Проблема этнокультурного взаимодействия является предметом дискуссий в рамках различных исследований, что оказывается стимулом для активизации такого явления как этнические стереотипы.
В. Г. Крысько определяет этнические стереотипы как схематизированный образ своей или чужой этнической общности, который отражает упрощенное (иногда искаженное или неточное) знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе. Этнические стереотипы разделяются на автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые со своей этнической общности ее представителями) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений о других народах) [1, с. 133–140].
Проблему формирования этнических стереотипов изучают многие ученые, такие как Т. Г. Стефаненко, В. Г. Крысько, А. П. Садохин и другие.
По мнению А. П. Садохина содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов:
1. Особенности этнической группы, закрепленные в ее традициях, обычаях, ценностной ориентации.
2. Социально — политические и экономические условия развития групп.
3. Длительность и глубина исторических контактов с другими этносами [2, с.194].
В. Г. Крысько отмечает что: «Стереотип однороден, он делит мир лишь на 2 категории: «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошего», а незнакомое синонимом «плохого» [1, с. 134].
Т. Г. Стефаненко в своей учебном пособии «Этнопсихология» выделяет следующие свойства этнических стереотипов, такие как эмоционально — оценочный характер; устойчивость и ригидность к новой информации; согласованность [3, с.127].
Анализируя литературу по вопросу стереотипизации, мы пришли к выводу, что формирование стереотипов зависит от характера отношений, т. е. сотрудничества или соперничества между этносами. Это является и определяющим фактором при изменении этнических стереотипов.
Стереотипы усваиваются в раннем возрасте — информацией для этого служат вторичные источники, дети используют их до тех пор, пока не определяться к какой этнической группе они относятся. Периодом интенсивной этнической идентификации является подростковый возраст, так как в это время начинают формироваться мировоззренческие убеждения и идеалы. Наблюдаются такие процессы как юношеский максимализм, скептицизм в отношении мира взрослых, тенденцию к объединению в замкнутые группы. Поэтому молодежь является наиболее уязвимой аудиторией для любой пропаганды, стереотипизации по отношению не только к другим этническим группам, но также и своей. Все это может приводить к возникновению в менталитете молодого человека национализма, ксенофобии, предубеждений этнического и расового характера. Общепризнанным фактом является то, что те установки, которые были сформированы и закреплены в юности, очень сложно изменить в зрелом возрасте.
Подростковый возраст (от 11–12 до 15–16 лет) самый опасный для формирования и укрепления этностереотипов. Мировоззрения юноши или девушки, сформировавшиеся в ходе социализации, будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни, в особенности на воспитание своих будущих детей.
Исследование этнических стереотипов нами было проведено среди учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 15 г. Владимира в количестве 40 человек. Национальный состав респондентов — 95 % русские, 5 % — представители белоруской и изидской национальностей. Ученикам предлагалось ответить на 5 вопросов анкеты. Результаты анкетирования представлены на рисунках 1–5.
Рис. 1. Соотношение положительных качеств различных этнических групп(%)
Анализ ответов на вопрос о наличии положительных качеств различных этнических групп указывает на то, что большинство детей затруднились в выборе, но часть ребят считают, что русские более добры и патриотичны, чем все остальные группы.
Рис. 2. Соотношение отрицательных качеств различных этнических групп (%)
На вопрос о наличии отрицательных качеств различных этнических групп большинство не дало ответа, а наиболее агрессивными, по мнению респондентов, являются чеченцы — 35 %. Такое качество как хамство 15 % приписывают армянам.
Рис. 3. Качества, которые описывают характер общения различных этнических групп по отношению к другим этносам (%).
Среди характеристик, присущих при общении различным этническим группам, респонденты выделили качества:
- доброжелательность: русские — 70 %; армяне — 50 %; азербайджане — 22,5 %; чеченцы -7,5 %;
- открытость: русские — 40 %; армяне — 32,5 %; азербайджане — 17,5; чеченцы — 15 %;
- нейтральный характер: русские — 50 %; армяне — 37,5 %; чеченцы — 27,5 %; азербайджане -27,5 %;
- хамство по отношению к женщинам: чеченцы — 45 %; азербайджане — 20 %; армяне — 15 %; русские — 10 %;
- неприкрытая агрессия: чеченцы — 50 %; азербайджане — 20 %; русские — 17,5 %; армяне — 12,5 %;
- затрудняюсь ответить: чеченцы -17,5 %; азербайджане — 17,5 %; армяне — 12,5 %; русские — 7,5.
Анализ данных показал, что по шкалам положительных качеств наибольший процент набрали русские и армяне. По шкалам негативных качеств азербайджане и чеченцы.
Рис. 4 Роль, которая в Ваших отношениях с человеком играет его национальность (%)
На вопрос о роли национальности в отношении с людьми 47,5 % подростков отметили, что национальность не важна в общении, 7,5 % респондентов обозначили решающим фактором во взаимодействии с людьми принадлежность к этнической группе.
Рис. 5. Источники информации об этнических группах (в %)
На рис. 5 видно, что научная и художественная литература, а также другие источники, а именно интернет, СМИ являются главными средствами в получении информации об этнических группах (35 %).
Анализ результатов анкеты, позволяет проследить следующие тенденции. По мнению респондентов для азербайджан характерно такое отрицательное качество как агрессивность, но в тоже время — доброта в отношениях с людьми, патриотизм к своей стране. По отношению к чеченцам ярко выделена агрессивность. Такой этнической группе как армяне респонденты приписывают следующие качества: доброжелательность, открытость в отношении с людьми, небольшой процент подростков отметили отрицательное качество — хамство по отношению к женщинам. По мнению респондентов, русским присущи наряду с такими качествами, как доброжелательность, патриотизм, нейтральный характер в отношении с людьми, так и неприкрытая агрессия.
Подводя итог, следует отметить, что многие учащиеся отвечали субъективно, а именно если они близко не знакомы с представителями определенной этнической группы, то сразу говорили только о негативных качествах представителей этноса. Это свидетельствует о малой информированности подростков в отношении других этнических групп, и поэтому гетеростереотипы представлены негативно. Автостереотипы у респондентов сформированы довольно четко и имеют положительную характеристику.
Литература:
1. Крысько В. Г. Этническая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
2. Садохин А. П. Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа «Академия», 2000. — 303 с.
3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.