Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни.
Энштейн
В повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» учительница литературы Нонна Юрьевна, успокаивая Кольку Полушкина, пытается помочь ему разобраться в поступках людей после истории с затонувшей моторной лодкой.
«…совесть…это такое чувство, которое созреть должно. Созреть и окрепнуть. И вот иногда случается, что не вызревает в человеке совесть. Кроткой остается, зеленой, несъедобной. И тогда человек этот оказывается словно бы без советчика, без контролера в себе самом. И уже не замечает, где зло, а где добро: все у него смущается, все перепутывается …» [1]
Добрые и простые слова учительницы успокаивают Кольку и заставляют задуматься, заглянуть внутрь своей совести, а в порядке ли там все?..
Задача уроков литературы и состоит в том, чтобы помочь «созреть» душе, совести, указать духовные ориентиры, на которых изначально формировались основы русской нравственности.
Воспитательное воздействие литературы возможно лишь в том случае, если преподаватель, во-первых, сам обладает духовной отзывчивостью, если теплота и открытость его сердца вызывают доверие у учащихся; во-вторых, если преподаватель сумеет построить отношения взаимоуважения и толерантности.
Безусловно, преподаватель литературы как воспитатель духовно-нравственных основ в своей работе должен исходить из эстетической природы искусства слова, широко использовать в своей практике выразительное чтение, методы и приемы, способствующие развитию творческого воображения, самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся.
В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы: воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественно культуры.
Реализация поставленных задач будет достигнута, если преподаватель заинтересует, увлечет учащихся, сумеет открыть перед ними «вековые сокровища» словесного искусства народа, даст понять, что литература «теснейшим образом связана с жизнью, с действительностью, с осознанием ценности человека самого по себе…» [2]
Форма дискуссии — одна из успешно реализуемых на уроке форм взаимодействия. Открытый диалог – хороший педагогический прием для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примера можно привести некоторые вопросы для дискуссий при изучении литературных произведений:
- Чацкий и Молчалин — кто из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
- Умен ли Чацкий?
- Печорин и Онегин — «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в 21 веке?
- Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А. С. Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
- Почему Лермонтов любит свою родину «странною любовью»?
- Н. А. Бердяев назвал М. Ю. Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов». Почему?
- Возвышенное, прекрасное и страшное безобразное в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»;
- Грех, возмездие и покаяние в драме А. Н. Островского «Гроза». Был ли у Катерины другой путь?
- Проблема «отцов и детей» — актуальна ли она сегодня?
- Почему Н. А. Бердяев сказал о Достоевском: «… художник бездны человеческой, человеческой бездонности»?
- Нравственный идеал Л. Н. Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор называет любимыми, а кто вызывал у него духовное отторжение?
- Святость и грех в поэме А.Блока «Двенадцать». Мистика и реальность в поэме — почему до сих пор не стихают споры вокруг творчества поэта?
- Поэтический мир С. А. Есенина — взаимосвязь его творчества и христианского мировоззрения;
- Обитатели дна (М. Горький «На дне») утонувшие или утопленные?
- Поэты серебряного века — патриоты или диссиденты?
- Любовь в поэзии Серебряного века — великая сила или темная, испепеляющая страсть?
- Как решает проблему человека и власти в своих произведениях А. С. Солженицын?
- Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М.Шолохова: однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Андрей Соколов?
- Возможен ли «земной рай», созданный ценой крови и насилия (А.Платонов «Чевенгур»), «…будет ли этот «рай» раем, если за него придется заплатить хотя бы одной слезинкой ребенка» (Ф. М. Достоевский)?
- Какие идеалы и нравственные ценности утверждает В. Астафьев в романе «Прокляты и убиты», почему автор обращается к православной вере, христианской народной традиции?
- «Хорош божий свет. Одно нехорошо — мы» (А. П. Чехов) (По произведениям 20 века)- ваша человеческая, нравственная позиция в оценке поступков героев произведений В.Шукшина, В.Распутина, В.Астафьева, Ч.Айтматова, Т.Толстой, Л.Петрушевской. [3]
В процессе работы учащиеся высказывают свою точку зрения на проблемы, поднятые в произведении, дают оценку действиям героев; таким образом устанавливается диалог не только между преподавателем и студентом, но и писателем и читателем.
Нравственный и духовный потенциал русской литературы с самого начала ее развития основывался на религиозном мировоззрении.
А. С. Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу, все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от религиозного чувства, без него не было бы ни философии, ни поэзии. ни нравственности…»
Выявление духовных основ личности можно проследить при анализе рассказа А. П. Чехова «Студент».
Герой рассказа студент духовной семинарии, сын дьякона Иван Великопольский. События происходят накануне страстной пятницы.
Вечерними сумерками возвращается Иван с тяги, «наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие», «самой природе жутко». [4]
Напряжение природы перекликается с внутренним напряжением Ивана «Пожимаясь от холода, …студент думал, такая лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут … жизнь не стане лучше. И ему не хотелось домой…» [4]
Встреча Ивана Великопольского на вдовьих огородах с Василисой, с ее дочерью Лукерьей, «деревенской бабой, забитой мужем» и разговор с ними является кульминацией рассказа.
У костра Иван вспоминает о жизни Иисуса Христа, о предательстве его Петром. Рассказ студента — семинариста открывает перед женщинами другой мир, переживания от услышанного освобождают бедных тружениц (и самого Ивана) от телесного ощущения холода, голода (при подходе Ивана к костру ему «мучительно хотелось есть»), испытанные переживания устремляют их внутреннее сознание к душевному и духовному. Поистине «не хлебом единым жив человек».
Рассказ Ивана о Спасителе и апостоле Петре со-прикасают Василису и Лукерью с со-бытиями той страшной ночи. Со-причастие [5] кболи Петра за предательство Иисуса пронизывают душевное состояние Василисы. Она плачет, Лукерья «покраснела и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». [4]
Слезы Василисы — это слезы «покаяния нераскаянного», исцеляющие, придающие новые мысли, новую силу и веру.
«Блажени плачущи, яко тии утешатся» (Мф.. 5;4).
Заключительная часть рассказа — это восхождение к другому мироощущению: «и радость вдруг заволновалась в его душе»
«Он думал о том, что «правда и красота», направляющие человеческую жизнь там в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле». [4]
Религиозные переживания, испытанные и Василисой, и Лукерьей, и самим Иваном пробудили в них чувственное восприятие мира, обнажили их сокровенные мысли, дали почувствовать душой «восхитительную и чудесную жизнь, полную высокого смысла». [4]
Чехов — писатель, укорененный в бытовую православную традицию, размышляющий над темой религиозного постижения жизни, пытающийся разрешить великую задачу о человеке. В своем любимом рассказе «Студент» «величает в человеке не человека, а его достоинства, Божественное начало, которое он сумел развить в себе до высокой степени». [2]
Идеи христианства глубоко проникли в русскую литературу, которая считается наиболее христоцентричной в мировом литературном наследии. Многие российские писатели 19–20 века такие, как Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь, Лесков, Шмелев и многие другие — несли в своих произведениях важнейшие христианские вероучительные и нравственные истины, пробуждая в читателях «чувства добрые». И миссия литературного творчества виделась им как «искание высшего, а не низшего, и цели Евангельские для неё всегда дороже целей Устава» [2]
Произведения русской литературы, предназначенные для обязательного изучения, отличает высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность учащихся.
Задача преподавателя литературы состоит в том, чтобы донести нравственные уроки русской литературы. Изучить произведение — это не только дать возможность запомнить сюжет и имена героев.
Изучить произведение — это извлечь мораль, обогатить внутренний мир, одухотворить сознание.
«Духовность есть определяющее, светоносное значение человека. Главенствующая его сущность, источник, где он сообщается с собой — каким он должен быть.
Духовность — это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути. Можно отделить церковь от государства, но отделить человека от духовности, значит полностью извратить его назначение и суть», — сказал писатель В.Распутин.
Много ли уроков литературы пройдет через душу и сердце учащегося? Но если будут услышаны «…но я другому отдана и буду век ему верна…»; «…надо жить, надо любить, надо верить…»; «…будет ли этот рай раем, если за него придется заплатить хотя бы одной слезинкой ребенка?» и многие, многие другие истины, высказанные русскими писателями на страницах своих произведений, то это значит, что уроки литературы стали уроками «диалектики души», уроками духовно-нравственного созревания.
Литература:
1. Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» (электронная библиотека RoyalLib.ru)
2. Христианство и русская литература, СПб., «Наука».2002 г.
3. Покровские образовательно-просветительские листки. Выпуск 16, СПб, 2006г., статья Лушниковой О. Н.
4. А. П. Чехов. Избранные сочинения. Библиотека учителя. М., «Художественная литература», 1988 г.
5. И. А. Есаулов. Категория соборности в русской литературе, Петрозаводск, 1995 г.
6. Никита Струве. Православие и культура, СПб., «Наука», 2002г.