Инновационное развитие на протяжении последних несколько лет неизменно рассматривается в качестве основного вектора развития российской экономики. Задачи и пути модернизации то и дело выступают предметом обсуждений на уровне высших властных кругов, что объективируется в принятии различных программных актов [7].
Осознавая роль и значение инновационного потенциала в процессе развития экономики региона, власти Тюменской области осуществляют политику, направленную на поддержку научно-технической и инновационной деятельности, создание и развитие единого комплекса науки и производства. Основной целью деятельности в данном направлении является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности [8].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (далее — Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области № 652-рп от 25 мая 2009 года закреплена стратегия развития экономики Тюменской области.
В соответствии с Концепцией перспективы инновационного роста Тюменской области связаны с модернизацией традиционной промышленности, созданием ряда новых секторов в нефтегазосервисе, высокотехнологичных производств в обрабатывающем секторе и агрокомплексе, развитием региональной инновационной и социальной системы. Возможность и перспективы инновационного пути развития, внедрения инновационных технологий, предполагает сокращение использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов.
Улучшить инновационный климат в области предполагается за счет реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, развития созданныхэлементов инновационной инфраструктуры в виде, например, региональных и вузовских технопарков, техноцентров, венчурного фонда и создания новых инновационных компаний.
Необходимым условием реализации данных мер является создание правовых и организационных основ инновационной деятельности.
В настоящее время нормативно-правовую основу регулирования инновационной деятельности в Тюменской области составляет Закон Тюменской области от 21 февраля 2007г. N 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» (далее — Закон).
Закон определил цели инновационной деятельности в Тюменской области:
1) повышение конкурентоспособности экономики региона за счёт развития научной, научно-технической и инновационной деятельности;
2) развитие и эффективное использование научного, научно-технического и инновационного потенциала для социально-экономического развития области и повышения уровня жизни её населения;
3) создание инновационной среды, обеспечивающей превращение научных достижений организаций научно-производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию.
Государственная поддержка в сфере инновационной деятельности закрепленная в Законе, может осуществляться в следующих формах:
- предоставление льгот по уплате налогов и сборов в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет;
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов, субсидий за счет средств областного бюджетаи предоставление бюджетных инвестиций и (или) имущества, являющегося собственностью Тюменской области;
- предоставление образовательных услуг, консультационной и информационной поддержки;
- создание, обеспечение деятельности и развитие инновационной инфраструктуры за счет средств областного бюджета;
- реализация целевых программ.
Органом, курирующим инновационную деятельность во всех сферах, является Комитет по инновациям Тюменской области, созданный в соответствии с постановлением Губернатора Тюменской области от 07 сентября 2011 г. N 165 (далее — Комитет).
Его основными функциями являются осуществление совместно с органами исполнительной власти области реализации единой государственной инновационной политики в регионе; реализация региональных научно-технических и инновационных программ и проектов и организация работы по проведению мониторинга инновационной активности Тюменской области, осуществление мер государственной поддержки развития инноваций и высоких технологий.
Направления государственной поддержки инновационной деятельности в Тюменской области определены в долгосрочной целевой программе «Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области на 2012–2014 годы», утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 30.08.2011 N 1511-рп. В процессе реализации данной целевой программы используются следующие формы финансовой поддержки.
Во-первых, это субсидии за счёт средств областного бюджета на создание опытного образца и патентование результатов научно-исследовательской деятельности. Порядок предоставления субсидий утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 01 апреля 2008 года № 97-п.
Анализ практики субсидирования показал, что наиболее востребованной формой поддержки в Тюменской области является субсидия на создание опытного образца. Приоритетными сферами реализации инновационных проектов, явились: строительство; технология добычи и переработки нефти, газа и конденсата; информационные технологии; машиностроение; тонкая химия и нефтехимия; экология и рациональное природопользование; энергосбережение. В 2012 году 16 предпринимателям было выделено субсидий на общую сумму 23,6 млн. рублей [5].
В целях организации отбора претендентов на получение государственной поддержки распоряжением Правительства Тюменской области от 07.07.2008 № 822-рп. создана Комиссия по отбору претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидий в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Во-вторых, гранты начинающим малым инновационным компаниям на создание инновационной компании. Их предоставление регулируется постановлением Правительства Тюменской области от 20 июня 2012 года № 236-п «О порядке предоставления государственной поддержки начинающим малым инновационным компаниям — гранты на создание инновационной компании в форме субсидии».
По форме такие гранты представляют субсидии на создание инновационной компании начинающим малым инновационным компаниям, осуществляющим инновационную деятельность, заключающуюся в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) на условиях долевого финансирования расходов начинающей компании по регистрации юридического лица, а также других затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности.
Грант предоставляться комиссией по отбору претендентов на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Размеры гранта определяются, исходя из понесённых на организацию предприятия затрат — 85 %, но не более 500 тыс. рублей [4]. В 2012 году гранты предоставлены 7 начинающим инвестиционным компаниям на общую сумму 2,5 млн рублей [9].
В-третьих, это субсидии действующим инновационным компаниям в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. На субсидии могут претендовать субъекты малого и среднего предпринимательства, работающие более одного года и фактически производящие инновационные товары, либо осуществляющие инновационные работы или оказывающие инновационные услуги. Размеры субсидии будут рассчитываться из 75 % от фактически осуществлённых затрат, например, на исследование и разработку новых продуктов, услуг и производственных процессов, лизинг или приобретение оборудования для инноваций, программного обеспечения, но не более 5 млн. рублей в год [5].
Порядок предоставления субсидии регламентирован постановлением Правительства Тюменской области от 20.06.2012 N 237-п «О порядке предоставления субсидий на оказание государственной поддержки действующим инновационным компаниям — субсидия юридическим лицам — субъектам малого и среднего предпринимательства Тюменской области в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг». В 2012 году субсидия предоставлена 11 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 19 млн рублей [9].
В-четвертых, субсидия на реализацию инновационных проектов, получивших поддержку ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Порядок предоставления субсидий утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 24 декабря 2012 г. № 555-п «О Порядке предоставления субсидий на реализацию инновационных проектов, получивших поддержку ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
На субсидии могут претендовать инновационные компании, заключившие с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно — конструкторских работ.
Размер субсидии не должен превышать стоимости работ по Государственному контракту, заключенному с Фондом. Кроме того, субсидия может быть предоставлена претенденту по каждому заключенному Государственному контракту только один раз.
Комитетом в целях реализации Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», утверждены административные регламенты предоставления всех выше перечисленных субсидий.
С целью координации усилий и создания механизма взаимодействия всех участников инновационной системы распоряжением Правительства Тюменской области N 899-рп от 18.05.2012 создан Совет по развитию инновационной деятельности в Тюменской области (далее — Совет), в состав которого вошли представители вузов, эксперты научно-исследовательских институтов, руководители крупных промышленных предприятий области. Совет осуществляет разработку предложений и рекомендации по реализации единой государственной инновационной политики Тюменской области.
В целях выявления и поощрения субъектов инновационного бизнеса, достигших наибольших успехов в своей деятельности, определения перспективных инновационных проектов, формирования положительного имиджа инновационных предприятий, повышения престижности инновационной деятельности в Тюменской области постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2012 № 526-п утвержден порядок организации и проведения областного конкурса «Лучшее инновационное предприятие Тюменской области» (далее — Конкурс). На участие в Конкурсе могут претендовать инновационные предприятия — юридические лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные в Тюменской области и осуществляющие инновационную технологическую деятельность.
В регионе постановлением Правительства Тюменской области № 338-п от 3 сентября 2012 года утвержден «Порядок ведения реестра объектов инновационной инфраструктуры Тюменской области» (далее — Реестр).
В Реестр включаются сведения об организациях и объектах, созданных для развития инновационной деятельности в области с участием бюджетных или внебюджетных средств и оказывающих поддержку субъектам инновационной деятельности.
Целью ведения Реестра является:
- мониторинг инновационной деятельности в Тюменской области;
- сбор и хранение информации об объектах инновационной инфраструктуры;
- использование информации об объектах инновационной инфраструктуры при принятии управленческих решений Правительством Тюменской области, направленных на развитие инновационной деятельности в области;
- развитие и эффективное использование научного, научно-технического и инновационного потенциала для социально-экономического развития Тюменской области и повышения уровня жизни ее населения;
- популяризация инновационной деятельности и оказание поддержки в создании и продвижении инновационной продукции малого и среднего предпринимательства Тюменской области [3].
Уполномоченным органом по ведению Реестра является Комитет.
К объектам инновационной инфраструктуры относятся организации, способствующие реализации инновационных проектов, в отношении которых принято решение о внесении сведений в реестр, такие как Тюменский технопарк (ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр»); Технопарк Тюменского государственного университета; Научно-производственный инновационный комплекс, НПИК (Технопарк) Тюменского государственного нефтегазового университета; ГБУ ТО «Областной бизнес-инкубатор» [10].
Предоставление сведений в уполномоченный орган для включения в реестр осуществляется в добровольном порядке.
Из вышеперечисленного следует что, что значительное внимание в Тюменской области уделяется поддержке научно-технической и инновационной деятельности. Принят ряд нормативных актов, направленных на ее поддержку, способствующий административно-правовому регулированию инновационной деятельности региона. Существенно возрос объем и расширились направления государственной поддержки.
Литература:
1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 30.09.2013).
2. Закон Тюменской области от 21 февраля 2007г. N 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 30.09.2013).
3. Постановление Правительства Тюменской области № 338-п от 3 сентября 2012 года «Порядок ведения реестра объектов инновационной инфраструктуры Тюменской области» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 10.10.2013).
4. Постановление Правительства Тюменской области от 20.06.2012 N 236-п «О порядке предоставления государственной поддержки начинающим малым инновационным компаниям — гранты на создание инновационной компании в форме субсидии» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 10.10.2013).
5. Постановление Тюменской областной Думы от 20.12.2012 N 774 «Об информации Правительства Тюменской области о реализации долгосрочной целевой программы «Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 10.10.2013).
6. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 25 мая 2009 года № 652-рп. // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 30.09.2013).
7. Ворожевич А. С. Инновация как правовая категория. // Современные научные исследования и инновации. — Сентябрь, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2215
8. «Инновационная деятельность Тюменской области» — Международный деловой портал «Инвестиции. Инновации. Бизнес» [Электронный ресурс]. URL: http://www.spb-venchur.ru/regions/126/innovatetum.htm
9. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области-http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/innovation/tenders.htm
10. Перечень объектов инновационной инфраструктуры Тюменской области[Электронный ресурс] — innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2013/13381/2756.doc