Несмотря на то, что начиная с 2008 г. рынок пива перешел из стадии стремительного роста развития в стадию стабилизации, — тематика маркетинговых исследований по данному продукту за последние 5 лет не перестала быть актуальной. Из вышедших за последнее время работ стоит отметить среди прочего лишь некоторые [1–2]. В стенах МГУПП в это же время выходили тоже работы по аналогичной тематике [3]. Кроме того, в целом, тематика исследования маркетинговых исследования для профессорско-преподавательского состава МГУПП была уже как минимум на протяжении последних 20-ти лет и вплоть до наших дней одной из приоритетных [4–5]. Кроме того, для выработки методологии данного исследования, в рамках трансформации структуры исследования авторы работы использовали также ряд важных научных статей вышедших за последние несколько лет [6–11]. В связи с этим данная работа по проведению репрезентативного методологически-выверенного опроса, проведенного в рамках магистерской работы Есиповой Екатерины Сергеевны, был представлен к публикации в научном журнале.
Опрос, проведенный по утвержденной у коллектива авторов анкете, производился с 1.10 по 1.11.2013 г. в районе Сокол. Возрастные группы респондентов были определены в диапазоне от 18 до 25 лет и в количестве 376 человек, при 5 % ошибки, для определения мнения генеральной совокупности в 18 тысяч человек такого же возрастного уровня.
Опрос показал, что самыми популярными марками пива среди молодежи в данном районе в настоящий период времени являются Kozel (14,02 %), Heineken (11,92 %), Budweiser (11,49 %), Жигули (9,47 %), Балтика (9,14 %).
При этом наиболее известными марками пива являются: Сибирская корона (4,69 %), Клинское (3,89 %), Zhatecki Gus (3,45 %), Очаково (3,16 %). Подробный отчет по данному вопросу представлен на рис. 1.
Рис. 1. Известность марок пива
Согласно результатам проведенного исследования каждый день употребляют пиво 9,5 % респондентов района Сокол. Пиво по-прежнему остается у жителей района Сокол популярным напитком, о частоте его потребления можно сказать, что она является средней: несколько раз в год — ответили 5 742 человек, раз в месяц — 5 271, раз в неделю — 2 016 (рис.2).
Рис. 2. Частота употребления пива
Наиболее популярным типом пива является светлый эль. Его пьют чаще всего 26,29 % респондентов. При этом обычное светлое пиво одинаково активно употребляют и мужчины, и женщины. Вопреки распространенному мнению о том, что темное пиво больше любят женщины, результаты исследования показывают, что такое пиво одинаково популярно среди представителей обоих полов (рис.3).
Рис. 3. Предпочтение вида пива
Если же говорить о предпочтениях опрашиваемых в вопросе крепости пива, то самый распространенный участок стал от 3,5 до 4,9 % (47,4 % респондентов). Равное количество (14,66 %) предпочитают пиво, крепость которого составляет менее 3,5 % и в пределе от 5 до 9 %. Безалкогольное пиво предпочитают только 4,3 % молодежи (рис.4).
Рис. 4. Предпочтение по крепости пива
Самой популярной упаковкой пива для большинства респондентов (59,5 %), как и много лет назад, остается стеклянная бутылка. Такая упаковка для пива, как пластиковая бутылка, не так востребована в районе Сокол молодежью — в такой емкости покупают пиво только 2,59 % респондента. Немного больше респондентов предпочитают покупать пиво в алюминиевых банках (9,5 %). 11,21 % молодых людей предпочитают пиво на разлив. В это случае пиво хранится в емкости под названием кег (рис.5).
Рис. 5. Предпочтительная упаковка
В число трех наиболее важных критериев, влияющих на выбор пива, входит вкус и аромат — 43,85 % респондентов, торговая марка — 21,6 % респондентов и цвет — 5,2 % респондентов. Поразительно в данном случае, что цена не вошла в эту тройку. Причем эти факторы являются одинаково важными как для мужчин, так и для женщин. В марках лучше всего разбираются более молодые потребители, которые указали, что они в первую очередь обращают внимание на марку при покупке пива. Остальные критерии, такие как страна-производитель, крепость и пр. можно считать второстепенными. На них в первую очередь обращает внимание соответственно 4,3 % и 5 % участников опроса (рис.6).
Рис. 6. Фактор, влияющий на выбор пива
Большинство опрошенных предпочитают покупать не самое дорогое, но и не самое дешевое пиво — по цене от 50 до 75 рублей (45,7 %). 2,6 % респондентов предпочитают пиво стоимостью более 125 рублей (рис.7).
Рис. 7. Предпочтительная ценовая политика
Что же касается импортного и отечественного выбора, то результаты следующие: 27,2 % респондентов предпочитают пиво российского производства, лидером стала Чехия — 32,5 %, Германия — 13,5. Менее востребовано пиво Великобритании и Дании. 4,88 % процентов предпочитают пиво других стран (рис.8).
Рис. 8. Предпочитаемые производители пивной продукции
Одним их самых актуальных мест приобретения пива оказался магазин, расположенный неподалеку от дома (36,64 %), на втором месте — крупные супермаркеты (27,59 %). Самое менее посещаемое место для приобретения пива стал киоск — 6,5 % (рис.9).
Рис. 9. Места приобретения пивной продукции
В ходе проведенного полевого исследования можно сделать выводы, что, в районе Сокол, г.Москва на состояние октябрь месяц 2013г.:
- светлого эля покупается потребителями примерно на 4 % больше, чем темного;
- подавляющее большинство опрошенных обращают внимание при покупке на вкус и аромат пива;
- при покупке пива 27,2 % респондентов ориентируются на отечественного производителя, почти 50 % опрошенных предпочитают покупать пиво импортных производителей, в частности лидером стала чешская марка — Kozel;
- большинство респондентов предпочитают пиво в стеклянной таре;
- большинство опрошенных предпочитают покупать не самое дорогое, но и не самое дешевое пиво — по цене от 50 до 75 рублей.
Литература:
1. Коновалов Д. В. Стратегическое поведение предприятий на рынке пива// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 3. С.55–58.
2. Фадеева К. В. Состояние и перспективы развития пивоваренной отрасли в России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2013. № 12. С. 237–240.
3. Аверина О. В., Тульская Н. С. Особенности российского рынка пива// Пиво и напитки. 2003. № 2. С.4–5.
4. Панченко Т. М., Тульская Н. С., Гончаров В. Д. Развитие маркетинга в пищевой промышленности и особенности его реализации// Пищевая промышленность. 1994. № 11
5. Панченко Т. М., Тульская Н. С., Большаков О. В. Маркетинг научно-технической продукции и концепция его управления// Пищевая промышленность. 1994. № 8
6. Ветрова В. Д. Теоретические основы изучения конкурентоспособности предприятий сферы услуг на современном этапе// В мире научных открытий. 2011. № 10. С.160.
7. Ветрова В. Д. Формирование конкурентоспособности предприятия в современных условиях бизнес-среды// Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования= International scientific periodical Modern fundamental and applied researches. 2011. № 1. С.39–41.
8. Стригина М. О. Формирование и тенденции развития рынка платных услуг в Ставропольском крае// Terra Economicus. 2009. T.7. № 4–2. С.288–290.
9. Кирей М. Ю., Стригина М. О., Сергеева И. С., Еделев Д. А. Управление экономической системой региона, обладающего рекреационным потенциалом// Terra Economicus. 2007. T.5. № 2–2. С.131–133.
10. Селиванов И. А. Стратегический управленческий учет и устойчивое развитие предприятия// Управленческий учет и финансы. 2012. № 4. С. 272–282.
11. Скляренко С. А., Суворов О. А., Мастихин А. А., Филиппова М. Г., Каппушева Ф. М. Модели сотрудничества науки и производства// Молодой ученый. 2013. № 7. С.246–249.