Современное развитие экономики в Российской Федерации предполагает, что устойчивость коммерческих банков России в период мирового финансового кризиса и посткризисный период весьма важна для сохранения доверия населения и коммерческих институтов к банковской отрасли.
Ключевые слова:устойчивость коммерческого банка; экономический кризис; хозяйственная деятельность
Банковская система должна располагать достаточным количеством устойчивых коммерческих банков, которые в состоянии обеспечить ее эффективную деятельность. От того, насколько высока степень устойчивости коммерческих банков, зависит общая устойчивость банковской системы, а, следовательно, и уровень экономического развития России. Необходимость решения проблем устойчивости коммерческих банков обусловила актуальность рассмотрения вопроса о сущности устойчивости коммерческого банка и способах ее обеспечения.
В условиях развития банковской системы РФ необходимой составляющей системы управления комплексной устойчивостью коммерческого банка становится система внутреннего контроля, включающая в себя: нормативно-правовое и информационное обеспечение внутреннего контроля, виды контроля, систему органов внутреннего контроля. В функции системы внутреннего контроля входят: оценка комплексной устойчивости коммерческого банка; разработка, организация и осуществление всех стадий процесса управления.
В случае возмущения извне система отходит от равновесного положения. А затем, найдя положения, в которых система может находиться в равновесии, необходимо определить какое из этих положений является практически реализуемым, т. е. какое положение устойчиво, а какое нет. Таким образом, устойчивость связана с характером ее поведения после прекращения внешнего воздействия.
Устойчивость системы, другими словами, это затухание ее переходных процессов. Если система не является устойчивой, то она не возвращается в равновесное положение, а удаляется от него или совершает недопустимо большие колебания.
Коммерческая устойчивость банка, таким образом, представляет собой способность коммерческого банка соответствовать инфраструктуре рыночных отношений в условиях изменяющихся внешних и внутренних факторов.
Л. А. Ганцева все факторы, определяющие устойчивость коммерческого банка, подразделяет на три большие группы: общегосударственные факторы; факторы, влияющие на устойчивость банковской системы; внутренние факторы [1, 10]. К общегосударственным факторам относятся политические, экономические, социальные факторы, а также состояние финансового рынка. К факторам, влияющим на устойчивость банковской системы, относятся: особенности деятельности Центрального банка (денежно-кредитная политика, организация валютного контроля и др.), количество функционирующих банков, число занятых в них работников, расширение сферы деятельности, появление новых функций, изменения в технологии банковских операций, мониторинг рынка. В число внутренних факторов входят: квалификация кадров, стратегия развития банка, достаточность капитала, уровень ликвидности, уровень прибыльности, качество активов, уровень менеджмента, уровень технической оснащенности.
Классификация факторов приводится и у В. В. Иванова, который рассматривает факторы, влияющие на надежность коммерческого банка. Несмотря на это, подобная классификация применима, по нашему мнению, и к устойчивости, т. к. она основана на взаимодействии внутренних и внешних факторов, определяющих деятельность коммерческого банка [3, 12–20].
В условиях развития банковской системы Российской Федерации особую важность приобретают степень прочности взаимоотношений коммерческих банков и клиентов. Ориентация банков на интересы клиентов, координация действий по привлечению новых клиентов, а также укрепление связей с клиентами становятся для банков одной из первоочередных целей.
Таким образом, становится необходимой выработка и реализация стратегии, направленной на обеспечение комплексной устойчивости коммерческого банка. Принимая во внимание экономическое содержание комплексной устойчивости, возможна разработка стратегий, направленных на обеспечение капитальной, финансовой, информационно-технологической, организационно-структурной, коммерческой и функциональной устойчивости.
Управление капитальной устойчивостью. Управляющее воздействие в управлении капитальной устойчивостью производится самим учреждением путем регулирования размера капитала банка. Учитывая возможные внешние и внутренние источники прироста капитала, банку необходимо оценить свой стратегический выбор и внедрить собственную стратегию управления капитальной устойчивостью.
В процессе планирования капитальной устойчивости возможно составление прогнозов того, как та или иная стратегия повлияет на показатели, характеризующие капитальную устойчивость, а также на другие показатели деятельности банка.
Управление финансовой устойчивостью. Управление финансовой устойчивостью коммерческого банка представляет собой организованный процесс, включающий в себя комплекс мер, таких как анализ, планирование, регулирование, контроль банковской прибыли, качества активов и пассивов, ликвидности. Управление финансовой устойчивостью коммерческого банка может производиться в соответствии с финансовой стратегией, разрабатываемой в коммерческом банке на определенный период. Общая финансовая стратегия разбивается на составляющие, в соответствии с ними определяется основная финансовая цель и система подцелей. Финансовая цель коммерческого банка — это проект его будущего финансового состояния [4, 30].
Для обеспечения финансовой стратегии необходимо определить стратегические позиции организации, исследовать их в динамике, а затем, в соответствии с произошедшими изменениями, разрабатывать стратегические цели.
Стратегические цели должны разрабатываться после расчета финансовых показателей, и анализа динамики их изменения.
Финансовая стратегия может быть разработана на долгосрочную перспективу, а стратегические указания и мероприятия могут носить краткосрочный характер. Однако необходимо постоянно пересматривать стратегию с учетом происходящих внешних и внутренних воздействий. Также рекомендуется прогнозирование балансов банка доходов и расходов банка на анализируемый период.
Управление информационно-технологической устойчивостью [2, 302–314]. Процесс выработки стратегии информационно-технологической устойчивости предполагает поиск новых банковских продуктов, новых возможностей с использованием сети Internet, новых автоматизированных банковских систем, исследование регионального рынка банковских услуг, информационных продуктов, получение информации об использовании конкурентами информационных технологий, рассмотрение целесообразности внедрения данных продуктов в отдельном коммерческом банке. В настоящее время рынок банковских информационных технологий представлен широким спектром информационных систем, технологических инноваций, новых банковских продуктов.
Активное и своевременное внедрение информационных технологий в банковскую деятельность позволяет не только снизить затраты, осуществляемые в процессе банковской деятельности, освоить рынки новых банковских продуктов и приобрести большее количество клиентов в связи с расширяющимся кругом банковских услуг, но и сохранить комплексную устойчивость коммерческого банка благодаря упрощению функционирования банка в условиях постоянных внешних и внутренних изменений.
Коммерческая устойчивость. Коммерческая устойчивость тесно взаимосвязана с другими составляющими комплексной устойчивости коммерческого банка и представляет собой способность коммерческого банка соответствовать инфраструктуре рыночных отношений в условиях изменяющихся внешних и внутренних факторов.
Функциональная устойчивость. Функциональная устойчивость коммерческого банка характеризуется специализацией либо универсализацией услуг коммерческого банка, и определяется как способность коммерческого банка удовлетворять потребности клиентов в соответствии с выбранной функциональной направленностью в условиях внешних и внутренних изменений, определяющих стратегию коммерческого банка.
Управление организационно-структурной устойчивостью коммерческого банка. Процесс управления организационно-структурной устойчивостью включат в себя управление организационной структурой коммерческого банка и управление персоналом банка.
Управление организационно-структурной устойчивостью предполагает реализацию стратегий, направленных на обеспечение организационно-структурной устойчивости коммерческого банка, которые создаются на основе общей стратегии развития банка и представляют собой способы действий в отношении организационной структуры и человеческих ресурсов банка по достижению целей банка. В рамках обеспечения организационно-структурной устойчивости банка, необходимо произвести мониторинг реализации структурной схемы банка, и при необходимости инициировать внесение в нее необходимых структурных изменений.
Литература:
1. Ганцева Л. А. Обеспечение финансовой устойчивости коммерческого банка: Автор.дис...к.э.н.:08.00.10.-Екатеринбург, 2010. — C.10.
2. Годин В. В., Корнеев И. К. Управление информационными ресурсами. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 352 с.
3. Иванов В. В. Надежность вашего банка. — М.: ФБК-Пресс, 2007.-C. 15–18.
4. Санин В. В. Постановка финансовой цели коммерческого банка: формирование новых подходов // Финансы и кредит. — 2004. — № 6 (114). — С.34.