О культе бога войны и его роли в жизни скифов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 17.12.2013

Статья просмотрена: 2639 раз

Библиографическое описание:

Булатова, А. Ф. О культе бога войны и его роли в жизни скифов / А. Ф. Булатова, Р. Р. Фаткулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8648/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья посвящена исследованию вопроса о культе меча у скифов, о роли культа в общественной и военной жизни кочевников.

Ключевые слова:скифы, меч, жертвоприношения, культ, Арей, Геродот.

В жизни скифов важное место занимал культ бога войны, которому они поклонялись в образе меча. Свидетельства о значимости такого культа мы находим из античных источников и археологических материалов. Древнегреческий историк Геродот не приводит скифского имени божества, лишь отождествляя его с греческим Аресом (IV, 59) [1]. Несколько позднее, при перечислении скифских богов, его стали называть Ареем. Геродот, упоминая скифских богов в «Истории», называет бога войны седьмым, последним в пантеоне, однако специально останавливаясь на нем, чего не делает в отношении других богов.

О поклонении скифов мечу упоминает также Лукиан Самосский в сочинении «Токсарид, или Дружба». Скиф, рассказывая историю греку, клянется: «… Клянусь Ветром и Мечом, я ничего тебе не поведаю, Мнесипп, ложного о скифской дружбе. <…>Мы же, всякий раз как клянемся Ветром и Мечом, призываем Ветер как виновника жизни, а Меч — поскольку он приносит смерть» [2, с. 219].

Говоря о культе бога войны, можно сказать, что его культ прослеживался лишь на уровне ритуала, что это лишь фетишистский культ и здесь мы можем провести параллель с военным культом древних германцев [3, с. 148].

Из всех скифских богов лишь Арею воздвигали святилища. К сожалению, обнаружить эти святилища сейчас невозможно, так как они не оставили следов, однако, можно проследить подтверждение этого культа благодаря археологическим раскопкам: это находки оружия в погребении, либо воткнутые в землю, либо поставленные острием вниз. В урочище Носаки близ села Васильевна Запорожской области Украины Ю. В. Болтриком был раскопан курган, высотой почти 3 м, в котором захоронений не было найдено, но из насыпи торчал железный меч [4]. Геродот, описывая скифские святилища, пишет: «У всех у них по округам их областей устраиваются святилища Ареса вот каким способом: нагромождают связки хвороста, приблизительно три стадия в длину и в ширину, в высоту же меньше. Наверху сделана небольшая четырехугольная площадка, три ее стороны обрывистые, с одной же стороны она имеет доступ» (§62). Так как из-за снега и дождя куча хвороста оседала, каждый год привозили сто пятьдесят повозок. По данным Геродота мы видим, что святилища были внушительных размеров, приблизительно 500×500 м.

Изображением Арея служил древний акинак, который водружали посреди четырехугольной площадки поверх хвороста. В древности многие народы поклонялись мечу (в том числе савроматы, аланы, древние германцы и др.). К примеру, можно провести параллель с религиозными воззрениями монгол в древности, когда они совершали жертвоприношения своему богу войны на холме: труп убитого врага натыкали на копье, которое символизировало божество [5, с. 83].

Жертвоприношения богу войны у скифов отличались особой жестокостью. Только Арею приносились человеческие жертвоприношения. Из античных авторов об этих жертвоприношениях писал не только Геродот, но и римский географ Помпоний Мела [6, с. 260]. Геродот сообщает: «Сколько бы они ни захватили в плен врагов, одного мужа из каждой сотни они приносят в жертву, но не как скот, а иначе. Полив головы пленных вином, они закалывают людей над сосудом и затем, подняв его вверх на кучу хвороста, выливают кровь на акинак. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища делают следующее. Отрубая у всех убитых людей правое плечо вместе с рукой, бросают их в воздух, и затем, совершив остальные жертвоприношения, они удаляются. Рука лежит в том месте, куда упадет, а труп отдельно» (§62).

Исследуя культ меча, необходимо перечислить некоторые обряды, связанные с культом. Наиболее интересен, так называемый, обряд побратимства. Об этом обряде в раннескифскую эпоху рассказывает Геродот: «Клятвенный договор <…> совершают следующим образом: они наливают в большой глиняный килик вино, смешивают его с кровью тех, кто произносит взаимные клятвы, и, уколов шилом или сделав небольшой надрез на теле ножом, затем погружают в килик акинак, стрелы, двойную секиру и дротик. Сделав это, они долго молятся и затем выпивают вино и сами те, кто приносят клятвы, и самые достойные из сопровождающих» (§70). Этот обряд подтверждается золотой рельефной пластинкой из кургана Куль-Оба, на которой изображены два скифа, пьющие из одного ритона, а также золотые нашивные бляшки с такой же сценой (Рис. 1).

Описание: C:\Учеба\курсовая 2 курс скифы\бляшка куль-оба.jpg

Рис. 1. Золотая нашивная бляшка из кургана Куль-Оба

В позднее время обряд побратимства претерпевает некоторые изменения. Лукиан Самосский в своем сочинении «Токсарид, или Дружба» пишет, что при обряде смешивали кровь из пальцев в чаше и затем слизывали ее с концов мечей, смоченных в чаше. И теперь уже побратимами могли стать не более трех человек. Человек с более многочисленным кругом близких друзей осуждался как блудник [2, с. 219]. Как мы видим, при совершении ритуала присутствие оружия, в частности, меча было обязательным. Использование меча при совершении других ритуалов, связанных с теми или иными божествами скифского пантеона, мы не прослеживаем ни в одном источнике.

Немаловажное место имели и ритуалы, подтверждавшие ратную силу скифов-воинов и устанавливавшие иерархию внутри касты. Посвящением в ряды воинов считалось убийство первого врага. Впервые убив в бою врага, скиф вкушал его кровь и приносил царю его голову в доказательство своей удачи и претензий на часть добычи. Воины, не убившие в бою ни одного врага, не допускались к ритуальной трапезе на пирах, устраивавшихся каждый год. В начале пира вином наполнялся большой котел, из которого могли пить все воины, убившие хотя бы одного врага. Высмеянные и униженные воины, не убившие ни одного врага присутствовали на пиру, но сидели отдельно [7, с. 144]. Статус воина определялся числом убитых врагов. Останки убитых являлись доказательством побед. Головы убитых скальпировали, вычищали бычьим ребром, после чего носили, продевая в уздечку. Сшивали из скальпов и плащи-накидки. От Геродота мы узнаем, что из черепов самых ненавистных врагов скифы делали чаши: отпиливают часть черепа ниже бровей и обтягивают сырой бычьей кожей. Богатые же скифы обтягивают череп кожей и отделывают изнутри золотом (§65). Обычай делать чаши из черепов существовал у печенегов. Кочевники верили, что таким образом переходят к ним сила и мужество поверженного врага [8].

В исследованиях культа Арея наиболее сложным является вопрос о его происхождении. По данным сравнительной мифологии уже на индоиранской стадии происходит выделение специальных божеств войны [9, с. 49]. В своей основе скифский бог мог восходить к этим божествам. Однако, почитание меча, как основного проявления этого культа не засвидетельствован ни в индоиранском, ни в общеиранском эпосе. Вероятней всего миф о мече как о боге был распространен в эгейском мире, затем заимствован хеттами, а через Кавказ или Балканский полуостров проник в Причерноморские степи [9, с. 49].

Анализируя данные Геродота и других античных авторов, можно увидеть, что в скифском пантеоне военные функции имели и другие божества — Гойтосир, отождествлявшийся с греческим Аполлоном и Геракл — Таргитай. Гойтосир по иерархии стоит выше Арея, следует за тройкой верховных божеств. Гойтосир — охранитель скота, волшебник и лучник. Геракл-Таргитай являлся богом-воином, предком и покровителем земных царей, победитель чудовищ. Если же отождествлять Гойтосира и Таргитая с Ареем, скифский пантеон будет состоять из пяти богов, что является нехарактерным для иранских пантеонов, состоящих из семи богов. Функция Гойтосира как лучника объясняется его покровительством над охотниками. Более того — он в большей степени имеет отношение к солнцу, нежели к грозе и ветрам, столь характерных для бога войны. Таргитай, являющийся не только богом-воином, но и предком скифов, был человеком (§5). И именно по этой причине нет смысла отождествлять его с Ареем.

Таким образом, культ бога войны Арея хотя и был чисто фетишистским, занимал важное место в жизни скифов и был отличным от других богов скифского пантеона. Во-первых, это обряды, связанные с культом — только богу войны приносили в жертву людей, только при совершении воинских ритуалов использовался меч. Во-вторых, только Арею скифы воздвигали святилища. В-третьих — его особость проявляется в самой сути культа — поклонения мечу как покровителю воинов, а война для скифов-завоевателей была частью жизни.

Литература:

1.     Геродот. История// Скифы. Хрестоматия. — М., 1992. Далее ссылки на кн. IV «Истории» Геродота даются в тексте только с указанием на параграфы.

2.     Лукиан Самосский. Токсарид, или Дружба//Скифы. Хрестоматия. — М., 1992.

3.     Тодд М. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. — М., 2005.

4.     Фигурный Ю. Исторические истоки российского рыцарства. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.coldg.ru/history/kozak.htm(дата обращения: 12.10.2013).

5.     Агбунов М. В. Путешествие в загадочную Скифию. — М., 1989.

6.     Помпоний Мела. Землеописание//Скифы. Хрестоматия. — М., 1992.

7.     Алексеев С. В., Инков А. А. Скифы: исчезнувшие владыки степей. — М., 2010.

8.     Плетнева С. А. Половцы. [Электронный ресурс]. URL.: http://lib.rus.ec/b/189974/read(дата обращения: 13.10.2013).

9.     Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. — Киев, 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): бог войны, скифский пантеон, бог, культ, культ бога войны, меч, скиф, жизнь скифов, культ меча, обряд побратимства.


Ключевые слова

жертвоприношения, скифы, меч, культ, Арей, Геродот., Геродот

Похожие статьи

Орел против Чудовища: к изучению основного мифа меотов

В статье автор рассматривает сцену, представленную на пластине из меотского (синдского) захоронения V в. до н. э. Удалось доказать, что здесь изображен сюжет основного мифа индоевропейцев: бог-громовержец победил хтонического бога в их противостоянии...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера. Психологические эссе-размышление о взаимоотношениях людей и богов через призму отображения их в эпических произведениях Гомера

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах

В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Прошлое и культ императора в религиозно-мифологической традиции японцев

Статья посвящена изучению одного из важнейших элементов традиционной религиозно-мифологической системы японцев — культу императора. Благодаря анализу его сакрально-мифологического содержания представляется возможным более глубоко осмыслить традиционн...

Антропоморфизм в религиозно-мифологических представлениях древних японцев

В статье рассматриваются аспекты антропоморфизма в религиозно-мифологических верованиях и представлениях японского этноса. Отражены жизненно важные реалии, которые традиционно одушевлялись и персонифицировались древними японцами. Предпринята попытка ...

Мировое дерево как архаический мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается архаический мотив мирового дерева в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэтическом конт...

Похожие статьи

Орел против Чудовища: к изучению основного мифа меотов

В статье автор рассматривает сцену, представленную на пластине из меотского (синдского) захоронения V в. до н. э. Удалось доказать, что здесь изображен сюжет основного мифа индоевропейцев: бог-громовержец победил хтонического бога в их противостоянии...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера. Психологические эссе-размышление о взаимоотношениях людей и богов через призму отображения их в эпических произведениях Гомера

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас»

В статье рассматривается поэтика архаических мотивов мифических дивов в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования — показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэ...

Оживление богатыря как архаический сюжетный мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается как архаический сюжетный мотив оживление богатыря в кыргызском эпосе на примере эпоса “Манас” и “Эр Төштүк” в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования — выделить архаческий сюжетн...

Отражение быта и обрядов в Хорезмских дастанах

В статье идёт речь об этнографических деталях и разнообразных обрядах в структурах хорезмских дастанов. Освещаются древние истоки свадебных обрядов.

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе

В статье рассматривается чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический сюжетный мотив в киргизском эпосе на примере эпоса «Манас» и в сравнительном аспекте с эпосами тюркоязычного и мирового фольклора. Цель исследования – выделить архачески...

Прошлое и культ императора в религиозно-мифологической традиции японцев

Статья посвящена изучению одного из важнейших элементов традиционной религиозно-мифологической системы японцев — культу императора. Благодаря анализу его сакрально-мифологического содержания представляется возможным более глубоко осмыслить традиционн...

Антропоморфизм в религиозно-мифологических представлениях древних японцев

В статье рассматриваются аспекты антропоморфизма в религиозно-мифологических верованиях и представлениях японского этноса. Отражены жизненно важные реалии, которые традиционно одушевлялись и персонифицировались древними японцами. Предпринята попытка ...

Мировое дерево как архаический мотив в кыргызском эпосе

В статье рассматривается архаический мотив мирового дерева в кыргызском эпосе в сравнительном плане с материалами мирового фольклора. Цель исследования показать художественное изображение архаических мотивов в кыргызском эпосе в мифопоэтическом конт...

Задать вопрос