Подготовка доклада для защиты дипломной работы студентов по направлению 080100.62 «Экономика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 05.12.2013

Статья просмотрена: 58846 раз

Библиографическое описание:

Ли, О. Л. Подготовка доклада для защиты дипломной работы студентов по направлению 080100.62 «Экономика» / О. Л. Ли. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 488-491. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8567/ (дата обращения: 16.11.2024).

Даны основные предложения для подготовки доклада на защиту дипломной работы студентов-дипломников очной и заочной формы обучения направления 080100.62 «Экономика» по профилю подготовки «Бухгалтерский учет и финансы», данные рекомендации также будут полезны их научным руководителям.

Доклад к дипломной работе — это речь для защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) объемом 3–4 листа машинописного текста (раздаточный материал, презентация), содержащая в себе краткое изложение дипломной работы и основные выводы по выбранной теме исследования. Желательно речь не зачитывать, а свободно рассказывать.

На защите члены Государственной аттестационной комиссии (ГАК) оценивают, прежде всего, степень готовности дипломника к защите выпускной квалификационной работы, также члены ГАК обращают внимание на следующее:

-                   Отзыв научного руководителя (положительные стороны и недостатки работы);

-                   Рецензия (положительные стороны и недостатки работы);

-                   Соответствие требованиям оформления, выдержанность структуры работы;

-                   Введение и заключение работы;

-                   Содержательность основной части дипломной работы,

-                   Оформление списка литературы работы;

-                   Достаточность и соответствие информации, представленной в раздаточном материале.

Общая цель доклада состоит в том, чтобы не просто произнести заготовленную речь, а проявить способность в создании и раскрытии научно-исследовательской «картины» на основе выполненной дипломной работы. Выступление должно показать важность и ценность проделанной работы, выразить собственное понимание актуальности выбранной темы и отразить личный вклад по решению поставленных задач. Успех защиты дипломной работы наполовину зависит от того сможет ли студент- дипломник грамотно донести до слушателей — членов комиссии основные положения работы с использованием раздаточного материала и презентаций.

Предлагается структура доклада (с лимитом времени 5–7 минут), основанная на фундаменте из трех блоков: вступление и постановка проблемы; результаты проделанной работы; заключение и рекомендации. Предлагаемая структура доклада является примерной и может конкретизироваться и изменяться в зависимости от особенностей и содержания работы, полученных результатов и представляемых демонстрационных материалов (табл.1.).

Первый раздел доклада «Вступление и постановка проблемы» формируется за счет «Введения» дипломной работы.

Доклад начинают с приветствия «Здравствуйте, Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии!». В зависимости от ситуации, если перед выступлением не представлен дипломник и/или не названа тема его работы, тогда можно продолжить так «Вашему вниманию представляется дипломная работа (Ф. И. О.) на тему (полное название)». Далее, не более минуты нужно говорить об актуальности выбранной темы. Цель и задачи можно указать в слайдах и не терять время, если доклад превышает установленный лимит.

Второй раздел доклада «Результаты проделанной работы» — наиболее объемный и достаточно иллюстрированный как на слайдах, так и в раздаточном материале. Информацию для этого раздела компоновать из 2 и 3 главы дипломной работы. Далее раскрыть объект исследования, его экономическую характеристику, основные выводы. По времени этот раздел не превышает 4,5 минут.

Третий раздел «Заключение и рекомендации» — представляет наивысшую ценность выступления. Он формируется за счет информации из 4 главы и/или заключения дипломной работы. Необходимо четко не только объяснить рекомендации, которые разработаны, а также попытаться доказать (убедить) слушателей в практической значимости предложений для самого предприятия.

В заключение своего выступления чтобы избежать неудобной паузы, можно объявить об окончании доклада, поблагодарив членов Государственной аттестационной комиссии за внимание «Доклад окончен. Спасибо за внимание!».

Доклад должен быть предварительно написан и обязательно откорректирован научным руководителем, то есть кроме автора дипломной работы и руководителя никто доклад смотреть не будет, поэтому оформление доклада может быть на ваше усмотрение. Для удобства при написании предлагается использовать 14 шрифт Times New Roman, интервал 1,5. При написании доклада на защиту следует ориентироваться по объему следующим образом: 1 страница текста по времени занимает 2 минуты на выступлении, т. е. доклад на 5 минут — это в среднем 2,5 страницы.

Если возникают затруднения, можно сначала подготовить речь вместе с иллюстрациями, а потом разделить ее на две части: сам текст доклада без таблиц и рисунков и раздаточный материал. Доклад оформлять от третьего или второго лица, например: предложены следующие рекомендации или нами разработаны следующие рекомендации. Иллюстрированный материал, который отобран из дипломной работы для презентации и раздаточного материала, по сути, является «скелетом» — основой доклада. Для раздаточного материала и презентаций нужно отобрать красивые и информативные иллюстрации (рисунки, таблицы). На слайдах и в раздаточном материале могут быть представлены одни и те же таблицы и рисунки. По представленной информации в раздаточном материале и презентациях у членов ГАК могут возникнуть вопросы, поэтому еще раз следует проверить все иллюстрации и выводы к ним. Таблицы и рисунки не должны быть перегружены информацией или наоборот, цифры в презентации должны быть достаточно большими, яркими и четкими.

Раздаточный материал должен иметь титульный лист, таблицы и рисунки могут быть оформлены со сквозной нумерацией. Желательно, рисунки оформить в цветной палитре. В раздаточном материале могут быть представлены 2–3 таблицы и 3–4 рисунка на 5–6 страницах в количестве 5 одинаковых экземпляров. Страницы раздаточного материала не нумеруются. Не желательно в раздаточном материале давать информацию в виде текста (вне таблиц и рисунков). На выпускающей кафедре узнайте точное количество экземпляров раздаточного материала (обычно 5–6 экземпляров), каждый из которых вы предоставляете на кафедру вместе с прошитой дипломной работой в одинаковых папках.

Дипломник должен четко и грамотно в течение 5–7 минут, без заикания и затяжных пауз, громко и членораздельно доложить членам ГАК основное содержание своей дипломной работы. Благоприятное впечатление производит речь, сказанная по памяти, со свободным и логически последовательным изложением результатов проделанной работы при использовании качественного иллюстрированного материала. Конечно, при выступлении неизбежно волнение, поэтому чтение подготовленного доклада, подглядывание, вполне возможно, но как бы сильно не захлестнули эмоции, ни в коем случае не стоит прерывать свое выступление, или резко не менять речь. Можно предварительно отрепетировать доклад перед зеркалом, однокурсниками или сделать аудио/видеозапись, а затем несколько раз прослушать и скорректировать свое выступление.

На защите во время доклада следует контролировать голос и темп своего выступления, не стоит убыстрять свою речь, короткий доклад оставляет впечатление несерьезной работы, а длинный доклад может быть прерван членами ГАК, что психологически дополняет стресса и волнения. Важно избегать наиболее распространенные типичные ошибки на защите (табл.2.)

Таблица 2

Типичные ошибки и советы

Элемент выступления

Типичная ошибка

Совет

Текст доклада

Длинный по времени доклад или слишком короткий доклад, структура доклада не продумана

Необходимо потренироваться, прочитайте текст доклада вслух не менее 10–15 раз, чтобы основные термины, понятия и обороты выговаривались без запинки. Эффективно на тренировке читать в различных режимах (быстро, но выговаривая окончания слов и медленно — делая паузы, растягивая слова). При этом засекайте время.

Ответы на вопросы ГАК

Затяжное молчание или еле слышные ответы

Ответы должны быть краткими, но исчерпывающими, достаточно громкими и уважительными без использования слов «паразитов».

Раздаточный материал

Не достаточно данных, оформление не соответствует требованиям

Для подготовки раздаточного материала подбираются самые яркие / эффектные и информативные таблицы, диаграммы, рисунки. Желательно информацию и их презентабельный вид повторно проверить.

Презентация

Нет ссылок на таблицы и рисунки, данные блеклые, мелкие и неразборчивые

Вопросы, которые могут быть заданы студенту в процессе защиты дипломной работы, как правило, имеют непосредственное отношение к теме дипломной работы и приведенным в ней решениям и результатам. Количество и характер вопросов в значительной степени зависят от содержания, четкости и убедительности доклада. Ответы на вопросы членов комиссии должны быть по существу, краткими и содержательными, поэтому как минимум нужно тщательно подготовиться по следующим вопросам: знать основные термины по теме работы, основные рассчитываемые экономические показатели, нормативную базу, информацию о деятельности изучаемого предприятия, важные заключения и предложения по итогам работы.


Таблица 1

Структура доклада по защите дипломной работы на 5–7 мин

Фундамент выступления

Структура доклада

Примерные для использования слова и обороты

Наглядное оформление

Лимит в минутах

Без слайда

Слайды

I. Вступление и постановка проблемы

(основная информация из введения)

1. Приветствие

Здравствуйте, Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии!

В докладе

Слайд 1. Название темы, ФИО исполнителя и руководителя

0,1

2.Актуальность темы

В работе рассматривается…этим и обусловлена актуальность выбранной темы дипломной работы

(или)

Актуальность темы дипломной работы заключается…

В докладе (одно или два предложения)

0,5

3. Цель и задачи дипломной работы

Целью дипломной работы является…

Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи…

Либо в докладе, либо в то время как говорите об актуальности (п.2) показать слайд — цель и задачи, но не говорить

В докладе

Слайд 2. Цель и задачи

0,0- 0,5

II. Результаты проделанной работы (информация по 2 и 3 главам)

4. Объект исследования (предприятие)

Тема дипломной работы раскрыта на примере … предприятия. Основными видами деятельности предприятия являются… Предприятие известно тем, что…

В докладе перечислить основные виды деятельности

Слайд 3. О предприятии (где создано, когда, кем, основные виды деятельности) или

Слайд 3. Организационная структура предприятия

0,4

5. Экономическая характеристика предприятия

Анализ деятельности предприятия за изучаемый период позволяет сделать выводы….

В докладе

Слайд 4. Анализ деятельности предприятия (Таблица)

Слайд 5, 6 (Рисунки, графики)

0,5–1,0

6. Изложение основного материала

Излагаете важные вопросы по 3 главе с обязательным наглядным материалом. Даете основные общие выводы.

Итак, проделанный анализ позволяет сделать следующие выводы: во-первых, …, во-вторых,…, в-третьих, …

В докладе

Слайд 7. Журнал хозяйственных операций предприятия за декабрь 201_ г. (применительно к теме «Учет…»)

Слайды 8, 9 (Таблицы, рисунки, графики)

2,0–2,5

III. Заключение и рекомендации (информация по 4 главе)

7. Предложения по исследуемой проблеме — это основной момент Вашего доклада

Небольшая пауза

На основе полученных выводов разработаны следующие рекомендации…

В слайдах можно показать вкратце основные выводы и рекомендации по совершенствованию.

В докладе

Слайд 10. Недостатки применения используемого предприятием способа учета…

Слайд 11. Преимущества предлагаемого автором способа…

1,0–1,5

8. Заключение

Небольшая пауза

Доклад окончен. Спасибо за внимание!

В докладе

Слайд. (последний)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

0,1

Основные термины (генерируются автоматически): дипломная работа, раздаточный материал, доклад, слайд, проделанная работа, Государственная аттестационная комиссия, рисунок, структура доклада, Таблица, вывод.


Похожие статьи

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»

В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...

Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста

В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специал...

Алгоритм выполнения технического рисунка по стандартам WorldSkills Russia

Данная работа описывает алгоритм выполнения технического рисунка и может быть полезна для преподавателей специальных дисциплин швейного профиля при выполнении обучающимися технического рисунка швейного изделия, в том числе и при подготовки обучающихс...

Методика выполнения экспериментальных исследований студентами бакалавриата по профилю «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений» в рамках учебно-исследовательской работы

В статье представлены рекомендации к выполнению экспериментальных исследований студентами бакалавриата по профилю «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений» в рамках учебно-исследовательской работы.

О творческой работе студентов кораблестроительных специальностей при изучении учебной дисциплины «Иностранный язык» (на примере обучающихся направления 13.03.03 «Энергетическое машиностроение»)

Выполнение творческой работы обучающимися углубляет их знания, способствует лучшему пониманию тем учебной дисциплины «Иностранный язык», позволяет создать благотворную почву для успешного усвоения учебного материала в дальнейшем.

Спектроскопия импеданса пористого кремния и применение его в медицине

Данная статья является частью научно-исследовательской работы и магистерской диссертации, выполненной по плану обучения в магистратуре СПБГЭТУ «ЛЭТИ» в рамках дисциплины «Междисциплинарный курсовой проект» [1–5]. Данная статья написана по результату ...

Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия»

В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определя...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Похожие статьи

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»

В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...

Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста

В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специал...

Алгоритм выполнения технического рисунка по стандартам WorldSkills Russia

Данная работа описывает алгоритм выполнения технического рисунка и может быть полезна для преподавателей специальных дисциплин швейного профиля при выполнении обучающимися технического рисунка швейного изделия, в том числе и при подготовки обучающихс...

Методика выполнения экспериментальных исследований студентами бакалавриата по профилю «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений» в рамках учебно-исследовательской работы

В статье представлены рекомендации к выполнению экспериментальных исследований студентами бакалавриата по профилю «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений» в рамках учебно-исследовательской работы.

О творческой работе студентов кораблестроительных специальностей при изучении учебной дисциплины «Иностранный язык» (на примере обучающихся направления 13.03.03 «Энергетическое машиностроение»)

Выполнение творческой работы обучающимися углубляет их знания, способствует лучшему пониманию тем учебной дисциплины «Иностранный язык», позволяет создать благотворную почву для успешного усвоения учебного материала в дальнейшем.

Спектроскопия импеданса пористого кремния и применение его в медицине

Данная статья является частью научно-исследовательской работы и магистерской диссертации, выполненной по плану обучения в магистратуре СПБГЭТУ «ЛЭТИ» в рамках дисциплины «Междисциплинарный курсовой проект» [1–5]. Данная статья написана по результату ...

Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия»

В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определя...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Задать вопрос