Как известно социально-экономическое развитие любого государства происходит посредством экономического прогнозирования и планирования.
Основная сумма государственных и муниципальных денежных средств расходуется путем финансирования. Бюджетное финансирование — это урегулированное правовыми нормами предоставление государственных или муниципальных денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных законом (решением) о соответствующем бюджете. Выделение бюджетных средств характеризуется специфическими формами их предоставления и основано на следующих принципах:
1. плановости, что означает предварительную разбивку годовых назначений на периоды в соответствии с государственными или муниципальными планами и программами;
2. целенаправленности, что означает выделение бюджетных средств строго по целевому назначению на основе закона (решения) о соответствующем бюджете;
3. финансирования по мере выполнения работ и услуг, т. е. выделение бюджетных средств поквартально или ежемесячно с учетом использования ранее отпущенных средств и в соответствии с фактическим выполнением заданий, их количественными и качественными характеристиками;
4. соблюдения финансовой дисциплины;
5. безвозвратности и безвозмездности выделения основной части бюджетных средств.
Принцип плановости бюджета рассматривается с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в неразрывной связи с планами развития народного хозяйства, социальной сферы, образования, науки, культуры и других сфер деятельности государства [6].
Главным результатом эффективности государственных закупок является разумное и целенаправленное расходование средств федерального бюджета и внебюджетных фондов при исполнении государственного заказа [7]. Планирование в данной области играет одну из главных ролей.
Планирование является одним из основных и неотъемлемых элементов в любой хозяйственной и экономической деятельности. Начиная с повседневной жизни граждан, и заканчивая какой-либо деятельностью государства экономического характера, планирование направлено на эффективное удовлетворение основных нужд.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2], который вступает в силу с 1 января 2014 г. впервые за всю историю существования государственных и муниципальных нужд в официальном порядке закрепил институт планирования.
Вышеуказанный институт ныне действующим Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1], который утратит свою силу с 1 января 2014 г. в части нормативно-правового регулирования закреплял частично и уделял этому обстоятельству малое внимание. Но на практике закупок для государственных и муниципальных нужд планирование широко применялось и являлось одним из необходимых элементов.
В настоящий момент планирование государственных заказов является новеллой потому что, Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определял установление обязанности заказчиков, уполномоченных органов размещать на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме, установленным нормативным правовым актом, принимаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ [4].
Однако отсутствие более широкого нормативно-правового регулирования института планирования закупок, можно сказать, являлось одной из причин совершения правонарушений в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. На это проблему особое внимание обращали некоторые специалисты [5,3]. Тем самым, есть надежды, что нормы нового Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», будут оказывать эффективное воздействие на недопустимость совершения противоправных посягательств в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Нормативно-правовому регулированию в области планирования государственных закупок согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» посвящена глава II, которая состоит из 8 статей.
В соответствии с ч. 1 ст. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:
1) планов закупок;
2) планов-графиков.
Планы закупок регулируются ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно ч. 1 ст. 17 вышеуказанного закона такие планы формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 данного Закона, а также с учетом установленных ст. 19 данного Закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планы-графики, если содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. В части 2 указанной статьи установлено, что планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Особое внимание следует обратить внимание при планировании государственных закупок на такой момент как обоснование.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок.
При формировании плана-графика обоснованию подлежат:
1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Далее целесообразным и необходимым представляется рассмотреть методы установления цен:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 6 ст. 22 Закона);
- нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (ч. 7 ст. 22 Закона);
- тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги (ч. 8 ст. 22 Закона);
- проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
а) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;
б) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (ч. 9 ст. 22 Закона).
Таким образом, планирование закупок для государственных и муниципальных нужд необходимо на решение следующих важных задач стратегического характера:
- разумное и целенаправленное расходование средств федерального бюджета и внебюджетных фондов и контроль за расходованием;
- экономия средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- недопустимость перерасхода средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- определение приблизительно точного количества товаров и объема услуг для государственных и муниципальных нужд.
Литература:
1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ в ред. от 02.07.2013 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 2005, № 30, часть 1, Ст. 3105. Документ утрачивает силу с 1 января 2014 г.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ в ред. от 02.07.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 2013, № 14, Ст. 1652. Документ вступает в силу с 1 января 2014 г.
3. Белова С. В., Руденко А. В. Надзор за исполнением законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов // Законность. 2012. № 9.
4. Борисов А. Н., Трефилова Т. Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). М.: «Деловой двор», 2013 // СПС Консультант Плюс.
5. Калмыков Ю. П. Генезис нормативно-правового регулирования государственной закупочной деятельности // Современный юрист. 2013. № 2 (Февраль-Март).
6. Финансовое право России: Учебное пособие / Под ред. Ю. А. Крохина, М., 2008.
7. Ценообразование в сфере государственных закупок: Учебное пособие / Под ред. В. В. Наумова. М., 2010.