В статье изложены механизмы кредитования и финансовой поддержки фермерских хозяйств в Республике Узбекистан. А также, формированы научные предложения и практические рекомендации по улучшению финансового состояния фермерских хозяйств.
The periodical states the mechanisms of crediting and the financial support for farming households in the Republic of Uzbekistan. Additionally, forming scientific proposals and practical recommendations for improving financial states of farming households are shown.
На сегодняшний день в Республике Узбекистан фермерское хозяйство по праву является ведущим звеном и основной формой организации сельскохозяйственного производства. Фермерское движение объединяет свыше 66 тысяч фермерских хозяйств, на чью долю приходится более 85 процентов всех пахотных земель, где производится основная часть сельскохозяйственной продукции.
Аграрный сектор тесно связан природными условиями. Прошедший год не был каким-то исключением в перечне последних лет: природные катаклизмы, обильные осадки в период подготовки к новому сезону, приход поздней весны с избыточной влажностью, высокие летние температуры вызвали серьезные проблемы и трудности для проведения сельскохозяйственных работ.
Несмотря на влияние вышеуказанных факторов, в 2012 году в Узбекистане получены высокие урожаи практически всех основных сельскохозяйственных культур — зерна, хлопка, овощей, бахчевых и винограда. Производителями аграрного сектора страны был получен богатый урожай — собрано более чем 3 миллиона 460 тысяч тонн хлопка-сырца, 7 миллионов 500 тысяч тонн зерновых культур, более 2 миллионов тонн картофеля и свыше 9 миллионов тонн овощебахчевых культур [2].
Все это результат огромного самоотверженного труда, профессионального опыта и преданности своему делу специалистов сельского хозяйства. С каждым годом в сознании фермера все более укрепляется чувство реального собственника по отношению к своей земле, растет заинтересованность в конечных результатах своего труда. Самое главное — кардинально меняются мышление и мировоззрение фермеров укрепляется чувство ответственности за эффективное и рациональное использование наших бесценных богатств — земли, водных ресурсов.
В Узбекистане фермерские хозяйства ведут свою деятельность с начала 90-х годов XX века. В первые годы они были организованы в составе коллективных хозяйств, их производственно-экономическая самостоятельность носила ограниченный характер. В 1998 году с принятием «Земельного кодекса» Республики Узбекистан, законов «О ширкатном хозяйстве», «О фермерском хозяйстве» и «О дехканском хозяйстве», экономическая самостоятельность фермерских хозяйств получила достаточную юридико-правовую базу. В последующие годы фермерские хозяйства развивались весьма успешно и доказали свою жизне- и конкурентоспособность.
Следует отметить, что основная часть фермерских хозяйств подходит под определение малого бизнеса. Фермерские хозяйства, имеющие орошаемую земельную площадь более 100 гектаров, встречаются крайне редко. Соответственно, материально-технические и финансовые ресурсы, также ограничены. До 2006 года фермерские хозяйства большей части были организованы в хлопководстве и зерноводстве, то есть в отраслях, работающих на государственный заказ. В 2006 году появились 74 тыс. новых фермерских хозяйств [1]. Садоводство и виноградарство фактические полностью сосредоточились в фермерских хозяйствах. Однако, фермерские хозяйства данного направления по своим размерам являются мелкими (1,0–2,5 гектара), что резко ограничивает их производственные и экономические возможности.
В растениеводстве, которое в Узбекистане главным образом специализируется на выращивании хлопчатника и зерновых культур, большинство фермерских хозяйств располагают 30–50 гектарами орошаемой пашни. Значительная часть фермерских хозяйств, в особенности небольшие хозяйства, не имеют собственной техники, что отрицательно влияет на своевременное проведение агротехнических мероприятий. Помочь им призваны машино-тракторные предприятия, организованные на долевой основе самими же фермерскими хозяйствами. Однако, в этих предприятиях современная высокопроизводительная техника имеется пока недостаточном количестве, эксплуатация устаревшей техники обходится недешево. Соответственно, услуги машина-тракторных парков является дорогими и часто предоставляются с опозданием.
Укрепление материально-технической базы фермерских хозяйств является для регионов Узбекистана весьма серьезной проблемой, которую они собственными силами не могут решить кардинальным образом. Поэтому правительство предпринимает усилия по расширению поставок сельхозтехники путем лизинга. В стране функционирует государственная лизинговая компания по поставкам сельхозтехники, которая имеет свои филиалы в каждом из регионов. Поставками сельхозтехники занимаются и другие лизинговые компании, однако их услуги достаточно дорогие. Поэтому лишь небольшое количество фермеров ими пользуются.
Главные направления финансовой поддержки фермерских хозяйств — налоговые льготы и целевые кредиты. Налоговые законодательство Узбекистана освобождает фермерские хозяйства от налогов на два года с момента их организации. Кроме того, по сельскохозяйственной деятельности фермерские хозяйства уплачивает только единый земельный налог, вместо всех других налогов. Ставки единого земельного налога устанавливается дифференцированно, зависимости от качества или экономического плодородия земли. Ставки единого земельного налога на порядок меньше, чем ставки земельного налога для несельскохозяйственных земле Пользователей.
Для обеспечения нормального функционирования фермерских хозяйств в хлопководстве и зерноводстве очень важное значение имеют целевое льготное кредитование. По законодательным нормам фермеры этих направлений имеют право на получение банковского кредита по льготным процентным ставкам для покрытия текущих издержек производства. Сумма кредита составляет до 50 процентов стоимости продукции, реализуемой по государственному заказу. Кредит предоставляется по этапно, по мере проведения очередных агротехнических мероприятий, что дает существенную экономию при начислении и уплаты процентов по ним.
Литература:
- http://www.stat.uz
- Каримов И.А. “Наша главная цель – решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны” на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. http://www.press-service.uz/ru/news/show/