Факторы, влияющие на интеллект ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 09.12.2013

Статья просмотрена: 6555 раз

Библиографическое описание:

Поескова, Г. И. Факторы, влияющие на интеллект ребенка / Г. И. Поескова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8623/ (дата обращения: 16.11.2024).

Известно, что основными факторами, оказывающими свое влияние на интеллект ребенка, являются наследственность и воздействие среды. Наследственные влияния передаются через гены, которые получает ребенок от родителей. Родители, таким образом, несут ответственность за формирование существенных для развития интеллекта ребенка биологических структур, и прежде всего, нервной системы. Средовые факторы ребенок ощущает от момента зачатия до самой смерти — это пища, физико- химические воздействия, обучение, социальный опыт, роль семьи, влияние культуры и много другое. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из обыкновенной школы в школу для одаренных детей, — повышается. Специальные программы, проводимые в США с целью обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться.

Споры по поводу природы интеллекта и факторов, оказывающих влияние на его развитие, начались еще в начале 1900-х годов, и не утихают, по сей день. Когда Альфред Бине создал свои первые тесты измерения интеллекта детей, он был уверен в том, что интеллект имеет «текучий» характер и может изменяться в сторону увеличения. В последующие годы американские ученые стали говорить о том, что человеческий интеллект генетически обусловлен и неизменяем от рождения.

Ряд американских ученых во главе с Э.Торренсом считают, что интеллект — это продукт существующей в обществе системы воспитания и обучения, поэтому талантами не рождаются, а становятся, поскольку творческий стиль является естественной формой работы мозга [7]. Американский психолог Р.Кеттел рассматривает интеллект двояко. По мнению Р. Кеттела, интеллект бывает кристаллизованным и текучим. Первый интеллект, заключающий в себе логическое мышление, счет, знания, зависит от образования, условий культурной среды. Второй интеллект, включающий в себя скорость восприятия и обработки информации, по мнению Р.Кеттела, генетически обусловлен [3]. Взгляды Р.Кеттела перекликаются со взглядами американского психолога К. Двек [4], которая рассматривает проблему с точки зрения двух теорий: теории «фиксированного» интеллекта и теории роста мышления. К.Двек утверждает, что одаренность не является фиксированной, данной от рождения и неизменяемой. Напротив, она может возрастать при наличии усилий и мотивации со стороны личности.

Наиболее широко на эту проблему взглянул канадский ученый Ф. Ганье [5]. Он предположил, что интеллект, который является природным качеством, должен развиваться на протяжении всей жизни человека. Это происходит путем систематических занятий, тренировок и практики «мастерства в определенных областях человеческой активности и деятельности». Таким образом, по мнению Ф.Ганье, происходит превращение одаренности в талант. Этому процессу могут способствовать (или мешать) два вида катализаторов: внутренний и внешний. К внутренним катализаторам относятся физические (здоровье, внешность) и психологические (мотивация, воля), которые обусловлены генетически. Внешними катализаторами, по утверждению Ф.Ганье, являются: среда (географическая, демографическая, социологическая), люди (родители, учителя, родные братья и сестры, сверстники), предоставляемые гарантии (программы для одаренных и талантливых детей) и события (смерть родителя, заболевание, выигранный приз).

Как считает американский психолог, специалист в области когнитивной, экспериментальной и социальной психологии Р. Нисбет интеллект гораздо больше определяется социальным окружением ребенка, нежели генами, и что родители и воспитатели могут оказывать на него значительное влияние. Так, по утверждению Р. Нисбета, кормление ребенка грудью в течение первых восьми месяцев от рождения ребенка на шесть пунктов в дальнейшем увеличивает IQ ребенка по шкале баллов. Или что занятия физическими упражнениями во время беременности также влияет на IQ ребенка, поскольку мать в этом случае родит ребенка большего роста, и при этом, его мозг тоже будет иметь значительно больший размер.

Убеждение Р. Нисбета в том, что социокультурное окружение влияет на интеллект ребенка основано на его изучении детей, выходцев из семей с низким социальным статусом. IQ этих детей на 12- 18 пунктов отстает от IQ их сверстников, выходцев из благополучных семей, в которых детям предоставляется более развивающая обстановка.

Подобно тому, как плохое питание негативно влияет на развитие ребенка в утробе матери, так и окружающая среда оказывает на интеллектуальное развитие ребенка. Р. Нисбет рассматривает детей из благополучных семей с достатком и детей из семей с низким достатком и делает следующие выводы.

В семьях с достатком:

1.                 говорят с детьми на «хорошем» английском языке; задают детям развивающие вопросы; комментируют детские высказывания; обсуждают с детьми вопросы из жизни ребенка и детские эмоции;

2.                 побуждают детей участвовать в дискуссиях за столом, которые ведутся взрослыми;

3.                 ребенок говорит 2 000 слов в час;

4.                 к трехлетнему возрасту, ребенок может услышать более 30 миллионов слов;

5.                 в доме много книг; ребенку начинают читать с 6-месячного возраста;

6.                 взрослые связывают прочитанный материал с примерами и событиями из жизни ребенка; задают вопросы, начинающиеся с «Что?» и «Почему?» по прочитанному тексту, побуждают ребенка участвовать в процессе чтения;

7.                 словами описывают то, что нужно сделать ребенку;

8.                 принимают активное участие в жизни ребенка, расспрашивают о ребенке у воспитателей, ровесников;

9.                 родители активно работают над тем, чтобы развить таланты и способности ребенка;

10.             вовлекают ребенка в познавательную активность в летний период, такую как: чтение, разговоры, походы в музеи и зоопарк, в результате чего, у ребенка повышается его IQ.

В семьях с низким достатком:

1. мало говорят с детьми; общение в основном в виде распоряжений;

2. ведутся обсуждения между взрослыми с убеждением в том, что детям не интересно участие в дискуссии;

3. ребенок говорит 1 300 слов в час;

4. к трехлетнему возрасту, ребенок услышал 20 миллионов слов;

5. книгвдоме мало; взрослые поздно начинают читать ребенку книги;

6. не связывают материал из книжки с жизнью ребенка; задают вопросы, начинающиеся с «Что?», но не задают вопросов, начинающихся с «Почему?»; считают комментирование ребенка прочитанного простым перебиванием и просят ребенка не отвлекаться, а внимательно слушать текст;

7. показывают, как надо делать что-либо, в лучшем случае, могут сказать: «Делай так!»;

8. не участвуют в жизни ребенка; дети предоставлены сами себе и большую часть времени проводят в играх и просмотре телевизионных передач;

9. родители видят свою роль в том, чтобы ребенок был сыт, одет, обут, был опрятным; дети растут и развиваются сами по себе;

10.                    не стимулируют развитие ребенка летом, в результате, у ребенка падает его IQ.

Р. Нисбет приходит к выводу, что такие простые вещи, как разговор с детьми, чтение ребенку книг, комментарии по прочитанному возбуждают любопытство у детей и увеличивают их интеллект. Таким образом, согласно утверждению Р. Нисбета, окружающая среда влияет на IQ ребенка, на его получение высшего образования и на всю дальнейшую карьеру в жизни [6].

Другие факторы окружающей среды, влияющие на интеллект ребенка

Шлепание малышей. Ввозрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания, и, наоборот, 2-З-летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать, считает М. Ибука [1]. Согласно исследованиям Мюррея Штрауса из Университета Нью- Хампешира, дети в возрасте от 2 до 4 лет, которых родители шлепают, на 5 пунктов по шкале IQотстают от своих ровесников, которых родители не наказывают подобным образом. Дети в возрасте от 5 до 9 лет, которых родители шлепают, отстают на 2.8 пункта от других детей, которых родители не наказывают.

Сон.Моник Ле Буржуа из Университета Браун изучила, как сон влияет на интеллект дошкольников. Она обнаружила, что если в выходные ребенок на один час больше поспит, то при сдаче теста в понедельник, его IQ увеличивается на 7 пунктов.

Свинец в крови. Американскийисследователи обнаружили, что у детей, имеющих в крови свинца меньше, чем 10 микрограмм на децилитр, на 11.1 пункта отстают по шкале тестов Станфорд- Бине от других детей. Каждые дополнительные 10- микрограмм свинца в крови ребенка дают увеличение IQ по шкале на 5.5 пунктов [2].

Литература:

1.         М. Ибука. «После трёх уже поздно». Пер. с анг. М.: Альпина нон-фикшн,2011, с. 25.

2.         Bernard SM, McGeehin MA. 2003. Prevalence of blood lead levels ≥ 5 micro g/dL among US children 1 to 5 years of age and socioeconomic and demographic factors associated with blood of lead levels 5 to 10 micro g/dL, Third National Health and Nutrition Examination Survey, 1988–1994 Pediatrics 112(6 Pt 1):1308–1313.

3.         Cattell, James McKeen. 1902. The time of perception as a measure of differences in intensity. Philosophische Studien 19: 63–68.

4.         Dweck,C.(1999) Self Theories: Their role in motivation, personality and development. Philadelphia, PA: Psychology Press.

5.         Gagne,F.(1995).From giftedness to talent: A development model and its impact on the language of the field. Roeper Review, pp.18, 103–111.

6.         Nisbett, R. and T. Wilson (1977). «Telling More than we can Know: Verbal reports on mental processes». Psychological Review 84(3): 231–259.

7.         Torrance E. P. Growing up creatively gifted: A 22-year longitudinal study. Creative Child and Adult Quarterly. 1980

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, жизнь ребенка, американский психолог, интеллект, интеллект ребенка, окружающая среда, родитель, пункт, развитие ребенка, семья.


Задать вопрос