Основными вопросами при переходе на международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (далее МСФООС) являются процесс признание основными средств и убытков от обесценения подлежащих признанию.
Согласно требованию этого стандарта основными средствами являются материальные объекты, которые удерживаются для использования в производстве или поставке товаров или услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для собственных нужд и как ожидается, будут использованы в течение более одного года.
Основным средством признается актив, когда существует большая доля вероятности получения будущих экономических выгод, или полезного потенциала (сервисное обслуживание) связанных с этим активом, и фактические затраты на его приобретение могут быть достоверно оценены.
По общепринятому принципу МСФО (IAS) 16 «Основные средства» предназначенные для хозяйствующих субъектов основным средством признается актив, когда существует большая доля вероятности получения будущих экономических выгод. Это требование исходит из того, что главной целью хозяйствующего субъекта является получения прибыли и соответственно эффективное ведение производства. Поскольку для государственного учреждения такой целью не ставится, в определении актива, в том числе основных средств по МСФООС добавлены выражение «и потенциала услуг (сервисное обслуживание)». Стоимость объекта основного средства может быть признана активом, когда существует вероятность поступления в государственное учреждение будущих экономических выгод и потенциала услуг, связанных с этим объектом.
В качестве основных средств могут также признаваться объекты, использование которых может прямо не приносить экономические выгоды для государственного учреждения, но которые необходимы для получения выгод от использования других объектов (основные средства, приобретаемые для обеспечения безопасности и защиты окружающей среды). Государственное учреждение при поступлении основного средства оценивает, в какой мере приобретает риски и выгоды владения активом. При этом если происходит получение большей части рисков и выгод от владения активом, государственное учреждение признает актив. Если государственное учреждение не несет большую часть рисков и выгод от владения активом, государственное учреждение не признает поступление актива.
Немаловажным фактором является и вторая критерия основных средств, то есть фактические затраты на его приобретение могут быть достоверно оценены. В государственных учреждениях активы культурного наследия, отвечающие критериям признания активов должны признаватся в балансе, прочие активы культурного наследия — на за балансовом счете 09 «Активы культурного наследия» Плана счетов. К ним относят: исторические здания и монументы, места археологических раскопок, заповедники и природные охраняемые территории, а также произведения искусства. Государственное учреждение согласно требовании МСФООС не признает в бухгалтерском учете активы культурного наследия, если их культурная, экологическая, просветительская и историческая ценность не может быть полностью отражена финансовой стоимостью, основанной исключительно на рыночной цене, а также когда сложно установить срок их полезного использования, который в некоторых случаях может составлять несколько сотен лет. Единицей бухгалтерского учета основного средства является инвентарный объект. Инвентарным объектом основного средства признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Если земля и здание являются отделимыми активами, то они учитываются раздельно.
При первоначальном признании объект основных средств отражается по себестоимости. Признание затрат включаемых в балансовую стоимость объекта основных средств прекращается, когда объект готов к использованию по его прямому назначению
Для последующего учета основных средств государственное учреждение применяет модель учета по фактическим затратам либо модель учета по переоценке и применяет данную модель ко всему классу (группа) основных средств. Классом основных средств является группа активов, схожих по характеру и использованию в деятельности государственного учреждения.
Модель учета по фактическим затратам: после признания в качестве актива учет объекта основных средств производится по его себестоимости за минусом любой накопленной амортизации и любых накопленных в результате обесценения убытков.
Модель переоценки: после признания в качестве актива учет объекта основных средств, чья справедливая стоимость может быть надежно измерена, производится по его переоцененной стоимости, представляющей собой справедливую стоимость на дату переоценки, минус любая последующая накопленная амортизация и последующие накопленные убытки в результате обесценения. Переоценка проводится в сроки и период, установленные центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, но не реже 3–5 лет по каждому объекту основных средств в отдельности.
Справедливой стоимостью земли и зданий обычно является их рыночная стоимость, определяемая путем оценки, выполненной профессиональными оценщиками. Справедливой стоимостью категорий машин и оборудования обычно является их рыночная стоимость, определяемая путем оценки.
Изменение первоначальной стоимости допускается также в случаях оценки активов, проводимой в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан, независимо от выбора модели учета.
Амортизация основных средств начисляется ежемесячно. Начисление амортизации приобретенных основных средств производится с 1 числа месяца следующего за месяцем. В случае простоя или неактивного использования основного средства или удержания его для выбытия, амортизация объекта основных средств не прекращается, пока он полностью не будет самортизирован.
Начисление амортизации свыше 100 % стоимости основных средств не производится. Накопленная амортизация в размере 100 % стоимости объектов основных средств, которые годны для дальнейшей эксплуатации, не является основанием для списания их по причине полного износа.
Метод начисления амортизации отражает схему потребления государственным учреждением экономических выгод или служебного потенциала актива. Для систематического распределения амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезного использования могут применяться разные методы начисления амортизации, метод равномерного начисления износа, метод уменьшающегося остатка и метод единиц продукции.
При применении метода равномерного начисления износа, начисление амортизации основных средств производится, с использованием установленных норм амортизации и с использованием определенного срока полезного использования.
Если основное средство приобретено за счет бюджетных средств, одновременно с начислением амортизации осуществляется списание финансирования капитальных вложений на приобретение долгосрочных активов на доходы от потребления финансирования капитальных вложений в сумме, исчисленной по норме амортизации группы, к которой относится данный актив.
Государственное учреждение пересматривает балансовую стоимость актива на предмет обесценения в соответствии с положениями «Обесценение активов».
Обесценение основных средств отражается по дебету счета «Расходы от обесценения активов» и кредиту субсчета «Резерв на обесценение основных средств».
В случае восстановления убытков от обесценения основных средств государственное учреждение осуществляет проводку: дебет субсчета «Резерв на обесценение основных средств» и кредит счета «Расходы от обесценения активов» в пределах суммы ранее начисленного убытка от обесценения.
Капитальные затраты государственное учреждение отражает по дебету счета «Незавершенное строительство» и кредиту счета «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам». Незавершенное строительство измеряется по фактическим затратам.
Одна из сложных бухгалтерских записей производится при списании основных средств с баланса учреждения. Государственное учреждение отражает реализацию основного средства корреспонденциями:
в случае реализации основного средства, приобретенного ранее за счет бюджетного финансирования: дебет счета «Расходы по выбытию долгосрочных активов» и кредит соответствующего субсчета счета подраздела «Основные средства» Плана счетов — на балансовую стоимость, одновременно дебет субсчета «Накопленная амортизация основных средств» и кредит соответствующего субсчета счета подраздела «Основные средства» Плана счетов — на сумму накопленной амортизации по данному активу. Одновременно проводится списание остатка финансирования капитальных вложений: дебет субсчета «Финансирование капитальных вложений за счет бюджетных средств» и счета «Доходы от финансирования капитальных вложений». При наличии ранее начисленного резерва от обесценения осуществляется его списание по выбывшим долгосрочным активам: дебет субсчета «Резерв на обесценение основных средств» и кредит счета «Расходы от обесценения активов».
В данное время в Казахстане активно проводится процесс реформирование бухгалтерского учета государственного сектора. Оно связано с выполнением одной из главных задач — создание прозрачной и ясной системы управления активами государства, что позволит эффективно контролировать финансовые ресурсы страны.