Организация системы дополнительного профессионального образования в контексте подготовки города Сочи к проведению олимпийских игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кощеев, С. В. Организация системы дополнительного профессионального образования в контексте подготовки города Сочи к проведению олимпийских игр / С. В. Кощеев, А. В. Дзюбина, С. С. Хлебников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 476-480. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8597/ (дата обращения: 15.11.2024).

Встатье рассматриваются актуальные вопросы подготовки кадров сферы туризма и сервиса для проведения Олимпийских игр 2014. Приводиться анализ современной системы ДПО используемой при подготовки кадров для обслуживания Олимпийских игр 2014.

Ключевые слова: олимпийские игры;подготовка персонала; инновационный подход; сфера обслуживания.

Реализация мер, направленных на процесс подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи тесно связана с обучением высококвалифицированных кадров [3]. Для проведения Олимпийских игр 2014г. нужны не просто трудовые ресурсы, а высококвалифицированные специалисты, обладающие современными знаниями и умениями применяемые в сервисе. В связи с этим, одной из главных задач по подготовке кадров для Олимпийских игр 2014 г., является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных качественно (на уровне мировых стандартов) предоставлять весь спектр туристско-рекреационных и туристско-спортивных услуг.

Для обеспечения реализации этой задачи, связанной с подготовкой и проведением Олимпийских игр в городе Сочи, был разработан план мероприятий по обучению персонала, необходимого для подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (№ ДК-П12–7838 от 09.11.2011 г.). В соответствии с этим документом Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию и контроль его выполнения.

Основной функцией, данного документа, является построение системы управления знаниями, необходимой и достаточной для осуществления качественной и экономически эффективной подготовки кадров для олимпийских и крупномасштабных спортивных проектов, как для Российской Федерации, так и за ее пределами.

В настоящее время в г. Сочи переподготовка кадров осуществляются в рамках программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования (ДПО), реализация которых регламентируется следующим основным нормативным документом: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому закону ДПО направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Следует отметить, что в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ необходимость повышения квалификации работников, профессиональной переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (как правило, для большинства профессиональных отраслей — не реже одного раза в пять лет) [2].

В тексте ст. 10 Закона ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» написано, что «Система образования включает в себя [1]:

1)                 федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2)                 организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3)                 федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4)                 организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5)                 объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования».

Так же в ст.10 дается структура образования, которая подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В свою очередь, образовательная система, как и другие социальные системы, созданные под воздействием развития общества, имеет заданную ей цель функционирования.

Для существующей образовательной системы (направленная на подготовку кадров для Олимпиады), включающая высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование (рис. 1), как важнейшего социального института современного общества, эта направленность становиться ключевой, определяющей не только структуру и основы функционирования самой системы, но и её взаимосвязь с другими социальными институтами и, что особенно существенно, ту роль, которую она выполняет в общественном развитии [5,8,9].

Рис. 1. Макроструктура научно-образовательной системы [4]

На современном этапе, прежде всего с учетом проведения Олимпийских игр в г.Сочи, эта роль заключается в реализации государственной политики в области подготовки высококвалифицированных кадров для Российской Федерации, в которой качественная подготовка кадров, с учетом мировых стандартов, провозглашена определяющей.

В свою очередь дополнительное профессиональное образование должно учитывать и быть увязано с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и стратегиями социально-экономического развития регионов. Основой ДПО должна быть интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности при реализации программ дополнительного образования. ДПО должно осуществляться не только на мощностях традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но на базе новых организационных структур: научно-образовательных центров, базовых кафедр, инновационно-технологических центров (ИТЦ), центров трансфера технологий (ЦТТ), бизнес-инкубаторов и др [6,7].

Основываясь на приведенных выше положениях и на основании сетевого плана взаимодействии ВУЗов, утвержденного Министерством образования и науки РФ, решения Управляющего комитета № 35–02–01/60 от 23 ноября 2012 года ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет» является ответственным за обучение персонала объектов гостиничных, санаторно-курортных, экскурсионных услуг в городе Сочи.

Программа повышения квалификации «Совершенствование личностных, профессиональных и языковых компетенций персонала, необходимого для подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» ориентирована на обучение персонала гостиничных, санаторно-курортных, торговых и экскурсионных организаций. Данная программа включает в себя три модуля: олимпийское гостеприимство, профессиональные компетенции и иностранный язык.

Сферой применения слушателями полученных в ходе обучения профессиональных компетенций, умений и знаний является их профессиональная деятельность на предприятиях сферы гостеприимства в условиях организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр.

За период обучения персонала предприятий города Сочи с 4 квартала 2011 г. по 3 квартал 2013 г. в Сочинском государственном университете прошло обучение более трех тысяч человек.

Рис. 2. Процентное соотношение слушателей по направлениям

Проведя анализ всей совокупности обученного персонала можно сделать ряд выводов:

1.                  Основная масса, слушателей представители сферы торговли и бытового обслуживания. Это факт закономерен в силу многочисленности организаций данных сфер в городе, так как город имеет курортную специализацию.

2.                  Большая часть персонала, прошедшего обучение, представители организаций расположенных в Центральном районе города Сочи. Второе и третье место делят Адлерский и Хостенский районы соответственно.

3.                  Основной поток обучения пришелся на 4 квартал 2012г.

Рис. 3. Процентное распределение слушателей по кварталам

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время в регионах, участвующих в реализации мер по подготовке персонала к проведению Олимпийских игр в г. Сочи, существует ряд трудностей:

-       отсутствие финансовой поддержки со стороны предприятий;

-       отсутствие интереса индустрии в обучении персонала;

-       отсутствие рычагов законодательного и нормативно-правового воздействия;

-       слабые финансовые возможности хозяйствующих субъектов;

-       высокая текучесть кадров;

-       сезонный характер функционирования сферы обслуживания, большое количество временного персонала;

-       большая протяженность города;

-       большое количество закрывающихся предприятий.

Литература:

1.                 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753

2.                 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148790;dst=0;ts=C573232A0E7DD1387EA6FA02440DAAF5;rnd=0.17681380501016974

3.                 Романова Г. М., Банников С. А. Организация процесса подготовки кадров для сферы гостеприимства с помощью сетевого взаимодействия ВУЗов в целях проведения крупных массовых мероприятий (на примере Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи) // Сборник материалы международной научно-практической конференции «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг», 13–14 декабря, 2012. М.: РГУТиС. С. 46–65

4.                 Дворецкий С. И., Муратова Е. И., Федоров И. В. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров: Монография. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. 308 с.

5.                 Кощеев С. В., Банников С. А., Боброва О. Ю. Мониторинг системы дополнительного профессионального образования как фактор повышения качества подготовки кадров // Известия СГУ. 2013. № 2. С. 74–78

6.                 Кощеев С. В., Боброва О. Ю. Инновационно-ориентированная подготовка персонала для сферы обслуживания // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 392–394.

7.                 Минеева С. В. С.В., Игонина Л. Л., Система подготовки кадрового потенциала сферы туристско-рекреационных услуг // Научная мысль Кавказа. 2005. Специальный выпуск № 1. С. 26–31.

8.                 Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: монография / А. Г. Мокроносов [и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 111 с.

9.                 Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2007. 456с.

10.             Vitol'd A. Yasvin Development of Regional Standard of General Education Social Quality Concept // European Journal of Contemporary Education. 2012. № 1. P. 82–92.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, сочи, XXII, обучение персонала, Российская Федерация, дополнительное профессиональное образование, подготовка кадров, проведение, дополнительное образование, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае

В данной статье рассматриваются особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае. А также проведен анализ эффективности деятельности организаций по подготовке спортивного резерва на примере...

Механизмы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на материалах Забайкальского края

В данной статье автором дается определения понятий «физическая культура» и «спорт», «государственная политика», также рассматривается методы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, ее направления развития на уровне Р...

Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)

Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...

Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...

Подготовка специалистов профессии консьерж как фактор повышения уровня сервисного обслуживания на предприятиях гостиничного бизнеса Хабаровского края

В статье приведены результаты проекта, целью которого было создание новой образовательной программе профессии консьерж для подготовки специалистов. Практико-ориентированный проект профессионального дополнительного образования по профессии «консьерж» ...

К вопросу об использовании инновационных технологий в вузе

Рассматриваются методы использования современных образовательных технологий для подготовки максимально адаптированных к рыночной экономики кадров для строительной отрасли. Приводятся конкретные примеры специальных курсов разработанных в Пензенском го...

Значение стрельбы из лука для людей с поражением опорно-двигательного аппарата

В представленной статье раскрываются история возникновения лучного спорта в мире среди лиц с ПОДА (поражением опорно-двигательного аппарата), проблемы, связанные с организацией и проведением тренировочных занятий и соревнований по стрельбе из лука в ...

Перспективные направления цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных направлений и перспектив цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России. Актуальность исследования обусловлена возможной ролью применения цифровых технологий и систем при с...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Похожие статьи

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае

В данной статье рассматриваются особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае. А также проведен анализ эффективности деятельности организаций по подготовке спортивного резерва на примере...

Механизмы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на материалах Забайкальского края

В данной статье автором дается определения понятий «физическая культура» и «спорт», «государственная политика», также рассматривается методы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, ее направления развития на уровне Р...

Программы развития студенческой молодежи в области образования: тенденции 2016 г. (по материалам Омского государственного технического университета)

Высшее профессиональное образование оказывает первостепенное влияние на обеспечение всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными кадрами. Только грамотные, эрудированные, нацеленные на достижение высоких результатов и следование самым в...

Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...

Подготовка специалистов профессии консьерж как фактор повышения уровня сервисного обслуживания на предприятиях гостиничного бизнеса Хабаровского края

В статье приведены результаты проекта, целью которого было создание новой образовательной программе профессии консьерж для подготовки специалистов. Практико-ориентированный проект профессионального дополнительного образования по профессии «консьерж» ...

К вопросу об использовании инновационных технологий в вузе

Рассматриваются методы использования современных образовательных технологий для подготовки максимально адаптированных к рыночной экономики кадров для строительной отрасли. Приводятся конкретные примеры специальных курсов разработанных в Пензенском го...

Значение стрельбы из лука для людей с поражением опорно-двигательного аппарата

В представленной статье раскрываются история возникновения лучного спорта в мире среди лиц с ПОДА (поражением опорно-двигательного аппарата), проблемы, связанные с организацией и проведением тренировочных занятий и соревнований по стрельбе из лука в ...

Перспективные направления цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных направлений и перспектив цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России. Актуальность исследования обусловлена возможной ролью применения цифровых технологий и систем при с...

Значение факторов профессиональной и социокультурной подготовки кадров в обеспечении качества продукции

Актуальность темы. Управление персоналом в организации занимает одно из важных мест, так как сотрудники имеют непосредственное влияние на процесс деятельности и развития компании. Каждая компания работает по направлению улучшения системы управления п...

Задать вопрос