Мировой опыт убедительно свидетельствует, что важную роль в процессе обеспечения устойчивого развития городов играет сотрудничество между субъектами стратегического управления: органами местного самоуправления, бизнесом, общественностью и наукой. Именно эти субъекты, взаимодействуя между собой и принимая совместные консолидированные решения, способны рационально и эффективно решать проблемы в экономической, социальной, экологической сферах жизнедеятельности городов, создавать в процессе стратегического управления синергетический эффект от наращивания и реализации конкурентных преимуществ городов и тем самым способствовать обеспечению их устойчивого развития. В странах постсоветского пространства такая практика еще не получила достаточной популярности. В частности, в Украине взаимодействие субъектов стратегического управления на уровне городов осуществляется только формально при выборе и обсуждении стратегий (когда же документ является сформирован и отправлен на сессию городского совета для его утверждения, взаимодействие между властью и привлеченными к процессу стратегического управления субъектами, как правило, заканчивается). При этом следует отметить, что примеры успешной реализации таких стратегий являются единичными, а уровень устойчивого развития большинства городов Украины является средним или низким. Поэтому налаживание и усиление реального сотрудничества в формате «власть — бизнес — общественность — наука» на всех этапах стратегического управления устойчивым развитием города приобретает все большую актуальность и требует комплексных углубленных исследований.
Проблемы стратегического управления городами, в т. ч. вопросы изучения субъектов данного процесса исследовали такие ученые как: Е. Д. Блейкли, У. Кинг, Д. Клиланд, О. Бойко — Бойчук, В. Вакуленко, З. Герасимчук, О. Карий, О. Карлова, В. Мамонова, А. Мельник, Г. Монастирський, Ю. Шаров и др. Различные аспекты проблематики публично-частного партнерства на местном уровне рассмотрены в публикациях ученых [1–7]. Однако исследование сотрудничества субъектов стратегического управления непосредственно в процессе обеспечения устойчивого развития городов требует дальнейших, более тщательных исследований.
Обеспечение устойчивого развития городов является сложным процессом, поэтому для его реализации необходимо четко определить круг субъектов стратегического управления, исследовать задачи и функции, которые они должны выполнять. Достижения устойчивого развития городов, на наш взгляд, практически невозможно осуществить только действиями и решениями органов местного самоуправления. Мы считаем, что концептуальные и системные изменения, направленные на обеспечение устойчивого развития города, можно реализовать на основе объединения усилий субъектов стратегического управления: органов местного самоуправления, бизнеса, общественности и науки. Поскольку сотрудничество субъектов стратегического управления позволит лучше изучить проблемы, которые волнуют местных жителей в социальной, экологической, экономической сферах жизнедеятельности города, а совместное генерирование идей и креативное мышление участников этого процесса поможет найти рациональные и эффективные пути их решения.
Как доказательство в пользу вышесказанного, предлагаем использовать формулу для вычисления синергетического эффекта, который возникает от взаимодействия субъектов стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов:
, (1)
гдеЭС общ — синергетический эффект от взаимодействия всех субъектов стратегического управления (Эв — власти, Эб — бизнеса, Эо — общественности и Эн — науки) в процессе обеспечения устойчивого развития городов;
i = 1…n — количество представителей власти (депутатов и работников исполкомов соответствующих городских советов), задействованных в процессе стратегического управления устойчивым развитием городов;
j = 1…m — количество привлеченных представителей бизнеса, общественности и науки в процесс стратегического управления устойчивым развитием городов.
Обосновано, что для городов-миллионеров, очень больших, крупных городов и средних городов — областных центров консолидация связей между органами местного самоуправления и другими субъектами стратегического управления будет слабой, поэтому для регулирования партнерства между ними целесообразно создать специализированный совещательный орган — Комитет по стратегическому управлению устойчивым развитием города (рис.1), основной функцией которого будет координация работы органов местного самоуправления, бизнеса, общественности и науки и контроль над их сотрудничеством на всех этапах стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития города.
Рис. 1. Структура Комитета по стратегическому управлению устойчивым развитием города
Для малых городов и средних городов областного и районного значения консолидация связей будет значительно сильнее. Поэтому с учетом этого, а также ограниченности ресурсных возможностей (в частности, финансовых), считаем целесообразным применять упрощенную форму сотрудничества субъектов стратегического управления для такого типа городов, которая проявляется в расширении функциональных обязанностей и полномочий работников исполнительных комитетов городских советов в процессе стратегического управления путем принятия соответствующих актов локального характера и привлечении других субъектов стратегического управления (как непосредственно из числа граждан данных городов, так и из соответствующих областных центров) лишь на отдельных этапах стратегического управления.
Для налаживания партнерских отношений между органами местного самоуправления, бизнесом, общественностью и наукой в процессе стратегического управления устойчивым развитием городов необходимо конкретизировать роль каждого c этих субъектов и определить задачи и функции, которые они должны выполнять для обеспечения устойчивого развития городов. В частности, роль каждого из субъектов стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов представлена на рис.2.
Рис. 2. Роль субъектов стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов
Как видно с рис.2, каждый из субъектов стратегического управления играет важную роль в процессе обеспечения устойчивого развития городов. В частности, орган местного самоуправления как главный субъект стратегического управления является инициатором изменений, нововведений, экономических, социальных и экологических реформ в городе. К тому же следует отметить, что эти изменения могут быть инициированы непосредственно самими органами на местах или с подачи инициативы государства или органов региональной власти. Также местная власть является исполнителем и регулятором главных задач и функций в процессе стратегического управления устойчивым развитием городов. В частности, главными задачами органов местного самоуправления являются: формировать местную политику, приоритетом которой должно быть обеспечение устойчивого развития города; создавать условия для активизации привлечения инвестиционных ресурсов на территорию города, что в свою очередь, будет способствовать решению местных проблем; обеспечивать эффективное и экологически безопасное функционирование экономики, развивать социальную инфраструктуру, устанавливать в пределах территориальных общин принципы социальной справедливости и повышать уровень доверия местных жителей к власти; создавать, наращивать и эффективно реализовывать конкурентные преимущества городов и т. д.. При этом органы местного самоуправления выполняют функции планирования, организации, контроля самого процесса стратегического управления, мотивации других субъектов стратегического управления, а также регулируют функции города как самоорганизующейся системы.
Бизнес, общественность и наука являются вспомогательными субъектами стратегического управления и выступают в роли партнеров для органов местного самоуправления в обеспечении устойчивого развития городов. Их основной функцией является координация действий с органами местного самоуправления в данном процессе.
Кроме этого, бизнес выступает в качестве финансового донора для выполнения определенных задач в соответствии с обнаруженными интересами и должен выполнять также и другие задачи для обеспечения устойчивого развития городов: рационально использовать природно-ресурсный потенциал города, применять в работе предприятий очистные сооружения; утилизировать отходы, внедрять инновации, необходимые для создания социально и экологически эффективного производства и т. п..
Наука и общественность являются главными инициаторами и генераторами идей в процессе обеспечения устойчивого развития городов. При этом если роль общественности сводится к выдвижению предложений, идей, пожеланий относительно будущего города, то ученые играют роль экспертов по вопросам обоснованности их реализации. Задача ученых заключается как раз в том, чтобы определять тенденции устойчивого развития города в целом и его социальной, экологической и экономической сфер в частности, определять конкурентные преимущества городов с помощью современных научных методов; научнo обосновывать принятые в процессе стратегического управления устойчивым развитием городов решения.
Также стоит отметить, что общественность обеспечивает обратную связь с властью и выполняет роль главного арбитра деятельности городских чиновников относительно выполнения ими своих функций и задач. Главными задачами общественности являются: развитие и внедрение в стиль жизни концепции устойчивого развития, распространение идей устойчивого развития среди населения, принятие активного участия во всех проектах, направленных на обеспечение устойчивого развития городов. Следует отметить, что для выполнения этих задач необходимы не только знания теоретических основ стратегического управления и концепции устойчивого развития, но и креативного мышления, творческих подходов к решению ситуаций и проблем, которые возникают в данном процессе.
Для отслеживания выполнения вышеуказанных задач и функций всеми субъектами стратегического управления, возникает потребность в мониторинге. В свою очередь, мониторинг выполнения задач и функций субъектами стратегического управления относительно соответствия достигнутых результатов с запланированными в процессе обеспечения устойчивого развития городов считаем целесообразным оценивать по формуле:
, (2)
где — среднее арифметическое статистического распределения, характеризующее плановое выполнение задач и функций субъектами стратегического управления;
— среднее арифметическое статистического распределения, характеризующее фактическое выполнение задач и функций субъектами стратегического управления;
, — оценки работы каждого из субъектов стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов;
, — относительная частота оценок;
k, m — количество различных оценок деятельности субъектов стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов.
Для того, чтобы обеспечить максимально эффективное выполнение задач и функций органами местного самоуправления, бизнесом, общественностью и наукой в процессе обеспечения устойчивого развития городов, возникает потребность в определении форм и механизмов реализации взаимодействия этих субъектов стратегического управления между собой. Следует отметить, что в научной литературе наиболее исследованным является определение взаимосвязей между властью и территориальными общинами. В частности, А. Серант [1], изучая сотрудничество местной власти с общественностью, предлагает решать данный вопрос с помощью внедрения информационных технологий, что позволит органам местной власти использовать современные системы электронного управления, основными функциями которых должны быть: «информирования и обслуживания граждан; взаимодействие с гражданами (общение граждан и представителей власти в реальном времени для обсуждения принимаемых решений, проектов документов и т. п.)". Кроме того, ученый отмечает, что для успешно осуществляемой деятельности, орган местной власти должен заботиться о своей репутации, которая демонстрирует доверие и отношение местных жителей к власти, а также налаживать связи с общественностью с помощью СМИ [1].
В пособии [2, с.12] отмечается, что «участие граждан в принятии управленческих решений соответствует европейским нормам и поэтому органы местной власти должны признавать роль общественных организаций и обеспечивать пути привлечения граждан на всех этапах политического цикла, предоставлять гражданам возможность непосредственно участвовать в процессе принятия решений и предоставлять доступ к информации, в частности к соответствующим документам по вопросам принятых политических решений и бюджетов, обеспечивать прозрачность процесса принятия решений и т. п».. Органы местной власти также должны поддерживать создание благоприятных условий для широкого привлечения граждан. Это включает в себя: соблюдение основных демократических процедур; политическую волю для обеспечения эффективного участия граждан, выполнение законодательства; четкие процедуры участия, создание условий для диалога и сотрудничества, которые предусматривают доступ к ресурсам (финансовым, человеческим и физическим) и т. д. [2, с. 13].
С.Грищенко [3], описывая сотрудничество власти с бизнесом, подчеркивает важность развития публично-частного партнерства и преимущества, которые получает каждый из участников такого сотрудничества. В частности С.Грищенко [3] и ученые [4, 5, 6] выделяют в основном следующие формы муниципально-частного партнерства: приватизация муниципальной собственности, аренда земельных участков и муниципальной собственности, муниципальный заказ, аутсорсинг и субконтрактация, займы местных органов власти, фандрайзинг, проектное финансирование, договор коммерческой концессии и др..
Попова Ю. М. [7], изучая механизмы обеспечения устойчивого развития городов, выделяет следующие модели сотрудничества в рамках данного процесса:
- институализированное партнерство между органами власти (ассоциации);
- неинституализированное партнерство между органами власти (реализация совместных проектов муниципалитетами);
- партнерство между частными предпринимательскими структурами (кластеры, кооперативы, сети поставщиков, организации);
- партнерство между органами власти и частными предпринимательскими структурами (АРР, предприятия регионального развития) [7].
Как видим, в научной литературе существуют различные взгляды по налаживанию взаимодействия между местными властями и общественностью, между властью и бизнес — структурами, между органами власти различных иерархических уровней и властными структурами разных административно — территориальных единиц, что в очередной раз подчеркивает повышенный интерес к данной тематике и ее важность в обеспечении устойчивого развития территорий, в т. ч. и городов. Наряду с этим недостаточно внимания уделяется роли науки в контексте такого вида сотрудничества. Кроме того, нуждается в усовершенствовании механизм реализации партнерских отношений между субъектами стратегического управления на практике, непосредственно при решении ими экономических, социальных и экологических проблем, которые препятствуют городам в достижении высокого уровня устойчивого развития.
Таким образом, учитывая вышесказанное и подводя итоги проведенных нами исследований, считаем целесообразным подать следующие предложения по формированию и налаживанию партнерских отношений в формате «власть — бизнес- общественность — наука» в процессе обеспечения устойчивого развития городов:
- выработка согласованных решений по осуществлению политики, ориентированной на обеспечение устойчивого развития и заключению на этой основе соглашений между органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями и бизнес-структурами; университетами, научными, научно-исследовательскими учреждениями и организациями;
- совершенствование нормативно-правовой базы путем внесения изменений, дополнений в существующие законодательные акты и разработки новых законопроектов и локальных актов в целях регулирования отношений между органами местного самоуправления, бизнесом, общественностью и наукой непосредственно в процессе обеспечения устойчивого развития городов;
- поддержка органами местного самоуправления в установленном порядке деятельности общественных и научных организаций и бизнес-структур с помощью применения к ним инструментов принудительного и стимулирующего, мотивирующего характера;
- участие общественности, бизнеса, ученых в разработке городских целевых программ и программ устойчивого развития городов, организация и обеспечение осуществления ими экспертно-аналитической деятельности;
- развитие механизмов управленческого мониторинга, общественного мониторинга, мониторинга бизнес-структур и мониторинга научных учреждений и организаций, а также других форм диалога и обмена мнениями между властью, общественностью, бизнесом и наукой по широкому спектру вопросов устойчивого развития.
Литература:
1. Серант A. Роль зв’язків із громадськістю у забезпеченні ефективної роботи місцевих органів влади / А.Серант // Ефективність державного управління [зб. наук. пр.]. — Вип.21. — 2009. — [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Edu/2009_21/fail/Serant.pdf
2. Участь громадськості у процесі прийняття рішень на місцевому рівні [Текст]: посіб. — К.: Ленвіт, 2012. — 64 с.
3. Підготовка та реалізація проектів публічно-приватного партнерства: Практичний посібник для органів місцевої влади та бізнесу / С. Грищенко — К., ФОП Москаленко О. М., 2011. — 140 с.
4. Gorzym-Wilkowski W. Zarys ekonomiki gminy / W. Gorzym-Wilkowski, A. Miszczuk. — Lublin, Norbertinum, 1999. — 254 s.
5. Sintomer Y. Participatory budgeting in Europe: potentials and challenges / Y. Sintomer, C. Herzberg // International journal of urban and regional research. — 2008. — Volume 32. — Issue 1. — P. 164–178.
6. Wojciechowski E. Samorząd teretorialny w warunkach gospodarki rynkowej. — E. Wojciechowski. — Warszawa: PWN, 1997. — 150 s.
7. Попова Ю. М. Формування механізму забезпечення сталого розвитку міста / Ю. М. Попова: автореферат дис. на здобуття наук. ст. канд. ек. наук: спец. — 08.00.05 — розвиток продуктивних сил і регіональна економіка. — Полтава: Полтавський національний технічний університет імені Юрія Кондратюка, 2011. — 20с.