Данная статья представляет собой сравнительный анализ осуществления механизма защиты беженцев и лиц, ищущих убежища, на территории Республики Беларусь. Детальное изучение регламентации понятия «беженец» на национальном уровне, проведенный сравнительный анализ правовой защиты беженцев в, а также рассмотрение основных проблем, с которыми чаще всего сталкиваются беженцы, и возможные способы их разрешения, позволяет выявить основные проблемы, с которыми сталкивается данная категория лиц в Республике Беларусь.
Введение
Данная статья представляет собой сравнительный анализ осуществления механизма защиты беженцев и лиц, ищущих убежища, на территории Республики Беларусь. Детальное изучение регламентации понятия «беженец» на национальном уровне, проведенный сравнительный анализ правовой защиты беженцев в, а также рассмотрение основных проблем, с которыми чаще всего сталкиваются беженцы, и возможные способы их разрешения, позволяет выявить основные проблемы, с которыми сталкивается данная категория лиц в Республике Беларусь.
Осуществление защиты беженцев на территории Республики Беларусь
В Республике Беларусь также как и во всех странах мира осуществляется защита беженцев. Основными документами, в соответствии с которыми осуществляется данная защита на территории нашей страны, являются Конвенция 1951 года и Протокол к ней, а также Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь».
В Республике Беларусь процесс предоставления статуса беженца, дополнительной либо временной защиты по сравнению с другими странами занимает относительно небольшой период времени. К тому же, размер ставки государственной пошлины лицам, обжалующим в судебном порядке отказ в регистрации ходатайства о признании их беженцами и отказ в признании беженцами, рассчитывается по т. н. «льготному тарифу» [1]. Но, тем не менее, далеко не все нелегальные мигранты изъявляют желание ходатайствовать именно на территории нашей страны. Может это связано непосредственно со статистикой положительных решений со стороны Департамента по гражданству и миграции — за весь период существования данного института было принято лишь около 869 положительных решений, одно из которых при непосредственном участии представителей УВКБ ООН в Беларуси, было принято 27 апреля 2012 года («О предоставлении дополнительной защиты»).
По последним статистическим данным, проведенным СКБ г. Гродно за 2010–2011 гг. видно, что основную массу лиц, задержанных на Белорусской границе за попытку незаконного ее пересечения, составляют граждане Грузии (см. Рисунок 3). В 2013 году ситуация остается похожей — большую часть задержанных на границе лиц составляют граждане Грузии. Далее по численности находятся вьетнамцы (см. Рисунок 4). Летом и весной 2011 года этот «взрыв» нелегальных грузинских мигрантов был вызван нестабильной политической ситуацией в Грузии — череда революций президента Саакашвили [57]. В 2013 году не смотря на проведение нынешним президентом Саакашвили успешных ультралиберальных реформ, политическая ситуация в Грузии значительно улучшилась [8]. Как и в прошлые годы, практически все нелегальные мигранты хотели попасть в Евросоюз с целью найти работу и улучшить свои жизненные условия. Ведь не смотря на то, что Грузия уже стала инвестиционно-привлекательной страной, она пока еще остается довольно бедной [8].
Экономическая ситуация во Вьетнаме также оставляет желать лучшего [9]. Снижение роста ВВП и как следствие бедность, заставляет вьетнамцев покидать страну с целью получения большего дохода. В основном они стараются попасть в Россию, либо страны ЕС с целью трудоустройства, в большинстве случаев, на стройку. Большую часть задержанных составляют мужчины 18–59 лет (см. Рисунок 1). Из всех задержанных мигрантов лишь единицы захотели ходатайствовать о предоставлении им статуса беженца на территории Республики Беларусь (см. Рисунок 2). Всего в 2010 году по направлению органов пограничной службы в страны происхождения через МОМ в добровольном порядке был возвращен 21 мигрант. В 2011 году помощь в добровольном возвращении была оказана 191 мигрантам, из них: 83 — в Грузию, 32 — во Вьетнам, 21 — в Пакистан, 12- в Афганистан, 7 — в РФ, 6 — в Ливан,5 — в Китай, 4 — в Гану, 3 — Бангладеш, 2 — в Армению, 2 — в Турцию, 2 — в Шри-Ланку, 2 — в Нигерию, по 1 — в Ирак, Иран, Кыргызстан, Сербию, Украину, Кубу, Эстонию, Литву, Азербайджан, Египет [3]. БОКК за 2009 и 2012 гг. осуществила реализацию долгосрочных решений путем предоставления интеграционных грантов беженцам, переселяющимся в сельскую местность на приобретение жилья, обзаведение хозяйством, 4 семьям, В частности, частично погасило средства на строительство дома в г. Гродно. В 2010 году данная организация провела многоуровневые курсы русского языка на базе филологического факультета БГУ, слушателями которых стали 42 человека [4].
Резюмировав вышеизложенное мы пришли к выводу, что защита беженцев в различных государствах осуществляется по-разному и Республика Беларусь не является исключением. Но существуют и некоторые пробелы в регулировании данного процесса [5, c.8–18]. Так, в Республике Беларусь существуют следующие проблемы, с которыми сталкиваются лица, ищущие убежища:
1) на практике процедура идентификации личности при отсутствии у лица паспорта занимает от 1 до 6 месяцев. Конечно же, для уязвимой категории лиц, распределенных в центры для беженцев, это не является проблемой, а лица, которые вынуждены селиться самостоятельно, сталкиваются с различного рода неудобствами.
2) выдача государственных пособий осуществляется в течение 15 дней со дня подачи соответствующего заявления и, на практике, они выдаются только социально незащищенным лицам (речь идет о ежемесячных пособиях). Если у лица, ищущего убежища, совсем недавно приехавшего в страну и не знающего русского/белорусского языка нет средств к существованию, то преступный способ получения денег является чуть не основным выходом. По статистике, за последнее полугодие некоторые лица, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца в Гродно (где нет специального центра для беженцев), не могут решить жилищный вопрос и выезжают в другие регионы (в основном в Минск) без соответствующего на то разрешения. Данный поступок расценивается как правонарушение (что является «препятствующим фактором» к получению статуса беженца).
3) сумма пособий, выделяемых государством, не достаточна для осуществления среднестатистических потребностей человека. Так, государство выделяет 10 б.в. на аренду жилья (предполагаемое койко-место). Но на практике, такое место найти не представляется возможным. Сумма пособий на приобретение еды и одежды составляет 4 и 5 б.в. соответственно. Гражданин Республики Беларусь в среднем тратит около 30 б.в. на данные нужды. Решением данной проблемы может быть пересмотр выделяемых размеров данных базовых величин.
4) беженцы и лица, ходатайствующие о предоставлении данного статуса, имеют право на беспрепятственное трудоустройство. Конечно же, в Республике Беларусь существуют несколько объединений, например, грузинское «Бела-грузия» в Гродно, но штат работников там также ограничен, и наниматели не могут трудоустроить всех беженцев. Государственные органы, занимающиеся трудоустройством (т.н. центры занятости), не всегда могут оказать соответствующую помощь в решении данной проблемы.
5) проведенное собеседование с ходатайствующими лицами является основой вынесения окончательного решения по их делу, но различные сотрудники Миграционной службы могут интерпретировать одну и ту же фразу по-разному. Поэтому было бы целесообразно во время интервью вести как видео-, так и звукозапись.
6) также имеются сложности по вопросам продолжения обучения детей беженцев, которые не могут его продолжить на родном языке. Так, в Республике Беларусь в подавляющем большинстве специализированных (на изучение иностранного языка) школ дети изучают в основном немецкий, испанский, китайский, английский, польский и французский языки [6]. Не смотря на то, что подавляющее большинство признанных беженцев в Республике Беларусь составляют именно афганцы [7], школ, где ведется обучение на афганском языке и вовсе не существует.
Итак, конечно же, как и во всех странах мира, внутренне законодательство Республики Беларусь не может решить все проблемы, с которыми сталкиваются беженцы и лица, ищущие убежища. Динамичность развития окружающего нас мира не позволяет быстро принимать новые или дополнять уже принятые законы, но помочь беженцам разрешить хотя бы вышеперечисленные проблемы, которые является довольно насущными в наши дни, в силах любого государства, в том числе и Республики Беларусь. Принятие соответствующих мер позволит беженцам и лицам, ищущим убежища облегчить время пребывания и процесс интеграции в нашей стране.
Рис. 1. Гендерное и возрастное соотношение лиц, задержанных за незаконное пересечение границы, и лиц, походатайствовавших о предоставлении им статуса беженца
Рис. 2. Соотношение лиц, задержанных за незаконное пересечение границы, и лиц, походатайствовавших о предоставлении статуса беженца, по месяцам.
Рис. 3. Страны происхождения лиц, задержанных за незаконное пересечение белорусской границы
Рис. 4. Страны происхождения лиц, задержанных за незаконное пересечение белорусской границы (2013 год)
Литература:
1. Об уплате государственной пошлины лицами, обжалующими в судебном порядке отказ в регистрации ходатайства о признании беженцами и отказ в признании беженцами: Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 15.01.2002 № Р-136/2002 [Электронный ресурс] / Информационный портал «Бусел». — 2008–2011. Режим доступа: http://busel.org/texts/cat1el/id5dwleed.htm. — Дата доступа: 04.05.2012.
2. В мире — Революция по свержению Саакашвили сорвалась: грузинская оппозиция не смогла договориться [Электронный ресурс] / NEWSru.com. — 2011. — 24 мая. Режим доступа: http://www.newsru.com/world/24may2011/georgia.html. — Дата доступа: 04.03.2012.
3. Оранж, Т. Программа по содействию мигрантам в добровольном возвращении в рамках совместного УВКБ ООН/МОМ/ЕС Проекта по «Повышению эффективности разделения и работы с миграционными потоками на Государственной границе и внутри РБ»- фаза II. Миснк, 9.03.2011 // Архив УВКБ ООН за 2011 г. — Минск, 2011.
4. Скоморошко, Р. Р. Совместный проект ЕС и УВКБ ООН «Интеграция беженцев в Беларуси, Молдове и Украине». Минск, 9.03.2011 // Архив УВКБ ООН за 2011 г. — Минск, 2011.
5. УВКБ ООН: позиция УВКБ ООН в отношении защиты беженцев и поиска решений в контексте городов / Украина: «К. И. С»., 2010. — 51 с.
6. Преподавание иностранных языков в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт посольства Франции в Минске «Франция в Беларуси». — Минск, 2011. Режим доступа: http://www.ambafrance-by.org/spip.php?article1074. Дата доступа: 20.09.2011.
7. Селиванов, А. В. Проблемы беженцев и нелегальной миграции [Электронный ресурс] / Ю. Ф. Моргун // Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003. — № 3. Режим доступа: http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=886&Itemid=140. — Дата доступа: 15.09.2011.
8. Реформы грузинского разлива — 07.10.2013 — Еженедельный экономический журнал «Комерсатъ Деньги» [Электронный ресурс]: «Комерсантъ. Издательский дом», 1991–2013. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2304015?themeid=641. Дата доступа: 07.10.2013.
9. Обзор экономики Вьетнама — 2012 г. — Министерство экономического развития Российской Федерации — Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации — 2004–2013. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/vn/about_vn/eco_vn/. Дата доступа: 07.10.2013.