Встатье рассматривается информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик. Анализирован основные свойств и требование информационного ресурса, а также показана содержательных компонент информационного ресурса.
Ключевые слова: Адекватность, достоверность, доступность, информационный ресурс, информационная технология, научность, объективность, содержательная компонента, электронная библиотека.
Представление об информационном ресурсе как о совокупности данных, повышающих уровень знаний об объективной реальности окружающего мира, характерно для естественных наук, может быть опровергнуто в рамках социальных наук. По нашему мнению, информационный ресурс — это совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания.
Информационный ресурс — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов [1].
Информационный ресурс является динамическим субъектом, образующимся в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов. С точки зрения информатики наиболее важными являются следующие свойства информационного ресурса:
- научность;
- объективность — степень повышения достоверных информационных единиц;
- полнота, качество и достаточность информационных единиц для создания новых данных на основе имеющихся;
- достоверность;
- адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дел;
- доступность — мера возможности получить ту или иную информационную единицу;
- актуальность — степень соответствия информационной единицы текущему моменту времени.
Информационный ресурс — наукоемкий продукт, поэтому создает спектр широких возможностей для учителя и учащихся и позволяет:
- осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного информационного ресурса и интересами;
- прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;
- осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств данного информационного ресурса с традиционными средствами обучения;
- создать оптимальные дидактические условия развивающего обучения;
- удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету.
Информационные технологии (ИТ) в общеобразовательной школе традиционно рассматривают в трех аспектах, как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности [2].
Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать ИТ в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения ИТ в общеобразовательной школе создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании.
Информационный ресурс должен соответствовать следующим требованиям:
- являться предметом обучения;
- являться средством обучения;
- инструментом автоматизации учебной деятельности;
- средством общения и получения информации;
- средством воспитания;
- средством интеграции различных областей научных знаний.
На сегодняшний день сложилась определенная структура информационного ресурса. Каждый ресурс представляет собой своего рода электронную книгу, состоящую, как правило, из трех — восьми разделов, часть из которых является постоянными рубриками, часть — периодическими, иногда это рубрики, приуроченные к определенным событиям.
Появляются новые рубрики, исчезают или видоизменяются старые, информационный ресурс живет и развивается.
Основные рубрики информационного ресурса, интегрирующего информатику с предметами естественно — научного и гуманитарного циклов:
- содержательная компонента информационного ресурса;
- нормативная компонента информационного ресурса;
- методическая компонента информационного ресурса;
- творческая компонента информационного ресурса;
- электронная библиотека;
- адреса передового опыта;
- полезные компьютерные программы.
Рис. 1. Структура информационного ресурса
Содержательная компонента информационного ресурса содержит учебные материалы по информатике для естественно — научного и гуманитарных профилей, учебно-методические комплексы и отдельные электронные учебные издания, тексты учебных пособий, которые учителя могут использовать в учебном процессе.
Нормативная компонента информационного ресурса содержит сборники нормативных документов по информатике, химии, биологии, географии, экологии. В этом ресурсе сосредоточены федеральный базисный учебный план, федеральный компонент государственного стандарта, программы основного и среднего (полного) общего образования по информатике, химии, биологии, географии, экологии, естествознанию. В раздел включаются также актуальные нормативные и методические документы по общему образованию, разработанные Министерством народного образования Республики Узбекистан.
Методическая компонента информационного ресурса содержит методические материалы по предметам естественно-научного цикла.
Творческая компонента информационного ресурса содержит проекты, творческие разработки, научно-исследовательские работы учеников и преподавателей по вышеуказанной тематике.
Электронная библиотека содержит электронные каталоги, учебники и пособия.
По определению основное внимание в электронном ресурсе должно уделяться именно образовательной информации, а также ссылкам на другие информационные ресурсы.
Под содержательной компонентой образовательного информационного ресурса понимают:
- курсы лекций;
- методические пособия;
- разработки уроков, практических работ, научно-исследовательских проектов;
- наборы презентаций и слайдов;
- наборы контрольных работ, тестов;
- учебники (как сканированные версии, так и электронные обучающие средства) и др. — то есть все то, что помогает преподавателю готовиться и проводить занятия в традиционной форме и с использованием компьютерной техники, мультимедиа-технологий.
На рисунке показана содержательная компонента информационного ресурса содержания образования, направленная на обеспечение интеграции и унификации образования и одновременно нацеленная на индивидуализацию обучения.
Рис. 2. Содержательная компонента информационного ресурса в области содержания образования
В информационном ресурсе “Элективные курсы” являются лишь одной из вариативных частей учебного плана, направленной на углубленное изучение предметов. Вторая часть, условно названная “Личностно-ориентированная траектория обучения”, содержит перечень предлагаемых обучающемуся общеобразовательных спецкурсов, сориентированных на одну из традиционных образовательных областей и имеющих поддержку в виде базовых учебных предметов.
Примерный перечень содержательной компоненты информационного ресурса:
- учебник по информатике для 5 классов;
- учебник по информатике для 6 классов;
- разработки уроков по информатике для 5–9 классов;
- задачник по информатике для классов естественно-научного профиля;
- задачник по информатике для классов гуманитарного профиля;
- практические работы по информатике для классов естественно-научного профиля;
- учебники и методические пособия для углубленного изучения информатики;
- занимательные материалы по информатике для предпрофильных и профильных гуманитарных и естественно-научных классов.
На рисунке показана содержательная компонента информационного ресурса содержания образования, направленная на обеспечение интеграции и унификации образования и одновременно нацеленная на индивидуализацию обучения.
Рис. 3. Содержательная компонента информационного ресурса
В информационном ресурсе представлено множество статических иллюстраций, краткие конспекты, фотографии, они несут не только учебную информацию, но и служат эстетическому воспитанию школьников. Существует как минимум семь вариантов использования информационного ресурса на уроках информатики, если имеется передвижное или стационарное рабочее место учителя.
Сочетание информационного ресурса с другими средствами обучения |
Решаемые задачи |
На уроке традиционная информационная среда — дома электронное пособие |
Восстановление в памяти увиденного на уроке. Развитие умения выделять главное в визуальной информации. Совершенствование мыслительной операции сравнения |
На первом уроке традиционная информационная среда, на следующем уроке мультимедийный учебник или пособие |
Проверка знаний учащихся. Повторение и обобщение знаний. Проверка умений аргументировать высказывания, анализировать, сравнивать, принимать или отклонять альтернативную точку зрения и т. д. Развитие и совершенствование умения читать и понимать визуальную информацию |
На уроке традиционная информационная среда и электронный учебник или пособие |
Сообщение учащимся новых знаний, основанных на примерах из биологии, географии, экологии, химии, истории, литературы. Развитие и совершенствование умения читать и понимать визуальную информацию. Сравнение информации, представленной в разных формах |
На уроке электронный учебник — дома традиционная информационная среда |
Восстановление в памяти увиденного на уроке. Развитие умения выделять главное в визуальной информации. Совершенствование мыслительной операции сравнения |
Электронный учебник во время лабораторного опыта или практической работы |
Самоконтроль при выполнении физического эксперимента. Совершенствование умения читать экранные тексты |
Электронный учебник или пособие и физический опыт |
Сообщение учащимся новых знаний о способах деятельности. Совершенствование умения читать экранные тексты. Проверка знаний правил техники безопасности |
Только электронный учебник или пособие (при участии учителя) |
Развитие умения выделять главное в визуальной информации |
Наиболее перспективными формами использования информационного ресурса являются [3,4]:
- интерактивный урок;
- смешанный режим — электронный информационный ресурс и непосредственное общение учитель — ученик(и);
- дополнение к существующим учебным курсам и предметам.
Естественно, что большое значение для внедрения электронных информационных ресурсов в образовательную среду имеет материально-технический аспект. Однако главной проблемой является недостаточная проработка методической основы — методов и технологий обучения.
Модель обучения с использованием информационного ресурса должна основываться на том, что:
- в центре технологии обучения — учащийся;
- в основе учебной деятельности — сотрудничество;
- учащиеся играют активную роль в обучении;
- большое внимание отводится на развитие способности ученика к самообразованию.
Информационный ресурс обладает рядом дидактических свойств:
- оперативное использование информации любого объема, любого вида;
- хранение информации, возможность ее редактирования, обработки, трансформации, копирования;
- интерактивность информации и оперативная обратная связь;
- доступ к различным источникам информации (электронным, бумажным, сетевым).
Таким образом, информационный ресурс влияет на образовательный процесс и позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учеников, который базируется на свободном доступе к информации, общении, на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников проекта.
Литература:
1. Симонович С. В. Информатика. СПб.: Питер, 2001, 640 с.
2. Христочевский С. А. Информатизация образования. М.: Информатика и образование, № 1, 1994.
3. Попов И. И., Храмцов П. Б., Максимов Н. В. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. Учебное пособие. М.: РПГУ, 2001, 207 с.
4. Тайлакова Д. Н. Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык» [Текст] / Д. Н. Тайлакова // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 722–725.