Возможности дистанционной работы в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (6) июнь 2009 г.

Статья просмотрена: 363 раза

Библиографическое описание:

Хлопкова, О. В. Возможности дистанционной работы в школе / О. В. Хлопкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 6 (6). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/6/419/ (дата обращения: 24.12.2024).

Тот, кто не смотрит вперед,

оказывается позади.

Д.Герберд

Концепция модернизации российского образования предполагает информатизацию образовательного процесса в целом, насыщение его информационными технологиями и информационной продукцией. Система повышения квалификации и переподготовки кадров занимает достойное место в информационном обществе в связи с активным его развитием. В последние годы получение квалифицированных знаний педагогами в данной области стало доступным повсеместно. Организуются курсы, семинары, мастер-классы в самих учебных заведениях и организациях, отвечающих за переподготовку кадров. Для современной системы образования стало доступным использование новых технических и педагогических возможностей, средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и наполнить новым содержанием образовательный процесс.

Информационная среда современной образовательной системы школ  - это система представления информации на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых и традиционные, и инновационные технологии. Учителя используют в своей работе учебные пособия на единичных электронных носителях CD, электронные библиотеки, порталы цифровых образовательных ресурсов, учебные издания, материалы электронных образовательных ресурсов в Интернете, материалы, созданные непосредственно на сайтах школ, персональных сайтах. Стало доступным использование современных информационных систем как в каждодневном взаимодействии с учащимися, так и в дистанционном обучении. Причем качество дистанционной работы остается высоким: учитель имеет возможность видеть ученика, слышать его, контролировать все его действия. В образовательных учреждениях, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, в качестве основной целевой функции выступает развитие индивидуальности ученика. Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) средствами обучения становятся базой современного образования.

Степень достижения планируемых результатов от внедрения ИКТ характеризуется средой, в которой реализуется информационная технология, и компонентами, которые она содержит: 

-  технологическая среда (вид используемых технических средств, их состояние, количество и область применения);

-  программная среда (набор программных средств, их качество, широта использования и доступность); 

-  предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

     - методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности, мониторинг результативности и др.). Таким образом позиционируют себя школы, реализующие персональные программы информатизации.

Большие возможности открываются перед коллективами, использующими в своей работе программный продукт moodle (Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда), посредством которого создаются обучающие курсы и web-сайты. Программа информатизации позволила многим школам на базе этой системы расширить свои возможности посредством реализации дистанционного обучения. Дистанционное обучение, таким образом, стало доступным для многих учащихся: детей-инвалидов, для которых оно является средством получения общего образования, для детей из общеобразовательных школ – это возможность повышения качества знаний по учебным дисциплинам, получение дополнительного образования. Учителя, идущие в ногу со временем, создают свои обучающие курсы в оболочке moodle, работают с детьми в данной оболочке в классно-урочной форме и дистанционной.

Задачи, которые может реализовать школа, использующая данный программный продукт, очень широки и возможны в одной модульной системе:

- обучение, проверка, закрепление знаний учащихся по общеобразовательным дисциплинам;

- работа с отстающими учениками, учениками, пропускающими  занятия в школе по уважительным причинам;

- углубление, расширение образовательного кругозора учащихся;

- овладение навыками работы с электронными ресурсами педагогическим составом школ;

- создание и использование материалов электронной «Методической копилки» в повседневной педагогической деятельности и т.д.

Тесты и обучающие курсы. Обучение в оболочке moodle в настоящее время осуществляется посредством созданных интерактивных курсов. Они разрабатываются в соответствии с утвержденными авторскими программами определенных учебных дисциплин. Работая с учеником в данных курсах, учитель реализует поставленные задачи: пройти все темы программы либо ликвидировать пробелы в знаниях по некоторым из них, а также заинтересовать ученика новой формой изучения данного предмета. В общеобразовательных школах последовательность работы с использованием обучающей оболочки moodle возможна следующая:

1. классно-урочная форма работы – 2. выявление пробелов в знаниях – 3. обучение в курсах moodle – 4. ликвидация пробелов в знаниях.

Заинтересованность ученика новой формой изучения учебного предмета, ликвидация пробелов в знаниях начинается с третьего шага. Интерактивную работу возможно осуществить раньше:

1. классно-урочная форма работы – 2. тестирование в moodle – 3. выявление пробелов в знаниях – 4. ликвидация пробелов в знаниях.

Система тестирования, организованная в интерактивной оболочке, по окончании прохождения определенных тем учебной дисциплины либо определенного временного интервала (четверть, полугодие, учебный год) позволяет видеть пробелы в знаниях учащихся. Ошибки, допущенные учеником, система отображает сразу после прохождения теста. Учитель затем структурировано может строить работу на отработку только тех тем программы, которые необходимы ученику.

Учебные программы в школе пока не стандартизированы, многие образовательные заведения работают по утвержденным авторским программам. Обучающие курсы в системе moodle, созданные и используемые в общеобразовательных школах, могут состоять из основных тем образовательной программы и не соответствовать тематическому планированию классно-урочной работы с учащимися.

Использование данной системы не ставит целью только работу с отстающими и часто болеющими детьми, отсутствующими на уроках в школе. Перспектива использования обучающей оболочки moodle возможна в создании системы интернет-репетиторства. Учителя в интерактивных курсах могут работать с учениками из других школ, городов. Ученики, в свою очередь, могут посредством интернет знакомиться с творчеством учителей, выбрать педагогов, с которыми хотели бы заниматься по определенному предмету или ряду предметов. Основные шаги по осуществлению такого вида деятельности:

1. знакомство с образовательным порталом – 2. выбор предмета, учителя – 3. планирование работы учителя и ученика организационным центром – 4. тестирование по предмету – 5.  осуществление учебной деятельности.

Проектная деятельность школы. Независимое использование оболочки и тем самым широкое применение ее возможностей может выражаться в реализации проектной деятельности образовательных учреждений. Представление в интернете коллективных и индивидуальных проектов учащихся школы – это самостоятельная деятельность детей под руководством учителя в интернете. Ребята могут сами выкладывать в интернет сообщения по проекту, обсуждать в форумах данные сообщения, дополнять их. Это дает возможность презентаций собственных наработок, репортажей мероприятий и т.д.

Практическая значимость проектной деятельности:

- широкое использование содержания материалов в классно-урочной и внеклассной деятельности,

- неограниченные временные рамки по созданию, использованию проекта,

- широкий круг дополнительных участников проекта и т.д.

Классные страницы. В обучающей оболочке moodle могут быть представлены страницы классов, в разработке которых принимают участие и учителя, и ученики. Учащиеся презентуют на сайте материалы внеклассных мероприятий, сообществ, форумов, «доски почета» и т.д. Классная страница может также содержать расписание занятий, индивидуальные учебные планы детей, электронный журнал.

В последние годы в рамках единой системы информатизации многие школы создают свои обучающие курсы, используя оболочку moodle. В образовательных учреждениях разные интерактивные курсы в зависимости от компетентности и заинтересованности педагогического состава. В рамках реализации системы интернет-репетиторства ученику может быть необходима помощь по учебным дисциплинам, интерактивные курсы по которым могут разрабатываться специалистами разных учебных заведений. В таком случае могут помочь методические объединения на базе созданных предметных лабораторий. Они позволят использовать в своей деятельности новый опыт работы в соответствии с веяниями нового времени. Время диктует нам свои правила и открывает широкие возможности для самореализации и совершенствования своей деятельности.

 

Основные термины (генерируются автоматически): курс, ученик, школа, дистанционное обучение, ликвидация пробелов, обучающая оболочка, учитель, образовательный процесс, программный продукт, проектная деятельность.


Задать вопрос