Меры государственного контроля по созданию эффективной алкогольной политики в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 03.12.2013

Статья просмотрена: 360 раз

Библиографическое описание:

Грецкая, А. С. Меры государственного контроля по созданию эффективной алкогольной политики в России / А. С. Грецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 631-633. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8580/ (дата обращения: 18.12.2024).

Исторически тема регулирования рынка алкогольной продукции и проблема злоупотребления спиртными напитками привлекает к себе ученых, специалистов практиков, различных областей знаний, и простых обывателей. Попытки создания эффективных мер направленных на разрешение существующей «алкогольной проблемы» предпринимаются уже не одно столетие, но только комплексный подход в данном случае может привести к положительному результату.

Автор выделяет основные, на его взгляд, эффективные меры государственного контроля, которые в своей совокупности могут в последствии стать основой программы по урегулированию рынка алкогольной продукции.

Ключевые слова: алкогольная продукция, государственная монополия, акцизы, сухой закон, государственный контроль.

Производство алкогольной продукции наравне с газовой и нефтяной промышленностью является самым доходным источником для государственной казны, но наличие незаконного производства «оттягивает» львиную долю средств, которые могли быть направлены на социально полезные нужды, тем более в сегодняшних условиях экономического кризиса.

В незаконном обороте алкогольной продукции участвует множество субъектов от индивидуальных предпринимателей и нелегальных производителей, до государственных предприятий. Незаконное производство и оборот алкогольной продукции остается острой социально-экономической и правовой проблемой: госбюджет, по данным экспертов, теряет на этом ежегодно около 18 трлн. рублей [2, с.3].

Важной мерой явилось создание Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (Постановление Правительства РФ от 15 октября 2009 г. № 810 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы»), которая стала правопреемником, например, налоговой службы относительно функций регулирования данной сферы.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 октября 2009 г. N 810 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы» полномочия по ведению ЕГАИС с 31 декабря 2009г. переданы Росалкогольрегулированию.

Функция по выдаче федеральных специальных марок передана Росалкогольрегулированию с 01 марта 2010 г.

На фоне существования множества неразрешённых проблем, что можно увидеть, также по следующим цифрам:

-          30 % смертей от отравлений происходят из-за употребления некачественного алкоголя;

-          25 % смертей от сердечно-сосудистых заболеваний происходят из-за злоупотребления алкоголем;

-          от 2 600 000 до 3 000 000 человек — число больных, состоящих на учёте с диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы». Число «неучтённых» алкоголиков в стране, по оценкам экспертов, может доходить до 29 000 000 человек;

-          от 42 % до 60 % умирающих в ДТП — это люди, находящиеся в алкогольном опьянении;

-          до 25 000 человек ежегодно умирают по вине нетрезвых водителей;

-          6 000 детей до 14 лет страдают хроническим алкоголизмом, среди подростков таких около 40 000;

-          30 % юношей и 20 % девушек употребляют алкоголь ежедневно;

-          80 % убийств и 40 % самоубийств совершаются в нетрезвом состоянии [3, с. 6–7].

Создание выше указанной службы говорит о стремлении нашего государства к комплексному разрешению сложившейся ситуации, т. к. полномочия, объединённые в единой службе должны привести к повышению эффективности принимаемых мер.

1.                  Алкогольные марки (специальная или акцизная) — марки, предназначенные для отслеживания происхождения алкогольных напитков. В Российской Федерации акцизные марки были введены в обращение Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года. Введены в использование на территории РФ в 2006 году. На марках изображён штрихкод в формате PDF417, который позволяет с помощью ЕГАИС установить производителя каждой бутылки.

«После введения акцизов на алкоголь доля доходов от продажи спиртного в общих поступлениях по налогам Российского государства колебалась от 30 % до 36 %. Число питейных заведений не было ограничено, и торговля спиртным вскоре приняла нежелательное направление, способствуя распространению в народе пьянства. Поэтому к 1900 году в России вместо акциза стало действовать положение о казённой продаже алкоголя. По сути, это была монополия на его оптовую продажу. За время действия акцизной системы доход увеличился белее, чем в три раза, главным образом благодаря повышению ставки и приросту населения» [4, с. 9]

По итогам 15-летнего опыта применения акцизной системы налогообложения можно считать общепризнанным допущенную недооценку остаточного эффекта большого исторического наследия по применению в России пяти государственных монополий на алкоголь. Поэтому попытки акцизной либерализации в 90-е годы и создания свободного алкогольного рынка в столь ранее зарегулированной отрасли привели к резкому повышению удельного веса (до 40–60 %) контрафактной алкогольной продукции. По этой причине ежегодные государственные потери по сбору налогов достигают до 50 млрд. рублей. Вместе с тем, необоснованное увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию (ежегодно до 10–15 %) не способствует росту их сбора в бюджет, но повышает потребительские цены, что приводит к смертельному отравлению нелегальным алкоголем до 40 тыс. россиян в год [6, с.3].

Из выше приведённых примеров видно, что при всём положительном влиянии акцизной системы регулирования на алкогольную промышленность она не решает проблему суррогатного алкоголя, подделок акциз и пьянства в стране в целом. Сходной позиции придерживался и С. Ю. Витте (Министр финансов 1888г.).

Акцизная система будет эффективна только в совокупности с государственной монополией на алкогольную продукцию.

2.                  Государственная монополия. Международный опыт свидетельствует о том, что в алкогольном секторе государственная монополия вводится в основном на розничную продажу готовой продукции. Примеры — Швеция, Финляндия, шестнадцать штатов США, Болгария, Уругвай и ряд других государств. Регулирование цен на розничную продажу алкогольной продукции, мест продажи, количества единовременно отпускаемой алкогольной продукции преследует решение таких задач, как сокращение теневого сектора, изменение структуры потребления. В качестве примера можно привести, скажем, Финляндию и Швецию, где за двадцать лет с момента учреждения государственных компаний, осуществляющих розничную продажу алкоголя, изменилась структура потребления — от крепких алкогольных напитков в сторону вина и пива.

3.                  «Сухой закон». По мнению автора так называемый «сухой закон», является важным составляющим в механизме регулирования. Мировой опыт его применения показывает его реальную действенность и значимость.

Например, в Норвегии «сухой закон» был принят в 1919 году. Ограничения на продажу вина и крепких алкогольных напитков действуют до сих пор. Алкоголь можно приобрести только в специализированных магазинах государственной системы Vinmonopoletet, работают они только в будние дни и по специальному графику — до 19.00 Цены на алкоголь в Норвегии просто ошеломительные. Бутылка самой дешёвой водки стоит около 40 долларов [5, http;// www.miroslavie.ru].

Швеция, тоже имеет свой положительный опыт по регулированию оборота алкогольной продукции: «сейчас спиртное можно купить только в государственных монопольных магазинах Systembolaget. Они закрыты в пятницу, субботу, воскресенье. Цены в этих магазинах крайне высоки. Алкоголь Швеции принято пить только дома, да и то на праздники или в выходные дни, что говорит о высокой культуре пития, чего так не хватает в России.

В период действия сухого закона в СССР с 1986–1990 гг., введённого Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», продолжительность жизни мужского населения государства увеличилась на 2, 5 года и достигла почти 63 лет. Также наметился перелом в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Преступность в состоянии алкогольного опьянения уменьшилась в несколько раз [4, с. 9].

Положительной тенденцией является алкогольная политика, проводимая в Краснодарском крае, где запрещено реализовывать алкогольную продукцию в местах массового скопления людей — на вокзалах, в аэропортах, спортивных и детских, общеобразовательных учреждениях, в ночное время с 23 до 11 часов, а так же распивать спиртные напитки в общественных местах (Закон Краснодарского края от 25.07.2007 г. № 1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, содержащих тонизирующие компоненты, на территории краснодарского края»).

Год спустя подобный закон был принят в Пермском крае: Закон Пермского края от 02.07.2008 № 262-ПК «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Пермского края».

В основу формирования механизма регулирования механизма алкогольной политики, на взгляд автора, должна лечь Европейская хартия по алкоголю одним из постулатов, которой является: «все люди имеют право на семейную, общественную и трудовую жизнь, защищенную от несчастных случаев, насилия и других отрицательных последствий потребления алкоголя» [1, с.2]. Данная хартия имеет декларативный характер, но, тем не менее, это не отменяет её правовую и практическую значимость.

Приведённые в статье меры государственного контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции в своём комплексном объединении, в включая такую меру превенции правонарушений и преступлений как социальный контроль, в точности социальная реклама в СМИ, проведение различных акций, флеш-мобов, уделение значительного внимания развитию и воспитанию подрастающего поколения и мн. др., по мнению автора, может стать хорошим фундаментом для развития алкогольной политики государства с положительной динамикой роста как экономического, так и демографического.

Литература:

1.         ВОЗ. Основы политики в отношении алкоголя в Европейском регионе ВОЗ/ Framework for alcohol policy in the WHO European Region. — Дания.- 2006, С.2.

2.         Иванов П. И. Предупреждение и раскрытие органами внутренних дел экономических преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. — М., 2000. С.З.

3.         Кизилов М. Градус опасности// Смена, декабрь 2009. С 6–7.

4.         Логинов Д. Лучше уж пусть они пьют! История великих протрезвлений// Смена, декабрь 2009. 8–9.

5.         Свиридов В. Н. История сухих законов // http: // www.miroslavie.ru

6.         Синицына И. В. Совершенствование российской модели акцизного налогообложения в процессе регулирования рынка алкогольной продукции // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидат экономических наук. — Ставрополь. — 2006. С. 3.

Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, государственная монополия, розничная продажа, алкогольный рынок, государственный контроль, краснодарский край, Пермский край, Россия, Федеральная служба, швеция.


Ключевые слова

алкогольная продукция, государственная монополия, акцизы, сухой закон, государственный контроль., государственный контроль

Похожие статьи

Участие граждан и общественных объединений в осуществлении общественного контроля за милицией в Советском государстве в 1917–1930 гг.

В настоящее время широкое распространение получило такое понятие как «общественный контроль», что свидетельствует о возрастании роли гражданского общества, ведь право контроля является одним из основополагающих прав, которым наделяются люди в условия...

Вопрос о необходимости внесения корректировок в законодательное определение «естественная монополия»

Настоящая статья посвящена анализу нормативно-правового регулирования естественных монополий в Российской Федерации, а также основных проблем и направлений его совершенствования. Основываясь на проведенном исследовании, автор приходит к выводу, что с...

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящег...

Банкротство как инструмент оздоровления экономики: практика применения в Российской Федерации

В статье изложена краткая характеристика банкротства, рассмотрены процедуры проведения банкротства и их отличительные особенности. Переходя от командной экономики к рыночной, Российская Федерация наряду с положительными аспектами получила и ряд пробл...

Средства автоматической фиксации нарушения правил дорожного движения: вопросы эффективности и правового регулирования

На сегодняшний день эффективным средством раскрытия административных правонарушений на дороге являются автоматизированные средства фиксации, применяемые в России уже длительное время. Однако несмотря на регламентацию данного вопроса в актуальном зако...

Организационно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. В настоящее время, когда Рос...

Экология как прямой путь к устойчивому развитию. Основные проблемы перехода российской экономики к устойчивому развитию

В статье рассмотрены основные принципы концепции устойчивого развития. Определена роль экологического фактора в экономике. Сделан вывод о том, что в России существует ряд серьезных проблем перехода к устойчивому развитию. Главным образом, это связано...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...

Некоторые проблемы осуществления аудиторской деятельности

Как и в любой другой отрасли экономики, в области аудита часто возникают проблемы, связанные как с несовершенством законодательных норм, так и с самой практикой проведения аудита. В статье предпринята попытка идентифицировать конкретные проблемы ауди...

Некоторые актуальные проблемы развития трудового права Российской Федерации в тесном взаимодействии с иными отраслями права

Проблемы современного понимания системы трудового права приводят к неоправданному расширению, дублированию, а подчас и к смешению относительно самостоятельных правовых явлений и категорий. В учебной литературе традиционно сложилось мнение, согласно к...

Похожие статьи

Участие граждан и общественных объединений в осуществлении общественного контроля за милицией в Советском государстве в 1917–1930 гг.

В настоящее время широкое распространение получило такое понятие как «общественный контроль», что свидетельствует о возрастании роли гражданского общества, ведь право контроля является одним из основополагающих прав, которым наделяются люди в условия...

Вопрос о необходимости внесения корректировок в законодательное определение «естественная монополия»

Настоящая статья посвящена анализу нормативно-правового регулирования естественных монополий в Российской Федерации, а также основных проблем и направлений его совершенствования. Основываясь на проведенном исследовании, автор приходит к выводу, что с...

Законодательная инициатива как стадия законотворческого процесса

В статье анализируются вопросы, связанные с такой стадией законотворческого процесса как законодательная инициатива. Автор выявляет особенности реализации законодательной инициативы, ее понятие, анализирует субъектный состав. При проведении настоящег...

Банкротство как инструмент оздоровления экономики: практика применения в Российской Федерации

В статье изложена краткая характеристика банкротства, рассмотрены процедуры проведения банкротства и их отличительные особенности. Переходя от командной экономики к рыночной, Российская Федерация наряду с положительными аспектами получила и ряд пробл...

Средства автоматической фиксации нарушения правил дорожного движения: вопросы эффективности и правового регулирования

На сегодняшний день эффективным средством раскрытия административных правонарушений на дороге являются автоматизированные средства фиксации, применяемые в России уже длительное время. Однако несмотря на регламентацию данного вопроса в актуальном зако...

Организационно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. В настоящее время, когда Рос...

Экология как прямой путь к устойчивому развитию. Основные проблемы перехода российской экономики к устойчивому развитию

В статье рассмотрены основные принципы концепции устойчивого развития. Определена роль экологического фактора в экономике. Сделан вывод о том, что в России существует ряд серьезных проблем перехода к устойчивому развитию. Главным образом, это связано...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...

Некоторые проблемы осуществления аудиторской деятельности

Как и в любой другой отрасли экономики, в области аудита часто возникают проблемы, связанные как с несовершенством законодательных норм, так и с самой практикой проведения аудита. В статье предпринята попытка идентифицировать конкретные проблемы ауди...

Некоторые актуальные проблемы развития трудового права Российской Федерации в тесном взаимодействии с иными отраслями права

Проблемы современного понимания системы трудового права приводят к неоправданному расширению, дублированию, а подчас и к смешению относительно самостоятельных правовых явлений и категорий. В учебной литературе традиционно сложилось мнение, согласно к...

Задать вопрос