Основной целью модернизации среднего профессионального образования является создание условий для подготовки разносторонне развитой личности молодого специалиста, ориентированной на потребности современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. [2 c.54]
Основным фактором обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики, науки, социальной сферы, технологий. Технологии завтрашнего дня требуют людей, которые могут находить свой путь в новом окружении, которые могут принимать критические решения в быстро меняющейся жизни.
Переход к информационному обществу требует формирования личности современного специалиста, способного общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить. [3 с.49]
Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства её самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры. [4 c.152]
В рамках образовательного процесса колледжа под коммуникабельностью мы понимаем умение ученика слушать, слышать и понимать окружающих, умение отстаивать свою точку зрения, вступать в отношения со сверстниками и педагогами.
Низкий уровень коммуникабельности приводит к общей отстранённости обучающегося от коллектива, низкой познавательной активности, к неадекватности уровня притязаний, а в связи с этим к трудностям в установлении дружеских связей, к конфликтам в коллективе.
Уровень притязаний личности (англ. personal level of aspiration) — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. [1 с.560] Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям ученика и неадекватным (заниженным или завышенным). При воспитании и обучении детей необходимо учитывать особенности уровня притязаний личности, его несоответствие является источником конфликтов как с другими людьми, так и с самим собой, а это может привести к различным отклонениям в развитии личности, в том числе и к затруднениям в общении.
Обучающиеся, обладающие реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого, легкостью вступления в дискуссии в классно-урочной обстановке.
Неадекватность самооценки или её низкий уровень приводит к разнообразным коммуникативным трудностям, осложняет процесс межличностного общения. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой затруднённого общения. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или лёгких целей, повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, эмоционального дискомфорта, тенденции избегать ситуации соревнования и др. В этот период необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе и применить индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку, основанный на данных психодиагностических исследований личности.
Подростковый возраст занимает особое место в цикле детского развития. Именно на этот период приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирования нового типа отношений со сверстниками и с взрослыми, умственного развития, расширения сферы интересов.
Ведущим видом деятельности этого периода становится общение со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше близки и понятны его ровеснику, чем взрослым. В результате общение со сверстниками захватывает новые интересы, выходит за пределы учебной деятельности и постепенно выделяется в самостоятельную жизнь, которая становится ведущей деятельностью, отодвигая на второй план учёбу и общение с взрослыми.
Наблюдения за подростками в колледже показали, что уровень притязаний личности и его самооценка влияют на уровень коммуникабельности подростка. Учащиеся с реалистичным уровнем притязаний способны адекватно воспринимать критику со стороны собеседника и охотно вступать в диалог с преподавателями и сверстниками.
Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития коммуникабельности в группе со сверстниками.
Сензитивные периоды (от лат.sensus — чувство, ощущение) — периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определённого рода влияниям окружающей действительности. [1 с.499]
Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.
В интимно-личностном общении со сверстниками происходит моделирование, опробование и освоение «взрослых» отношений и сотрудничества, основанных на уважении, равноправии, доверии и верности.
Стихийно-групповое общение, основывается на случайных контактах. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных группировок. В процессе такого общения устойчивый характер приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.
Социально-ориентированное общение — это общение, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел, является фактором развития форм общественной жизни групп, коллективов, организаций.
Перед педагогами стоит задача планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности, так как в подростковом возрасте потребность ребёнка в социально-ориентированной форме общения значительно возрастает.
Совместная деятельность и стремление подростка к общению со сверстниками, желание быть принятым группой и иметь близких друзей, сочетается с сильным желанием ребёнка быть значимым и уважаемым своей группой. Если этого не происходит, то такая ситуация рассматривается учеником как личная драма. Переживание одиночества невыносимо для ребенка, поэтому вызывающее поведение подростка нередко связано с неудовлетворенностью занимаемым положением среди сверстников.
Овладение нормами дружеских отношений и продуктивного общения составляет важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. В фундаменте коммуникативной потребности лежит стремление детей к доброжелательному вниманию других людей, а затем стремление к сотрудничеству, уважению и к общности мнений.
В процессе обучения подростку необходимо умение находить общий язык с людьми различных убеждений, взглядов, национальностей.
В связи с тем, что одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей и учителей на ровесников, то именно групповые формы работы: такие как социально-психологический тренинг, ролевые игры, «круглые столы», разнообразные дискуссии являются наиболее эффективными для развития коммуникабельности обучающихся.
Работа учеников в группе пробуждает в них познавательный интерес, стремление к успеху и одобрению, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими людьми. Подросток, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, точнее оценивает свои возможности, лучше себя контролирует, приобретает умение строить диалог с учётом позиции других людей.
Высокий уровень развития коммуникабельности открывает ученику путь к достижению успеха, обеспечивает ему социальную компетентность, возможность быстро интегрироваться в новую группу сверстников и продуктивно взаимодействовать с ними, проявлять толерантность к мнению других людей.
В связи с этим актуализируется вопрос о необходимости повышения уровня коммуникабельности подростков обучающихся в профессиональном колледже.
Литература:
1. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред.Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)
2. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т. Ю. Ломакина. — М.: Наука, 2006. — 221 с. — ISBN 5–02–033960–1.
3. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. — М.: Издательство «Эгвес», 2008. — 136 с.
4. Отечественная и зарубежная педагогика 2011, № 1 ISSN 2224–0772