Основные компоненты толерантной культуры педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (6) июнь 2009 г.

Статья просмотрена: 1200 раз

Библиографическое описание:

Моргунова, М. А. Основные компоненты толерантной культуры педагога / М. А. Моргунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 6 (6). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/6/440/ (дата обращения: 03.12.2024).

Толерантная культура педагога, как интегральное качество гуманного содержания, включающее терпимость и открытость, реализованное в форме нравственных отношений,  рассматривается автором работы в виде важнейшего инструмента воспитания, так как задает нравственные потребностно-мотивационные установки формирующейся личности ребенка на выработку социально – значимых, социокультурных, созидательных качеств. При этом следует говорить и учитывать именно комплекс качеств, характеорлогических проявлений личности, которые выражают сущность толерантной культуры педагога.

Содержание толерантной культуры педагога как психосоциальной характеристики личности выражается в различных сочетаниях его индивидуальных эмоционально-волевых качеств, навыков саморегуляции, определяется возрастными показателями, полоролевой принадлежностью, мировоззренческими установками, качеством общей и профессиональной культуры педагога.

Анализ актуальной психолого-педагогической литературы, собственный опыт работы явились основанием для выделения таких основных компонентов толерантной культуры педагога, как:

·         ценностно-смыслового;

·         когнитивно-операционального;

·         эмоционально-волевого

Ценностно-смысловой компоненттолерантной культуры педагога связан с усвоением и признанием философско-этических, психолого-педагогических, религиозных концепций, провозглашающих гуманистическое значение и нравственное содержание смыслов добра, ненасилия и.т.д.

Под ценностью понимается «нечто, имеющее для человека большую значимость», отвечающее его актуальным потребностям, идеалам, личностным смыслам [1, с. 146]. По мнению Е.В. Бондаревской, «ценностная концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное. Здесь действует механизм интериоризации (перевода) культурных ценностей во внутренний мир личности» [2, с 254]. Таким образом, толерантная культура предстает ценностным содержанием и ценностным способом совершенствования личности педагога, человека, социума.

Последние десятилетия такой весомый статус ценности в российском обществе, системе образования приобретает толерантность. Отнесение ее в разряд ценностей обусловлено единством позиций в этом вопросе религии, этики, философии, педагогики, психологии. Так, различные религиозные течения, даже отличные друг от друга (христианство, ислам, джайнизм, буддизм, даосизм) признают принципы терпения, терпимости, которые Т.Б. Коваль характеризует как «религиозные добродетели». Например, «по слову древнего даосского мудреца Лао-Цзы: «Умеющий побеждать врага не нападает»; «Он не борется, и потому непобедим», христианство учит – «мы не должны побеждать зло злом, но только добром» [3, с. 28-39]. Подобная позиция поддерживается многими философско-этическими учениями: этикой смирения как миропонимания А. Швейцера, концепцией терпимости как активной формы взаимодействия Н.К. Рериха, теорией непротивления злу насилием Л.Н. Толстого и др. Великий русский писатель, педагог Л.Н. Толстой пояснял: « Учение о непротивление злу насилием не есть какой либо новый закон, а есть только указание на неправильно допускаемое людьми отступление от закона любви…Не противиться злому силой не значит, что нужно отказаться от охраны и жизни, и трудов своих, и других людей, а значит только, что охранять все это нужно иным способом, чтобы охрана эта не была противна разуму» [3, с.2]. Таким способом, на наш взгляд, выступает именно толерантность, современная актуальность которой поддерживается востребованностью форм сотрудничества, сотворчества, созидательного взаимодействия как в педагогической сфере, так и политической, социальной и других. Гуманистическая, экзистенциальная психология прошлого и настоящего в лице К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, В. Франкла, А.Г. Асмолова, Г.Л. Бардиер, С.В. Кривцовой, В.Г. Маралова, В.А. Ситарова и других представителей развивают признание ненасилия, толерантности как ценностного жизненного принципа.

Ценности толерантной культуры педагога носят комплексный характер и гуманистическую природу, образуют устойчивую систему мотивационно-ценностного отношения педагога к профессиональной деятельности. Оно  проявляется в отношении к ученикам, коллегам, себе как субъектам учебно-воспитательного и педагогического процесса; к педагогическому труду как творческому виду деятельности, готовому к инновационным обновлениям; к преподаваемому предмету как опосредованному способу освоения, сохранения, обмена и создания духовных ценностей. Фундаментальным ресурсом в реализации толерантной культуры педагога являются ценностно-смысловые образования личности и система отношений к людям и миру. Все ценности толерантной культуры педагога, создавая ее целостность, а также выделенные уровни ценностей толерантной культуры, живут во всех компонентах толерантной культуры и выполняют смыслообразующую роль и созидательное предназначение. 

Когнитивно-операциональный компоненттолерантной культуры педагога выражается, с одной стороны, в образе мышления и умении понять происходящее посредством рефлексивного сознания; с другой – характеризует совокупность информационной базы педагога, в которую входят все его знания о себе (самоощущения, самонаблюдение, самопознание, самооценка) и других людях, различные умения, навыки, способы и приемы профессиональной деятельности, отвечающие ценностям толерантной культуры.

 Важное значение в структуре данного компонента имеют знания педагога об основных правах и свободах человека, ребенка в частности. Такие представления правоведческого характера способствуют принятию и правильному пониманию разнообразия культур, этнических и религиозных традиций нашего мира, социальных различий, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности и составляют когнитивный базис толерантности;  позволяют достичь согласия между людьми в профессии и жизнедеятельности. Правовая осведомленность, исходящая из того, что все люди различаются по своей природе, внешнему виду, способностям, положению в обществе, языку, поведению и ценностям, обладают нерушимым правом сохранять свою индивидуальность, одинаково пользоваться универсальными правами человека, запускает действие принципа терпимости толерантной культуры педагога, реализующего гуманистическое содержание образовательного процесса  в созидательных технологиях.

Когнитивно-операциональный компонент включает гуманистический стиль взаимоотношений педагога с детьми, который характеризуется умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения, проявлять внимание и заботу, побуждать их собственным примером к активной учебно-познавательной, художественно-эстетической, духовно-нравственной  деятельности (А.Б. Орлов, А.К. Маркова). Гуманистический стиль такого толерантного взаимодействия проявляется в том, что ученик выступает равноправным партнером, а педагог поддерживает самостоятельность и открытость его суждений, индивидуальные особенности личности ребенка, стимулирует уважительное отношение его к другим в общении, пользуясь ненасильственными методами воздействия (просьбой, советом и др.). Педагог в ходе образовательного процесса устанавливает обратную связь с учащимися, демонстрирует желание и готовность взаимодействовать, интерес к их мнению и участию в совместном творческом труде. Кроме того, педагог осуществляет «обратную связь» во внутреннем монологе, анализируя позитивные и негативные результаты собственной педагогической деятельности, обладает умением внести необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности.

В эмоционально-волевой компонент толерантной культуры педагога входят его умения преодолевать раздражительность, агрессивность и проявлять эмоционально-волевую саморегуляцию, самоконтроль, самообладание, самодисциплину и выдержку в различных педагогических ситуациях и жизнедеятельности.  Кроме того сюда относят устойчивые чувства человека к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке. На личностном уровне он проявляется в характеристиках толерантности  как энергичности, смелости, уверенности в себе, ответственности, дисциплинированности, обязательности.   

В основе, на наш взгляд, ведущего качества толерантной культуры педагога – терпимости лежит терпение, которое включает такие волевые качества личности, как: выдержка, проявляющаяся в способности педагога переносить большие напряжения, сдерживать и подавлять, когда необходимо, чувства, мысли, привычки; самообладание, проявляющееся в способности педагога усилить ведущий мотив профессиональной деятельности либо мобилизовать внутренние ресурсы на исполнение принятого педагогического решения вопреки отвлекающим побуждениям; самоконтроль, выражающийся в способности педагога осознавать, оценивать и контролировать собственные действия и психические состояния.

Важное значение в активизации данных качеств имеет воля человека, степень волевой натренированности личности. Высокий уровень развития воли педагога проявляется в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками  в условиях учебно-воспитательного  процесса с учащимися, их родителями, коллегами, что обеспечивает действие комплекса духовно-нравственных качеств толерантной культуры педагога, эффективность освоения им толерантных способов взаимодействия. Волевые качества педагога создают условия для терпимого преодоления препятствий на пути достижения поставленной педагогической цели, стимулируют сознательное следование ценностям толерантной культуры. Кроме того, именно волевые усилия позволяют педагогу пройти длительный путь от теоретического освоения содержания толерантной культуры до практической реализации ее гуманных способов в деятельности и общении.

На высших уровнях своего проявления воля обеспечивает направленность толерантной культуры на духовные  цели, нравственные   ценности и гуманистические идеалы, что способствует преодолению педагогом самого себя, особенно это характерно для представителей импульсивного типа. Воля, как составляющая толерантной культуры, способствует самореализации, самоактуализации педагога в профессии и жизнедеятельности на высоком нравственном уровне. В эмоционально-волевом компоненте раскрывается активный характер и стимулирующая сила  толерантной культуры педагога.

Таким образом, теоретический анализ и глубокое научное исследование позволяют рассмотреть толерантную культуру педагога как системное образование, отражающее уровень владения педагогом системой созидательных ценностей и способов жизнедеятельности в профессии и социуме, проявляющееся в ценностно-смыысловом, содержательно-операциональном, эмоционально-волевом ее компонентах.

Литература:

1.      Психология личности: словарь-справочник /под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. Киев, 2001.

2.      Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д, 1999.

3.      Коваль Т.Б. Терпение и терпимость как религиозные добродетели //Философско-публицистический альманах «Личность и мир» вып.№10 /Солидарность и толерантность против насилия. – М., ООО «Соверо-Принт» 2001.

 

Основные термины (генерируются автоматически): толерантная культура педагога, толерантная культура, профессиональная деятельность, способность педагога, ценность, зло насилием, культура педагога, образовательный процесс, педагог, эмоционально-волевой компонент.


Задать вопрос