Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 444 раза

Библиографическое описание:

Максимова, А. Н. Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья / А. Н. Максимова, Н. В. Потапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 553-554. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8618/ (дата обращения: 18.12.2024).

В современном обществе значимой проблемой является приобщение к православной культуре учащихся с нарушением интеллекта. Исследование проблемы приобщения к православной культуре детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального образования недостаточно разработано.

Православная культура — одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания, являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, — невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

В системе духовно-нравственных воздействий современной школе все большее внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий народов России. Церковь может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное общество — пьянства, наркомании, асоциальности, гражданской пассивности и нравственного безразличия. Дети с нарушением интеллекта подвержены пагубному влиянию негативного характера. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. И очень хорошо, когда имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом. [1].

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область представлена в системе специального образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях Республики Саха (Якутия) посредством осуществления проектной деятельности и совместной волонтерской работой студентов кафедры специального (дефектологического) образования педагогического института СВФУ и педагогов специальной школы.

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализация является одной из серьезных проблем в современном обществе. Помощь таким детям должна проявляться не только со стороны государства, но также в заботливом и заинтересованном отношении к ним со стороны общества. Поэтому к работе с ними привлекаются и будущие педагоги — студенты пединститута Северо-Восточного Федерального университета, которые стараются решить вопросы социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения их в коллективные, творческие дела

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 4 в г. Якутске открыта в 1986 году для воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. В данное время в школе — 182 учащихся, из них 30 учащихся находится на надомном обучении. Миссия школы: «Создание для детей с особыми образовательными потребностями оптимальных условий обучения, воспитания, трудовой подготовки с целью успешной социализации и адаптации их в жизни».

В школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями интеллекта, синдромом Дауна, дети с расстройствами аутистического спектра. Руководит школой Ноговицына Лена Николаевна – опытный руководитель, дефектолог, Отличник образования РС(Я), Почетный работник общего образования РФ, награждена нагрудным знаком «За доброе сердце и профессионализм», директор высшей категории. В коллективе всего 40 человек.

Из 30 педагогических работников: заслуженных учителей РС(Я), ЯАССР — 2 (Спиридонова Людмила Петровна, Шадрина Людмила Иннокентьевна), отличников образования РС(Я) и РСФСР –16, почетных работников общего образования РФ — 7. 55 % — педагоги с высшей квалификационной категорией, 35 % — с первой квалификационной категорией. 50 % имеют дефектологическое образование, учитель технологии Сидорова Маргарита Михайловна — кандидат педагогических наук.

Школа работает в режиме развития. Открыты классы для детей с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии. Функционирует дополнительное образование «предшкольное сопровождение детей с системными специфическими нарушениями в развитии» в виде дошкольной группы кратковременного пребывания при школе.

Для вовлечения детей в социокультурное пространство здоровых людей в школе организована работа в рамках арт-терапевтического проекта «Радуга», в котором активное участие принимают и студенты пединститута под руководством старшего преподавателя Ивановой Н. Н.

Работая над образовательным проектом «Якутия Православная» студентами пединститута были организованы экскурсии в Преображенскую, Никольскую и Богородицкую церкви, подготовлены презентации по истории этих градо-якутских храмов, проводилась кропотливая индивидуальная работа с отдельными учениками специальной (коррекционной) школы VIII вида № 4 г. Якутска. В работе над образовательным проектом большую помощь оказала Якутская епархия РПЦ, которая помогла студентам в организации «Пасхальной ярмарки» и экскурсий в храмы г. Якутска. К реализации проекта нами были привлечены Детский центр Якутского Национального музея, где проводят с детьми изо-занятия, а также отдельные предприниматели, оказавшие спонсорскую помощь.Цель образовательного проекта предусматривает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство вместе со здоровыми их сверстниками, социальная адаптация детей-инвалидов; знакомство учащихся с историей градо-якутских храмов как центров православия в Якутском крае.

Основными задачами проекта являются расширение знаний учащихся об истории вхождения Якутии в состав Российского государства 380 лет назад; об истоках дружбы якутского и русского народов; ознакомление с именами первых православных миссионеров, внесших особый вклад в создание государственности, культуры и духовного мира России; раскрытие роли и значения православных храмов в воспитании людей. Для учащихся были организованы экскурсии в Преображенскую церковь, Николаевскую церковь, Богородицкую церковь. Детям было очень интересно узнать о строениях и реставрациях церквей, о первых миссионерах и о православной культуры в целом.

После посещения церквей мы приступили к реализации проектной деятельности с учащимися коррекционной школы. Учащиеся были вовлечены в совместную деятельность: под руководством классного руководителя изучали историю создания храма, занимались подбором материалов, анализировали и сравнивали.

На последнем этапе было проведено общешкольное мероприятие «Масленица». Дети защищали свои проекты, в ходе рассказа, учащихся чувствовалось их уверенность в своих знаниях, они охотно рассказывали, как посещали храмы и сколько всего нового они для себя открыли. После защиты проекта, в рамках Пасхального фестиваля была проведена выставка работ учащихся. Итоги пасхальной седмицы подвел представитель Якутской епархии Святейший Иларион.

Таким образом, в приобщении детей с ОВЗ к православной культуры важны, как подчеркивал С. Л. Рубинштейн: «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие — не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы» [2, с. 85].

Литература:

1.                  Никитин, В. А. Основы православной культуры. — М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, изд-во “Просветитель”, 2001.

2.                  Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии // Рубинштейн С. Л. Сочинения в 2т. — Т.2. М.: Учпедгиз, 1946.

Основные термины (генерируются автоматически): православная культура, VIII, ограниченная возможность здоровья, образовательный проект, ребенок, современное общество, учащийся, якутск, Богородицкая церковь, проектная деятельность.


Похожие статьи

Педагогический образовательный проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста»

Проект «Мы наследники Победы» для детей 6–7 лет

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра»

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Внеземные поселения»

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей «Радуга здоровья» в рамках здоровьесбережения в старшей группе

Проект для детей 6–7 лет «Тело человека. Здоровый образ жизни»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»

Образовательная инновация «Развитие выносливости у детей 6–7-го года жизни посредством беговых упражнений»

Конспект НОД «Поезд здоровья» по формированию здорового образа жизни в средней группе

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Педагогический образовательный проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста»

Проект «Мы наследники Победы» для детей 6–7 лет

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра»

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Внеземные поселения»

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей «Радуга здоровья» в рамках здоровьесбережения в старшей группе

Проект для детей 6–7 лет «Тело человека. Здоровый образ жизни»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»

Образовательная инновация «Развитие выносливости у детей 6–7-го года жизни посредством беговых упражнений»

Конспект НОД «Поезд здоровья» по формированию здорового образа жизни в средней группе

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос