Правовое регулирование вопроса частной собственности в Российской Федерации осуществляется различными источниками права, одним из важнейших является Конституция Российской Федерации [1], которая закрепила, что в Российской Федерации:
- признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);
- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 ст.9);
- граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю [1].
Право собственности не только было провозглашено на конституционном уровне, но и подлежит защите, причем равным образом, независимо от формы собственности (ст. 8). Конституция РФ прямо указывает, что «право частной собственности охраняется законом» (ст. 35). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Очевидно, что такое истолкование очень напоминает интерпретацию конвенционной нормы об уважении собственности, содержащейся в ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским судом по правам человека, поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется (ст. 35). В Конституции РФ закреплено важнейшее положение о том, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 9) [1].
Соответствуя конституционным нормам, Гражданский кодекс РФ также констатирует, что «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности... Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований... Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом» (п. п. 1 — 3 ст. 212).
В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом (п. п. 1, 2 ст. 213 ГК РФ). Собственность граждан может быть общей (общей совместной и общей долевой) (гл. 16 ГК РФ) [2].
Согласно отечественной доктрине и действующему российскому законодательству публичная собственность в России как самостоятельный вид собственности включает государственную и муниципальную собственность, а общественные отношения, связанные с публичной собственностью, регулируются посредством норм публичного и частного права. Субъектом права публичной собственности являются публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), призванные действовать в интересах всего общества и населения соответствующей территории (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, ст. ст. 124, 125, 214 ГК РФ и др.).
Иными словами, имущественные отношения могут быть объектом регулирования как со стороны частного, так и со стороны публичного (конституционного, налогового, административного) права. В настоящее время наблюдается заимствование понятий частного (гражданского) права нормами публичного права и наоборот [11]. Конституционные нормы закрепляют основы имущественных отношений в государстве, компетенцию государственных органов в регулировании этих отношений, способы, средства и формы защиты вещных прав. Регулирование имущественных отношений посредством публично-правовых норм происходит путем субординации, в то время как регулирование аналогичных отношений в частном праве происходит путем координации, юридического равенства, дозволительных мер.
В юридической литературе верно отмечается, что в Конституции РФ не обозначены основные цели функционирования публичной собственности и ее роль в социальном демократическом государстве с рыночной экономикой, не предусмотрены основные субъекты и объекты права публичной собственности, не определены принципы правового режима этого вида собственности.
Гражданское и природоресурсное законодательство, указывая на субъекты и объекты публичной собственности, исключают ряд объектов из имущественного оборота или ограничивают их оборот (объекты исключительной государственной собственности), определяют основания возникновения и прекращения права публичной собственности, регламентируют права, обязанности и ответственность публичных собственников. Допущенная к обороту часть имущества из разряда государственной (публичной) собственности с теми или иными публично-правовыми и гражданско-правовыми ограничениями является объектом гражданско-правовых (имущественных) отношений в порядке, предусмотренном законом (ст. ст. 124, 125, 214, 215 ГК РФ).
Как известно, древнее римское право различало публичное и частное право: все, что относилось к положению (пользе) Римского государства, являлось публичным, а все, что служило пользе отдельных лиц, — к частному праву. Иными словами, для частного права преимущественное значение имели интересы отдельных лиц, для публичного права — интересы государства.
Ф. К. Савиньи писал, что в публичном праве целое является целью, а отдельный человек занимает второстепенное положение, в частном праве, напротив, отдельный человек является целью, а целое (государство) — средством. Н. М. Коршунов обращал внимание на то, что частные и публичные права различаются в порядке приобретения прав, в способах их потери, в содержании права и в соотношении прав и обязанностей [9].
При этом, действующее российское законодательство не знает иного права собственности, кроме того, которое предусмотрено в Гражданском кодексе РФ [2].
Так, Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 209) закрепляет право собственности с наделением собственника известной триадой прав: правом владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом, считаем важным отдельно коснуться вопроса собственности на земельные участки, как основы собственности на объекты недвижимого имущества в буквальном смысле.
В юридической литературе отмечается, что понятие права частной собственности на землю сформулировано не так давно. Ранее действовавшее законодательство не допускало такого права граждан, существовало лишь понятие государственной собственности на землю. Впервые об этом праве граждан и юридических лиц упомянуто в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года. В соответствии со ст. 6 названного Закона «земельные участки могут находиться в частной, государственной собственности и собственности общественных объединений (организаций)". Сегодня же понятие частной собственности на землю прочно вошло в российское законодательство, и ведущая роль в этом принадлежит Гражданскому кодексу РФ.
Среди остро стоящих перед обществом проблем на сегодняшний день является проблема обеспечения стабилизации земельных отношений. Эту проблему можно успешно решить, имея совершенное законодательство. Однако состояние российского законодательства о земле оставляет желать лучшего.
Центральным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере собственности на землю, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Глава третья ЗК РФ полностью посвящена праву собственности на землю. Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица могут иметь в частной собственности земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земля и другие природные объекты являются особыми объектами гражданского оборота, поэтому на эти объекты распространяется гражданское законодательство, правда, в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах.
Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что одним из распространенных видов прав на землю наряду с правом временного пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования. В недалеком прошлом эти виды были практически единственными видами прав на землю и существовали наряду с правом государственной собственности на землю. Земельный кодекс РФ лишил граждан и юридических лиц возможности приобретать земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование. Однако, если граждане и юридические лица обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, они могут приобрести их в собственность.
Современное законодательство о земле, насчитывающее многочисленные нормативно-правовые акты, исходит из разрешительного типа регулирования отношений в сфере земельной собственности (в отличие от ранее применявшегося общедозволительного типа правового регулирования). Переход от общедозволительного типа правового регулирования земельных отношений к разрешительному типу виден в ст. 129 и ст. 209 ГК РФ, особенно это заметно в отношении правомочия распоряжения. Так, согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц».
Несмотря на появление положительных течений в нашем законодательстве, есть и некоторые отрицательные моменты. Так, М. С. Пашова отметила основные направления «бурного» развития земельного законодательства в России и резюмировала, что за последние пять лет в нем проявилась негативная тенденция, так как принимается и рассматривается «лавина» законов и законопроектов, что делает невозможным разобраться в них даже специалистам. По мнению Пашовой М. С., неупорядоченность и нестабильность земельных отношений ослабляет и разрушает суверенитет России как государства.
Большое значение в сфере правового регулирования земельных отношений имеют договоры, и прежде всего это договоры купли-продажи земельных участков как правовые формы, опосредующие рыночный оборот земель.
В отношении правомочия распоряжения необходимо отметить, что применительно к гражданам и юридическим лицам оно несколько ограничено. Ограничения прежде всего касаются земель, ограниченных в обороте, или земель, изъятых из оборота. Вместе с тем не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков для строительства, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 28 ЗК РФ) [3].
Кроме этих ограничений существуют ограничения по целевому использованию отдельных категорий земель. В соответствии со ст. 260 ГК РФ использование по целевому назначению устанавливается для земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий.
Ограничения правомочия распоряжения земельным участком могут быть предусмотрены и другими нормативными правовыми актами. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Имеющими отношение к сфере земельного права согласно приведенной выше статье являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно положения ст. ст. 129, 131, 209 ГК РФ. Особенно актуальным в последнее время становится институт приобретательской давности как основания возникновения права собственности на землю. Особенность его применения обусловлена спецификой земельного участка как объекта правоотношений.
На сегодняшний день основными проблемами в сфере регулирования земельных отношений являются осуществление земельной реформы, определение ее направлений и механизмов, правовая проблема земельного контроля, ответственность за нарушение земельного законодательства, а также проблемы, связанные с использованием земельных долей. На этом сложном пути придется многое сделать и ученым, и юристам-практикам, которые проделывают действительно сложную работу, в том числе и по разработке действенного законодательства. Без сотрудничества в этой сфере обойтись нельзя. Большую роль играют в этом плане научные и научно-практические конференции, посвященные различным земельным вопросам. Так, основные проблемы земельной реформы, практика применения земельного законодательства были освещены на научно-практической конференции «Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе», организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Государственным университетом по землеустройству осенью 2004 года. Что касается земельной реформы, то на всем ее протяжении предпринимались попытки внесения изменений в действующее законодательство и обеспечения правоприменения во имя поддержания правопорядка.
Реформирование земельного права необходимо в той связи, что земельные споры являются наиболее распространенной категорией споров. Появляются их новые разновидности. В связи с развернувшимся строительством жилых и нежилых помещений, активизацией деятельности многочисленных строительных компаний резко возросло количество споров по поводу прав на земельные участки под отчуждаемыми строениями, зданиями, сооружениями. Председателем судебного состава Арбитражного суда г. Москвы Зверевой Е. А. высказывалось мнение о том, что договоры по передаче зданий, сооружений, строений должны признаваться незаключенными, если в них не предусматриваются границы земельных участков, права на которые переходят к приобретателю недвижимого имущества.
Таким образом, земельное законодательство России о собственности на землю пробельно и противоречиво, во многом не может отвечать вопросам современной практической деятельности, в связи с чем в данной области предстоит сделать еще очень многое [8].
Литература:
1. Конституция Российской Федерации//Консультант +
2. Гражданский кодекс Российской Федерации//Консультант +
3. Земельный кодекс Российской Федерации//Консультант +
4. Андреев Ю. Н. Собственность и право собственности: цивилистические аспекты: Монография //(«Норма», «Инфра-М», 2013) //Консультант +
5. Гутников О. В. Международный форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Право собственности как фундамент современных экономических отношений» //«Журнал российского права», 2010, N 11//Консультант +
6. Карасева М. В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1977. //Консультант
7. Карасева М. В. Бюджетное право в контексте теории права собственности // Государство и право. 2008. N 2. //Консультант +
8. Колоскова Н. А. Правовое регулирование права частной собственности на землю//Правовые вопросы недвижимости», 2006, N 2 //Консультант +
9. Коршунов Н. М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011. С. 26;
11. Мазаев В. Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2004. //Консультант +
12. Пауль А. Г. Бюджетно-правовое регулирование формирования бюджетов. Воронеж, 2011. //Консультант +