А. П. Косякина. Характерное для творчества А. П. Косякина трехчастное окно прорезает фасады храма, подчеркивая устоявшуюся тенденцию набора конструктивных и декоративных элементов, свойственных всем церковным зданиям этого архитектора.

Литература:

1.                 Тайны Соборов, или Соборы тайн /Под ред. А.Черинотти// М.,2009.

2.                 И храмы неслись в поднебесье Кубани во все времена. О православных храмах Курганинского района. Сост. Н. А. Булычева. Курганинская Центральная районная библиотека. Самиздат.

3.                 Авторские разработки ТМ «Уютный город» по реставрации храма во имя Святой Троицы станицы Новодонецкой, творческий руководитель Снисаренко С. Н.

4.                 Личный архив настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской (Краснодарский край).


Таблица 1

Анализ архитектурно-планировочных характеристик храмов архитектора А.П.Косякина (на базе табличной идентификации разработанной в ТМ «Уютный город»)

Характеристики

ст.Воронежская

ст.Казанская

ст.Темижбекская

г.Славянск-на-Кубани

г.Курганинск

ст.Успенская

ст.Пашковская

ст.Новодонецкая

Наименование храма

В честь Рождества Пресвятой Богородицы

Во имя Святой Троицы

Нет данных

В честь Успения Пресвятой Богородицы

В честь Вознесения Господня

В честь Успения Пресвятой Богородицы

Введения во храм пресвятой Богородицы

Во имя Святой Троицы

Статус

функционирует

функционирует

Не сохранилась, остатки колокольни

функционирует

функционирует

функционирует

Не сохранилась

функционирует

Географическое положение

Усть-Лабинский район

Кавказкий район

Кавказкий район

г.Славянск-на-Кубани

г.Курганинск

Белоглинский район

г.Краснодар

Выселковский район

Дата постройки, освящения

1911-1915гг.

1912-1914гг.

неизвестно

1907-1912гг.

1906-1916гг.

Освящен в 1907г.

1909г.

1911-1914гг.

Автор

А.П.Косякин

А.П.Косякин

А.П.Косякин

А.П.Косякин

А.П.Косякин

А.П.Косякин

А.П.Косякин

А.П.Косякин (?)

Количество нефов

трехнефный

трехнефный

неизвестно

трехнефный

трехнефный

трехнефный

неизвестно

трехнефный

Количество столпов

Четырех­столпный

Четырех­столпный

неизвестно

Четырех­столпный

Четырех­столпный

Четырех­столпный

Четырех­столпный

Четырех­столпный

Структура плана

Алтарь-средняя часть-притвор (+ трапзная)

Алтарь-средняя часть-притвор (+ трапзная)

неизвестно

Алтарь-средняя часть-притвор (+ трапзная)

Алтарь-средняя часть-притвор (+ трапзная)

Алтарь-средняя часть-притвор (+ трапзная)

Алтарь-средняя часть-притвор (+ трапзная)

Алтарь-средняя часть-притвор (+ трапзная)

Форма плана

крестовая

крестовая

неизвестно

крестовая

крестовая

крестовая

крестовая

крестовая

Расположение приделов

В средней части

В средней части

В средней части

В средней части

В средней части

В средней части

В средней части

Количество этажей (ярусов)

Два

Один

неизвестно

Один

Два

Два

Два

Два

Расположение колокольни

Пристроена

Пристроена

Пристроена

Пристроена

Пристроена

Пристроена

Пристроена

Пристроена

Количество ярусов колокольни

4

3

4

4

4

3

4

4

Количество глав над центральным объемом

5

5

5

5

5

5

5

5

Тип куполов

луковичный

луковичный с мая 2013г.

неизвестно

луковичный

луковичный

луковичный

луковичный

луковичный

Тип завершения колокольни

луковичный

шатровая

шатровый

луковичный

луковичный

шатровый

шатровый

луковичный

Материал стен

кирпич

кирпич

кирпич

кирпич

кирпич+ железобетон

кирпич

кирпич

кирпич

Основные термины (генерируются автоматически): Пресвятая Богородица, честь, Пресвятая Богородица станицы, храм, Рождество, Святая Троица станицы, храмовое здание, здание, деревянная церковь, русский стиль.


Похожие статьи

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения

Русский стиль храмов конца XIX- начала XX вв. города Краснодара: историко-архитектурный аспект изучения

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения

Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева

Этический портрет врача в произведениях русских писателей-медиков: культурно-исторический аспект

Проблема творческого замысла и его реализации в мемуарной литературе белгородских писателей

Деятельность коммунистического союза молодёжи на Дальнем Востоке РСФСР в 1920-е — 1930-е гг.: историографический обзор

Развитие железнодорожного транспорта в России: историко-правовой аспект

История жизни Кузьмина Г.И. как участника освоения и развития Российского Дальнего Востока в первой половине XX века

Роль наследия А. Е. Кулаковского в жизни и творчестве П. А. Степанова-Ламутского

Похожие статьи

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения

Русский стиль храмов конца XIX- начала XX вв. города Краснодара: историко-архитектурный аспект изучения

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения

Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева

Этический портрет врача в произведениях русских писателей-медиков: культурно-исторический аспект

Проблема творческого замысла и его реализации в мемуарной литературе белгородских писателей

Деятельность коммунистического союза молодёжи на Дальнем Востоке РСФСР в 1920-е — 1930-е гг.: историографический обзор

Развитие железнодорожного транспорта в России: историко-правовой аспект

История жизни Кузьмина Г.И. как участника освоения и развития Российского Дальнего Востока в первой половине XX века

Роль наследия А. Е. Кулаковского в жизни и творчестве П. А. Степанова-Ламутского

Задать вопрос