Высшее образование Узбекистана в ракурсе преподавания иностранных языков: тенденции и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 20.11.2013

Статья просмотрена: 1276 раз

Библиографическое описание:

Буранова, Д. Д. Высшее образование Узбекистана в ракурсе преподавания иностранных языков: тенденции и перспективы / Д. Д. Буранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 494-498. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8385/ (дата обращения: 18.12.2024).

Годы независимости стали для Узбекистана с одной стороны годами преобразований во всех сферах жизнедеятельности как государства, так и всего общества, годами полномасштабных социальных, политических и экономических реформ, и, с другой стороны, годами поисков новых судьбоносных решений по всем направлениям социальной жизни общества, решений неожиданных, и решений в сложных ситуациях, годами неординарных подходов к различным проблемам. Одним из таких решающих перспективу развития национальной государственности и общественного строительства вопросов был вопрос о системе образования. Был принят «Закон об образовании» и Национальная Программа по подготовке кадров. [1]

Под эгидой реформ система образования была разделена на базовое образовательное школьное (9 лет), которое затем замещалось обучением в академических лицеях и колледжах (3 года). В ВУЗах была внедрена многоуровневая система подготовки специалистов — бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Система послевузовского образования включала в себя научно-интеллектуальное образование (докторантура — 3 года), повышение квалификации и переподготовку кадров. При приёме в ВУЗы, при сдаче вступительных экзаменов в средне-специальные учебные заведения была введена тестовая система оценки знаний.

В 1997 году, когда была принята Государственная Программа по подготовке кадров, в общеобразовательных школах республики работали свыше 435 тысяч учителей, из которых 73 процента имели высшее образование. Функционировало 442 учебных заведения, в том числе — 209 профессиональных школ, 180 профессиональных лицеев и 53 бизнес-школы, действовали 258 учебных заведений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 197 тысяч человек. Система высшей школы Узбекистана включала в себя 58 высших учебных заведений, в том числе 16 университетов, 12 из которых созданы за первые два года независимого развития Узбекистана и 42 института с контингентом студентов 164 тысячи человек. В ВУЗах работали 18,5 тысяч преподавателей, из них 52 процента доктора и кандидаты наук.В республике обучалось около 4 тысяч аспирантов, из них 69 процентов — в системе высшего образования и 31 процент в научно-исследовательских институтах. Из общей численности научных и научно-педагогических кадров доктора наук составляли 8 процентов и кандидаты наук 37 процентов. В системе повышения квалификации и переподготовки кадров функционировали 23 института, 16 факультетов, 4 центра и 14 курсов повышения квалификации. [2]

Одним из направлений реформ в системе образования страны стал вопрос об иностранном языке. Данный вопрос был одним из сложных вопросов, так как он был неразрывно связан со всеми трудностями и сложными на тот момент социально-политическими изменениями и трансформациями, происхожящими в обществе. Прежде всего, узбекский язык был объявлен государственным языком, вследствии чего все остальные языки, в том числе и русский, приобрели статус иностранного, в отношении национального языка. Суть всех имевших место трансформаций заключался в следующих аспектах:

1.                  Новые условия социально-политического устройства и новые требования к обустройству общества требовали определенных изменений и новых решений также и в отношении иностранных языков. Это относилось и к статусу того или иного иностранного языка, к выделяемым часам, для обучения иностранных языков, и к вопросу предпочтения и прерогативы тех или иных языков, что нашло отражение в выпуске учебной и другой интерактивной литературы, подготовки специалистов, их повыщении квалификации. Было необходимо переставить акценты, что и было сделано.

2.                  Разрыв культурных и образовательных связей с Россией, нежелание прежде всего России поддерживать и поощрять эти связи в первые годы после распада Советского Союза, желание отречься от постсоветских республик и их проблем больно ударил по статусу руссского языка в этих странах, что имело место и в Узбекистане. После распада Союза русский язык, который считался одним из государственных языков, перешел в статус иностранного языка. Часы, выделяемые для обучения русскому языку, сократились.

3.                  В системе образования возникла необходимость определить новый статус русского языка. Так как кроме русского имелись и другие иностранные языки, которые считалось необходимыми для обучения, русский язык стал равным с английским по количеству выделяемых часов для их преподавания. В общеобразовательной школьной системе для преподавания русского и английского языков были выделены равные часы. Т. е. статусы русского и английского языка были приравнены друг к другу на государственном уровне. На данной почве началось долголетнее противоборство русского и английского языков. Однако русский язык до сих пор имеет особый статус, так как он читается повсеместно. Оказалось, что западные иностранные языки не вытеснили полностью русский язык с учебных программ, и не заняли его место, он остался на особом счету.

4.                  В данном противоборстве в лучшем положении оказался английский язык, но не потому, что для его обучения были созданы особые условия. Социальные требования предопределили судьбу русского языка. Знание русского языка потеряло необходимость, знание английского языка приобрело насущную актуальность. Владение английским языком сулило перспективное трудоустройство и высокооплачиваемую работу; для поступления в большинство ВУЗов абитуриенты должны были сдавать тесты по английскому (или другому западному) языку, что требовало определенных языковых навыков. К тому же после независимости у многих молодых людей появилась возможность обучаться за рубежом, что требовало сдачи экзаменов на основе новых требований. Такими экзаменами явились TOEFL и IЕLTS. Вся молодежь в усиленном режиме начала изучать английский язык. Но для того, чтобы английский язык действительно начал серьезно вытеснять статус русского языка, ушло немало, немного, а больше чем двадцать лет.

10 декабря 2012 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обучения иностранных языков», в котором речь в основном шла о статусе английского языка. [3]

В данном документе было отмечено, что в рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране активно реализуется комплексная система обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество.

За годы независимости было подготовлено свыше 51,7 тысяч преподавателей иностранных языков, созданы мультимедийные учебники по английскому, немецкому и французскому языкам для 5–9 классов общеобразовательных школ, электронные ресурсы по изучению английского языка в начальных классах, оснащено свыше 5 тысяч лингафонных кабинетов в общеобразовательных школах, профессиональных колледжах и академических лицеях.

Вместе с тем анализ действующей системы организации изучения иностранных языков показывает, что образовательные стандарты, учебные программы и учебники не в полной мере соответствуют современным требованиям, особенно в части использования передовых информационных и медиа-технологий. Обучение ведется в основном традиционными методами. Требуют дальнейшего совершенствования организация непрерывности изучения иностранных языков на всех уровнях системы образования, а также работа по повышению квалификации преподавателей и их обеспечению современными учебно-методическими материалами.

В целях кардинального совершенствования системы обучения подрастающего поколения иностранным языкам, подготовки специалистов, свободно владеющих ими, путем внедрения передовых методов преподавания с использованием современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий и на этой основе создания условий и возможностей для широкого их доступа к достижениям мировой цивилизации и мировым информационным ресурсам, развития международного сотрудничества и общения было установлено, что начиная с 2013/2014 учебного года:

-                   изучение иностранных языков, преимущественно английского языка, поэтапно на всей территории республики будет начинаться с первых классов общеобразовательных школ в форме игровых уроков и уроков разговорной речи, а начиная со второго класса — с усвоением алфавита, чтения и грамматики;

-                   преподавание в высших учебных заведениях отдельных специальных предметов, особенно по техническим и международным специальностям, будет вестись на иностранных языках (английском, русском, итальянском или других);

-                   обеспечение учащихся и преподавателей общих средних, средних специальных, профессиональных образовательных учреждений учебниками и учебно-методическими комплексами по иностранным языкам будет осуществляется на бесплатной основе за счет оборотных средств Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан с соблюдением установленных сроков по их переизданию;

-                   будет разрешено осуществлять целевой прием в высшие учебные заведения на специальности преподавателей иностранных языков из числа лиц, проживающих в отдаленных районах и сельских населенных пунктах, испытывающих острую потребность в преподавателях иностранных языков в общеобразовательных школах, средних специальных, профессиональных учебных заведениях, на основании рекомендаций органов государственной власти на местах, что позволит на целевой основе подготовить кадры для отдаленных сельских районов;

-                   лица, зачисленные на учебу в высшие учебные заведения на основании целевого приема, будут обязаны после окончания обучения проработать по полученной специальности не менее 5 лет в учебном заведении, расположенном по месту проживания и указанном в рекомендациях органов государственной власти на местах.

Было принято предложение Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства финансов Республики Узбекистан об установлении учителям и преподавателям иностранных языков ежемесячных надбавок к их тарифным ставкам в размере 30 процентов в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, и 15 процентов — в остальных образовательных учреждениях, с включением их в состав должностного оклада при исчислении установленных законодательством стимулирующих доплат и надбавок.

Президент Республики Узбекистан 23 мая 2013 года принял Постановление «О мерах по совершенствованию деятельности Узбекского государственного университета мировых языков». Согласно принятому документу Узбекский государственный университет мировых языков (УзГУМЯ) определен республиканским базовым образовательным и научно-методическим учреждением для системы непрерывного образования по иностранным языкам. Исходя из этого на УзГУМЯ были возложены следующие задачи и функции:

-                   подготовка высококвалифицированных преподавателей иностранных языков для общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений, владеющих современными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями обучения иностранным языкам;

-                   разработка и постоянное совершенствование, в соответствии с международными стандартами, государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам для всей системы непрерывного образования, с привлечением, при необходимости, международных консультантов;

-                   разработка и внедрение современных методов преподавания иностранных языков, с учетом изучения международного опыта, во всех образовательных учреждениях системы непрерывного образования, а также учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров по иностранным языкам;

-                   осуществление переподготовки и повышения квалификации преподавателей и методистов иностранных языков, прежде всего профильных вузов и учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

При УзГУМЯ был создан Республиканский научно-практический центр развития инновационных методик обучения иностранным языкам. Директор данного центра по должности приравнен к проректору УзГУМЯ, он назначается и освобождается от должности приказом министра высшего и среднего специального образования. Были расширены и увеличены квоты по приему студентов. На 2013/2014 учебный год установлены следующие квоты приема в УзГУМЯ: — по подготовке бакалавров в количестве 1 350 человек: по государственным грантам — 385 человек, по контракту — 965 человек, — по подготовке магистров 131 человека: по государственным грантам — 24 человека, по контракту — 107 человек, что на порядок выше предудущих годов.

На основе данного документа было разработано Постоновление Кабинета Министров «О мерах по упрощению порядка лицензирования деятельности негосударственных образовательных учреждений в сфере обучения иностранным языкам». Он был направлен на расширение и усиление деятельности негосударственных структур по образовательной деятельности, которые занимались обучением иностранным языкам. За годы независимости по всей территории страны появились тысячи неформальных образовательных организаций, которые оказывали населению образовательные услуги, в том числе и по обучению иностранным языкам. В них в большей степени обучались на платной основе абитуенты для подготовки в ВУЗы, или для изучения разговорного языка. Данное постоновление с одной стороны укрепляло и поощряло образовательную деятельность данных структур, и с другой делали их партнерами в деле обучения подрастающего поколения иностранным языкам. [4]

Существующее противоречие между требованиями по обучению иностранным языкам, с одной стороны, и действительным положением дел, с другой, требовало оснащения кабинетов иностранных языков специальной литературой и современными коммуникационными лабораториями. Поэтому было принята, разработанная Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Центром среднего специального, профессионального образования, Программа ускоренного оснащения (дооснащения) кабинетов иностранных языков образовательных учреждений республики современными информационно-коммуникационным оборудованием, техническими средствами обучения и инвентарем в период 2013–2016 годы. [5]

Были разработаны и приняты новыенормативы оснащения кабинетов иностранных языков образовательных учреждений современными информационно-коммуникационным оборудованием, техническими средствами обучения и инвентарем. Данные нормативы были разделены на основе возрастной дифференциации. Например, для учеников 1–4 классов были определены следующие нормативы:

Нормативы оснащения кабинета изучения иностранного языка для 1–4-х классов общеобразовательных школ

Наименование

Количество

 

Мультимедийное оборудование

 

1.

Компьютер для учителя

1

2.

Динамик

2

3.

Оптическая мышь

2

4.

Видеопроектор

1

5.

Виниловый экран для видеопроектора

1

6.

TV-тюнер для компьютера (для показа телепередач во время уроков)

1

 

Дополнительное оборудование

 

1.

Стационарная DVD-магнитола

1

2.

Учебно-наглядные пособия (словари, муляж фруктов и овощей, цветные рисунки, иллюстрированные книги-сборники узбекских народных сказок)

1

3.

Электронная доска, интегрированная со стационарным компьютером для учителя

1

По новым требованиям были разработаны новые ГОСТ ы по иностранным языкам. Кабинет Министров страны принял разработанный страндарт. [6]Государственные образовательные стандарты определяют уровень знаний и подготовки учащихся и студентов по иностранным языкам, служат основой для создания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.Целью обучения иностранному языку на всех ступенях образования Республики Узбекистан является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся для функционирования в поликультурном мире в бытовой, научной и профессиональной сферах.Иноязычная коммуникативная компетенция определяется как способность и реальная готовность осуществлять иноязычное общение.В настоящем документе компетенции представлены в следующем порядке:

Лингвистическая компетенция подразумевает знание языковых аспектов (фонетика, лексика, грамматика) и владение речевыми умениями и навыками (аудирование, говорение, чтение и письмо).

Социолингвистическая компетенция позволяет обучающимся выбирать правильные лингвистические формы и способы выражения в зависимости от ситуации, коммуникативной цели и намерения говорящего. Социолингвистическая компетенция включает в себя социокультурную компетенцию, обеспечивающую способность распознавать национальные особенности страны изучаемого языка и вести себя соответственно в ситуациях иноязычного общения с носителями языка.

Прагматическая компетенция обеспечивает способность к общению на иностранном языке в соответствии с развитием коммуникативной ситуации и стратегии, содействующей эффективности общения, например, стратегии прерывания, уточнения, компенсации в ситуациях затруднительного общения. В настоящем документе в прагматическую компетенцию включена дискурсивная компетенция. Она развивает способность соединять идеи последовательно, с использованием соответствующих языковых средств в устном и письменном общении, а также предполагает способность понимать и интерпретировать лингвистические сигналы в связной устной речи или письменной форме.

Таким образом, начался новый этап в обучении иностранным языкам в Узбекистане, целью которого является подготовка высококвалифицированных кадров, способных решать экономические проблемы современности и свободно использующих для этого свои навыки иностранных языков.

Литература:

1.            “Таълим тўғрисида”ги қонун. Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлиси IX сессиясида қабул қилинган (29 август). 1997 йил 30 сентябрда мутбуотда эълон қилинган // Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлисининг Ахборотномаси, 1997 йил. № 9.

2.            “Кадрлар тайёрлаш миллий дастури тўғрисида”ги Қонун (1997 йил 29 август) // Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлисининг Ахборотномаси, 1997 йил. № 11–12.

3.                 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обучения иностранных языков».Газета «Народное слово», 11.12.2012 г., № 240 (5630). Текст см.:http://www.lex.uz/Pages/GetAct.aspx?lact_id=19769

4.                 Постановление Кабинета Министров «О мерах по упрощению порядка лицензирования деятельности негосударственных образовательных учреждений в сфере обучения иностранным языкам». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 25, ст. 324

5.                 Программа ускоренного оснащения (дооснащения) кабинетов иностранных языков образовательных учреждений республики // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 22, ст. 283, № 34, ст. 453

6.                 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам системы непрерывного образования. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 20, ст. 251.

Основные термины (генерируются автоматически): язык, английский язык, русский язык, Узбекистан, иностранный язык, непрерывное образование, обучение, переподготовка кадров, подготовка кадров, система образования.


Похожие статьи

Проблемы обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Узбекистан

Практико-методические функции применения ИКТ и технических средств обучения в вузах Узбекистана

Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование

Современное состояние технического образования в Республике Казахстан и его роль в мировой системе

Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан

Роль развития экологического образования в Республике Узбекистан

Образование взрослого населения: история и проблемы развития

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования в Казахстане

Похожие статьи

Проблемы обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Узбекистан

Практико-методические функции применения ИКТ и технических средств обучения в вузах Узбекистана

Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование

Современное состояние технического образования в Республике Казахстан и его роль в мировой системе

Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан

Роль развития экологического образования в Республике Узбекистан

Образование взрослого населения: история и проблемы развития

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования в Казахстане

Задать вопрос