Каким должно быть современное образование? Ответ на этот вопрос педагогической науки, в условиях современных динамично изменяющихся социально-экономических отношений, по-разному раскрывается в рамках существующих образовательных парадигм.
В рамках знаниево-ориентрованной парадигмы образование представляется как процесс подготовки подрастающего поколения к жизни посредством усвоения социального опыта.
В рамках гуманистической парадигмы образование направлено на становление личности, обретение ею своего образа, раскрытию сущности.
В рамках вероятностной (системно-синергетической) парадигмы образование осуществляется в течение всей жизни, а потому оно есть жизнь человека в его самостановлении и самореализации. Мир изменяется настолько динамично, что сложно предсказать, что будет востребовано в будущем, а потому необходимо, чтобы человек был способен и готов самостоятельно действовать в ситуациях высокой степени неопределенности.
Особенность нашего времени заключается в том, что эти парадигмы образования не последовательно сменяют друг друга, а функционируют одновременно, что приводит к отсутствию единого понятийно терминологического поля таких проблем как развитие социальной активности, плюралистичностью подходов к их решению.
В рамках знаниево-ориентированной парадигмы социальная активность это осознанная, интенсивная деятельность по принятию диктуемых приоритетов и их реализации. Включение детей в организуемую педагогом деятельность служит основным способом развития их активности.
В рамках гуманистической парадигмы социальная активность проявляется в самореализации личностью своего потенциала. Необходимо создать условия для его раскрытия, для чего разрабатывается система педагогической поддержки.
В рамках вероятностной парадигмы социальная активность проявляется в самодетерминированности деятельности личности в социальном взаимодействии, обеспечивающей самореализацию заложенного в личности потенциала с учетом социальных ценностей.
Именно в рамках последней парадигмы и появляется концепция социально активного образования, согласно которой реальные проблемы внешнего окружающего социального мира необходимо сделать «обучающим материалом» для развития навыков самоорганизации, самостоятельного разрешения таких проблем [1, с. 76].
Образования – открытого для взаимодействия с социальной средой.
Образования, субъектами которого выступают педагоги, дети, родители, администрация, а также коллективные субъекты классы, группы и в целом образовательные учреждения.
Образования, в процессе которого образовательное учреждение не только реагирует на вызовы внешней среды, но переходит к упреждающему влиянию на местное сообщество.
Образования, которое не просто готовит к жизни в социуме, а осуществляет преобразующие взаимодействие с ним, образуя единое с сообществом социально-образовательное пространство.
В реализации данной модели образования одним из сложнейших является вопрос о механизмах взаимодействия субъектов социально активного образования.
Под механизмом в самом общем виде понимается не столько некий посредник сам по себе, сколько некий процесс, обеспечивающий преобразование (передачу) того, что имеется в одном, в то, что требуется в другом.
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [2, с. 82] в результате которого происходят изменения их исходных качеств или состояний. Оно ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию [3, с. 127-128]. Проявляется в удовлетворении интересов, реализации возможностей, разрешении проблем, организации совместной деятельности, поиске и обретении партнеров и дополнительных ресурсов.
Следовательно, механизмы взаимодействия – это процессы, обеспечивающие связь между субъектами, их общее действие.
Видами взаимодействия являются: сотрудничество, конкуренция и конфликт. Отметим, что механизмы взаимодействия субъектов социально активного образования направлены на интеграцию, сотрудничество, достижение синергетического эффекта (т.е. эффекту приращения энергии, качеств, благодаря взаимодействию субъектов).
В то же время это взаимодействие осуществляется в реальных социально-экономических условиях, а современное общество ориентировано на конкуренцию, поэтому во взаимодействии субъектов образовательного процесса присутствует стремление к превосходству, соперничество. Способствуют этому и многочисленные конкурсы, соревнования которыми наполнено образовательное пространство.
Безусловно, каждый из видов взаимодействия выполняет определенную конструктивную функцию, однако обратим внимание на важную закономерность, что от характера внешнего взаимодействия зависит система формирования отношений личности (что было выявлено представителями ситуационного подхода в частности Шерифом во время исследования межличностных и межгрупповых отношений – так состязания приводит к росту агрессивности во взаимоотношениях) Поскольку результатом взаимодействия является изменение состояния субъектов (посредством интериоризации), то преобладание во взаимодействии конкуренции приводит к «отчуждению», неумению сотрудничать, согласовывать интересы и действия, интегрировать ресурсы для выполнения совместной деятельности. Во взаимодействии начинает преобладает направленность на «выиграть за счет…» и совершенное неверие в стратегию «выиграет каждый».
Преодолеть этот стереотип не просто. Одним из путей как раз и является построение таких механизмов взаимодействия, которые позволяют ощутить ценность взаимосодействия, результативность сотрудничества.
Существуют различные типы связей субъектов взаимодействия: «колесо», «цепь», «иерархия», «сеть».
В деятельности городских опорных площадок г. Челябинска по проблеме развития социальной активности и инициативности детей и подростков апробируется модель сетевого взаимодействия и соответственно механизмы сетевого взаимодействия субъектов социально активного образования.
Сетевое взаимодействие – взаимодействие субъектов в процессе которого обеспечивается взаимодействие каждого субъекта с каждым субъектом.
В качестве таких субъектов выступают образовательные учреждения, получившие статус городских опорных площадок. Поэтому в первую очередь рассматривался и уровень взаимодействия между учреждениями образования города, учреждениями, имеющими статус городской опорной площадки и координирующим работу опорных площадок Муниципальным учреждением дополнительного образования центром творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива». Взаимодействие данного сетевого сообщества было организовано при помощи сетевых узлов - звеньев сетевой организации, обеспечивающих взаимодействие между субъектами сети по удовлетворению какого-либо общего интереса (такими узлами стали сетевые проекты) и механизмов матричного управления (направленного не на совершенствование деятельности отдельных субъектов, а на улучшение их взаимодействия в целях реализации проектов). Это позволяет интегрировать ресурсы, преодолеть внутриорганизационные барьеры, достичь большей скоординированности субъектов, получить высококачественный результат по проектам.
К апробированным механизмам сетевого взаимодействия относятся: единое проблемное поле (развитие социальной активности и инициативы детей), совместное планирование (посредством методов групповых дискуссий, проведения круглых столов, семинаров-тренингов), информационное взаимодействие (обмен методической продукцией, информирование о планах, сводный план), командообразование (осуществление позиционирования, создание организационной культуры), проектирование (разработка социальных и социально-педагогических проектов на разных уровнях), совместная деятельность (сотрудничество в рамках реализации сетевых проектов, городских мероприятий), обеспечение цикличности совместной деятельности (определен и систематически реализуется цикл от построения планов через их реализацию к анализу в конце года), обобщение, анализ и предъявление результатов совместной деятельности (посредством открытых городских мероприятий, семинаров и конференций).
Далее в процессе деятельности стала очевидной потребность в расширении сетевого сообщества для диффузии (распространения) разработанных в нем инноваций. Сами механизмы сетевого взаимодействия стали такой инновацией. Видится два направления этого процесса - распространения данной модели взаимодействия в самом образовательном учреждении, и использование механизмов сетевого взаимодействия и во взаимодействии с управлением образования, потенциальными и реальными социальными партнерами.
В первом случае механизмы сетевого взаимодействия помогут сделать более социально активным сам учебно-воспитательный процесс. Разделяя позицию В.К. Дьяченко, отметим, что сегодня в нем преобладают формы группового взаимодействия, в соответствии с которыми активность в каждый момент общения могут проявлять от 2 до 7 человек, а остальная группа в этот момент слушает, при такой работе практически отсутствует взаимное сотрудничество, находясь в группе каждый индивидуально воспринимает то, что слышит и выражает собственное мнение [4, с. 67 - 69]. Задачи объединить усилия для решения проблемы, возможность раскрыть свой индивидуальный субъектный опыт, обменяться этим опытом и открыть, таким образом, ценность сотрудничества как вида взаимодействия остается минимальной. Этот потенциал заложен в сетевом взаимодействии, позволяющем каждому участнику образовательного процесса стать субъектом и вступать во взаимодействие с каждым субъектом, одновременно делясь собственным субъектным опытом и обогащая его.
В качестве примера из апробированных форм можно назвать следующие формы.
1. «Интегратор» – после индивидуального выполнения задания обучающиеся объединяются последовательно в пары, четверки, восьмерки интегрируя индивидуальные наработки в общее решение.
2. «Вертушка» – образуется ситуация периодической смены пар, в паре выполняется часть задания, затем происходит смена пар, после завершения работы пар разного состава участники индивидуально завершают выполнение задания, происходит обогащение его вклад в него внесли все кто работал с ним и он повлиял на результат работы встретившихся напарников.
3. «Проблемные столы» – участники письменно индивидуально отвечают на поставленные вопросы, размещают их по стопкам, затем в микрогруппах анализируют групповое мнение и синтезируют, обобщают представляя групповой ответ.
При помощи данных форм реализуются такие механизмы сетевого взаимодействия как: формирование общего проблемного поля, общее видение перспектив развития, совместное планирование и проектирование, совместный анализ. Универсальность этих форм позволяет использовать их как в учебном, так и во внеучебном процессе, как в работе с учащимися, так и со взрослыми, а также в работе разновозрастных групп. Их апробация в рамках учебного и воспитательного процессе на факультете социального образования ЧГПУ позволила существенно активизировать работу органов студенческого самоуправления, реализовать ряд студенческих инициатив по совершенствованию образовательного процесса в целом и организации жизни факультета, улучшить организацию практик студентов.
С другой стороны, возникает потребность в использовании механизмов сетевого взаимодействия и во взаимодействии с внешней социальной средой, потенциальными и реальными социальными партнерами, для построения единого социального пространства.
Так анализ ситуации взаимодействия показал, что в рамках линейно-функциональной структуры обнаруживается прерывность информационных потоков, трудности в распространении разработанных в результате деятельности опорных площадок инноваций. Исследования показывают, что часто препятствием на пути эффективной совместной деятельности становятся ошибки восприятия, возникающие в процессе общения людей при понимании поведения другого человека.
Механизмы социально активного образования предполагают открытость во взаимодействии его субъектов с социальными партнерами по решению актуальных социальных проблем. Такая открытость обеспечивается готовностью сторон к диалогу, позволяющему прояснить позиции друг друга, найти общее, определить общий интерес, совместно выстроить приоритеты, наладить сотрудничество.
Опыт такого взаимодействия был получен в ходе проведения семинара для кураторов городских опорных площадок и специалистов районных управлений образований Челябинска (ноябрь 2008). В основе была заложена методика неформального (или внеформального) образования и разработанная нами технология коллективной проектировочной деятельности. Задействовав механизмы совместной игровой и проектировочной деятельности, стратегического планирования, совместного принятия планов сумели сделать шаг в совершенствовании взаимодействия между участниками семинара.
Однако, это только один шаг, открывающий важный путь дальнейшей работы по разработке, апробации и распространению механизмов сетевого взаимодействия в этом направлении.
Выявленная замкнутость образовательных учреждений на взаимодействие только с учреждениями сферы образования, обедняет само содержание пространства социального взаимодействия его субъектов. Социальными партнерами могут выступать заинтересованные общественные организации (которые часто инициируют образовательные проекты), представители различных органов власти (депутаты, чиновники), представители бизнес-структур, учреждений культуры и др. Чем разнообразнее такое партнерство, тем шире социально-образовательное пространство.
В его построении помогают выявленные механизмы. Важна личная встреча сторон, построенная в форме открытого диалога, но не как групповая работа (при которой один говорит, а все слушают и происходит только смена говорящего), а как совместная деятельность (по определению ценностей и перспектив общего сотрудничества, обсуждения проектов в которой в активной позиции находится каждый), завершающаяся рефлексией того, какую ответственность за реализацию намеченных планов каждый участник готов взять на себя, и на этой основе заключение договоренностей.
Мы осознаем, что любая педагогическая система это сложная, открытая для обмена, самоорганизующаяся, а потому вероятностная система. В этой системе все ее элементы тесно взаимосвязаны и для осуществления образовательного процесса, соответствующего современным образовательным парадигмам, необходимо изменение самих компонентов системы, однако теория и практика показывает, что эффективным является и путь совершенствования механизмов взаимодействия элементов системы.
Основа образовательного процесса – взаимодействие. Наиболее эффективно субъект-субъектное взаимодействие. Для построения такого взаимодействия необходимы соответствующие механизмы, позволяющие человеку с одной стороны, ощутить себя источником активности, способным намеренно изменять себя и преобразовывать мир (т.е. быть субъектом), а с другой стороны – умеющего ценить другого, его интересы и строить совместную деятельность в рамках стратегии «Выигрывают все» (т.е. относиться к другому как к субъекту).
Педагог, осуществляя педагогический процесс, воздействует на организацию взаимодействия, предлагая определенные принципы, формы, содержание образовательного взаимодействия, но только получив отклик или обратную связь от обучающегося, он может судить о том, насколько тот готов их принять и в соответствии с ними сотрудничать. Реализация представленных механизмов позволяет педагогу при соучастии обучающихся выстраивать взаимодействие и расширять его за счет включения новых субъектов (а не только диктовать условия, а затем преодолевать сопротивление по их принятию обучающимися).
Представленные механизмы сетевого взаимодействия несут огромный потенциал для повышения социальной активности субъектов образовательного процесса, так как создают возможность приобретения опыта конструктивного разрешения социальных противоречий в процессе сотрудничества (работая и на то, чтобы само образование было социально активным).
Литература
1. Седельников, А. Социально активное образование как институциональный партнер территориального общественного самоуправления / А. Седельников // Народное образование. – 2008. – №1. – С. 75-80.
2. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001.
3. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство /А.С. Белкин. – Челябинск: Южноур. книжн. изд-во, 2004.
4. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2005. – 384 с.