Система земельного права, как правовая отрасль, включает в себя совокупность земельно-правовых институтов, каждый из которых состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, т.е. обладающие качественным единством, виды земельных правоотношений.
Правовая норма – правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.
Отдельные правовые нормы формируются в группы норм, которые именуются правовыми институтами. Составляющие правовой институт нормы, регулируют не отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует: порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, взаимную ответственность за соблюдение договорной дисциплины.
Система земельного права состоит из общей части, которая содержит правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Соответственно, правовые институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – особенными.
Общая часть земельного права закрепляет правовой режим земель в виде установленного нормами земельного правопорядка должного и возможного поведения всех субъектов правоотношений по отношению к земле и тем самым выражает то общее, что присуще правовому регулированию всех земель независимо от их категории и целевого назначения.
Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются:право собственности на землю, иные виды прав на землю; право управления в области землепользования, правовые институты землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Особенная часть земельного права носит подчиненный характер по отношению к Общей части и в свою очередь складывается из тех земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, т.е. земель выделяемых по основному целевому назначению.
В соответствии с перечнем категорий земель, предусмотренными Земельным кодексом РФ, Особенная часть земельного права содержит следующие институты правового режима земель:
· сельскохозяйственного назначения;
· поселений;
· промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
· особо охраняемых территорий и объектов;
· лесного фонда;
· водного фонда;
· запаса.
То есть, правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования, права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей сельскохозяйственных организаций, колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.
Каждый отдельный институт земельного права в зависимости от его соподчиненности с другими правовыми институтами и роли в регулировании земельно-правовых отношений располагается в иерархичной системе отрасли земельного права в строгой последовательности. Также в рамках одной отрасли правовой системы несколько правовых институтов могут объединяться в один сложный правовой институт. Например, институт государственного управления землей, который включает несколько земельно-правовых институтов: земельного кадастра, землеустройства, предоставления земель, изъятия земель, государственного контроля за использованием и охраной земель, разрешения земельных споров и пр.
Содержание принципов земельного права и земельной политики вытекает из положения, что государство регулирует земельные отношения и как властная политическая организация (суверен), и как собственник земли. В теории права власть государства, не связанная с его титулом собственника, получила название "империум" (от латинского слова, означающего высшую юрисдикцию), а правомочия государства, вытекающие из его титула собственника, – "доминиум" (от латинского слова, означающему правомочие собственника).
Одним из основных принципов земельного права является то, что юрисдикционная власть государства (империум) выше, чем его полномочия, вытекающие из титула собственности (доминиум). Этот принцип может выражаться на всех уровнях власти. Например, санитарно-эпидемиологический орган местного подчинения блокирует хозяйственное распоряжение или хозяйственную норму высшего органа, касающуюся земли, если это распоряжение, норма угрожает санитарному благополучию местности. То есть, тем самым признается, что "власть" выше, чем "собственность". Данное превосходство также выражается в рамках деятельности одного и того же органа власти – когда принимаемые им нормы права отдают предпочтение общегосударственным ("нехозяйственным") интересам перед хозяйственными.
Таким образом, на этой основе формируются следующие принципы земельного права:
1. Приоритет сельскохозяйственного использования земель перед другими возможными вариантами их использования. Данный приоритет связан с общегосударственной задачей решения продовольственной проблемы. То есть, ради обеспечения страны продовольствием государство готово идти на известные неудобства и потери, неизбежные (в этом случае) для ряда других отраслей народного хозяйства и социальных сфер.
2. Экологическая безопасность как ведущее начало при выборе способов и методов использования земли.
3. Забота об интересах будущих поколений при осуществлении контроля за деятельностью землепользователей – прежде всего тех из них, кто эксплуатирует почвенные и растительные ресурсы, дикую фауну.
4. Льготное предоставление земли природоохранным, оздоровительным, культурным и некоторым другим некоммерческим организациям. В частности, эта льгота заключается в отказе государства от взимания платы за отведенную этим организациям землю. Во всех таких случаях государство как собственник земли идет на известные жертвы ради достижения некоторых общегосударственных целей, не сулящих ему каких-либо непосредственных выгод. Во всех этих случаях "поведение" государства-собственника может существенно отличаться от поведения частного собственника, для которого (в принципе) на первом месте стоят его хозяйственные интересы.
Независимо от своих прав на землю в качестве собственника государство, в качестве суверена проводит земельную политику, обеспечивающую рациональное использование и охрану, земель и основанную на следующих принципах:
1. Принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их регистрации, земле- и лесоустройству.
2. Составление государственного земельного кадастра.
3. Выделение служб со специальными функциями по оперативному управлению государственной землей и надзору за всеми землепользователями. Ведущей из этих служб в сельской местности является Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству со своими местными органами, а в городской (застроенной) – Министерство строительства РФ со своими местными органами.
4. Плановость в использовании земель. Этот принцип, выражается в мероприятиях троякого назначения:
· изучение спроса на землю и ее распределение между претендентами;
· резервирование земель для нужд будущих пользователей – с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемым на наличных пользователей. Такое резервирование закрепляется в специальных документах (генеральный план города (поселка), проект (схема), районной планировки). Резервирование позволяет избежать излишних потерь, неизбежных в случае земельных перепланировок;
· обеспечение комплексного использования полезных свойств земли. Например, сельское и лесное хозяйство ведутся так, чтобы причинять наименьший ущерб дичи. Все виды хозяйственной деятельности на земле должны регулироваться так, чтобы свести к минимуму загрязнение поверхностных и подземных вод, обеспечить возможность для законопослушных граждан использовать незастроенные земли в качестве рекреационных территорий.
5. Обеспечение такого комплекса соседских отношений, который позволял бы с минимальными неудобствами для одной из сторон эффективно использовать оба смежных участка. В теории права такие правоотношения носят название сервитутов.
6. Обеспечение правосудия в случае земельных споров. Все эти направления государственной земельной политики находят свое отражение и закрепление в законодательстве в земельном праве в первую очередь.
Таким образом, принципы земельного права и земельной политики – основополагающие понятия, которые лежат в структуре земельного права.
Литература:
1. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для студентов вузов./ С.А. Боголюбов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. -358 с.
2. Земельное право: Конспект лекций / Составитель И.А. Павловский. – М.: Московский Институт Экономики, Менеджмента и права, 2006. – 70 с.
3. Воробъева Л.В. Земельное право: Учебно-методическое пособие. / Л.В. Воробъева. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2006. – 96 с.