Статья посвящена исследованию вопроса о культе меча у скифов, о роли культа в общественной и военной жизни кочевников.
Ключевые слова:скифы, меч, жертвоприношения, культ, Арей, Геродот.
В жизни скифов важное место занимал культ бога войны, которому они поклонялись в образе меча. Свидетельства о значимости такого культа мы находим из античных источников и археологических материалов. Древнегреческий историк Геродот не приводит скифского имени божества, лишь отождествляя его с греческим Аресом (IV, 59) [1]. Несколько позднее, при перечислении скифских богов, его стали называть Ареем. Геродот, упоминая скифских богов в «Истории», называет бога войны седьмым, последним в пантеоне, однако специально останавливаясь на нем, чего не делает в отношении других богов.
О поклонении скифов мечу упоминает также Лукиан Самосский в сочинении «Токсарид, или Дружба». Скиф, рассказывая историю греку, клянется: «… Клянусь Ветром и Мечом, я ничего тебе не поведаю, Мнесипп, ложного о скифской дружбе. <…>Мы же, всякий раз как клянемся Ветром и Мечом, призываем Ветер как виновника жизни, а Меч — поскольку он приносит смерть» [2, с. 219].
Говоря о культе бога войны, можно сказать, что его культ прослеживался лишь на уровне ритуала, что это лишь фетишистский культ и здесь мы можем провести параллель с военным культом древних германцев [3, с. 148].
Из всех скифских богов лишь Арею воздвигали святилища. К сожалению, обнаружить эти святилища сейчас невозможно, так как они не оставили следов, однако, можно проследить подтверждение этого культа благодаря археологическим раскопкам: это находки оружия в погребении, либо воткнутые в землю, либо поставленные острием вниз. В урочище Носаки близ села Васильевна Запорожской области Украины Ю. В. Болтриком был раскопан курган, высотой почти 3 м, в котором захоронений не было найдено, но из насыпи торчал железный меч [4]. Геродот, описывая скифские святилища, пишет: «У всех у них по округам их областей устраиваются святилища Ареса вот каким способом: нагромождают связки хвороста, приблизительно три стадия в длину и в ширину, в высоту же меньше. Наверху сделана небольшая четырехугольная площадка, три ее стороны обрывистые, с одной же стороны она имеет доступ» (§62). Так как из-за снега и дождя куча хвороста оседала, каждый год привозили сто пятьдесят повозок. По данным Геродота мы видим, что святилища были внушительных размеров, приблизительно 500×500 м.
Изображением Арея служил древний акинак, который водружали посреди четырехугольной площадки поверх хвороста. В древности многие народы поклонялись мечу (в том числе савроматы, аланы, древние германцы и др.). К примеру, можно провести параллель с религиозными воззрениями монгол в древности, когда они совершали жертвоприношения своему богу войны на холме: труп убитого врага натыкали на копье, которое символизировало божество [5, с. 83].
Жертвоприношения богу войны у скифов отличались особой жестокостью. Только Арею приносились человеческие жертвоприношения. Из античных авторов об этих жертвоприношениях писал не только Геродот, но и римский географ Помпоний Мела [6, с. 260]. Геродот сообщает: «Сколько бы они ни захватили в плен врагов, одного мужа из каждой сотни они приносят в жертву, но не как скот, а иначе. Полив головы пленных вином, они закалывают людей над сосудом и затем, подняв его вверх на кучу хвороста, выливают кровь на акинак. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища делают следующее. Отрубая у всех убитых людей правое плечо вместе с рукой, бросают их в воздух, и затем, совершив остальные жертвоприношения, они удаляются. Рука лежит в том месте, куда упадет, а труп отдельно» (§62).
Исследуя культ меча, необходимо перечислить некоторые обряды, связанные с культом. Наиболее интересен, так называемый, обряд побратимства. Об этом обряде в раннескифскую эпоху рассказывает Геродот: «Клятвенный договор <…> совершают следующим образом: они наливают в большой глиняный килик вино, смешивают его с кровью тех, кто произносит взаимные клятвы, и, уколов шилом или сделав небольшой надрез на теле ножом, затем погружают в килик акинак, стрелы, двойную секиру и дротик. Сделав это, они долго молятся и затем выпивают вино и сами те, кто приносят клятвы, и самые достойные из сопровождающих» (§70). Этот обряд подтверждается золотой рельефной пластинкой из кургана Куль-Оба, на которой изображены два скифа, пьющие из одного ритона, а также золотые нашивные бляшки с такой же сценой (Рис. 1).
Рис. 1. Золотая нашивная бляшка из кургана Куль-Оба
В позднее время обряд побратимства претерпевает некоторые изменения. Лукиан Самосский в своем сочинении «Токсарид, или Дружба» пишет, что при обряде смешивали кровь из пальцев в чаше и затем слизывали ее с концов мечей, смоченных в чаше. И теперь уже побратимами могли стать не более трех человек. Человек с более многочисленным кругом близких друзей осуждался как блудник [2, с. 219]. Как мы видим, при совершении ритуала присутствие оружия, в частности, меча было обязательным. Использование меча при совершении других ритуалов, связанных с теми или иными божествами скифского пантеона, мы не прослеживаем ни в одном источнике.
Немаловажное место имели и ритуалы, подтверждавшие ратную силу скифов-воинов и устанавливавшие иерархию внутри касты. Посвящением в ряды воинов считалось убийство первого врага. Впервые убив в бою врага, скиф вкушал его кровь и приносил царю его голову в доказательство своей удачи и претензий на часть добычи. Воины, не убившие в бою ни одного врага, не допускались к ритуальной трапезе на пирах, устраивавшихся каждый год. В начале пира вином наполнялся большой котел, из которого могли пить все воины, убившие хотя бы одного врага. Высмеянные и униженные воины, не убившие ни одного врага присутствовали на пиру, но сидели отдельно [7, с. 144]. Статус воина определялся числом убитых врагов. Останки убитых являлись доказательством побед. Головы убитых скальпировали, вычищали бычьим ребром, после чего носили, продевая в уздечку. Сшивали из скальпов и плащи-накидки. От Геродота мы узнаем, что из черепов самых ненавистных врагов скифы делали чаши: отпиливают часть черепа ниже бровей и обтягивают сырой бычьей кожей. Богатые же скифы обтягивают череп кожей и отделывают изнутри золотом (§65). Обычай делать чаши из черепов существовал у печенегов. Кочевники верили, что таким образом переходят к ним сила и мужество поверженного врага [8].
В исследованиях культа Арея наиболее сложным является вопрос о его происхождении. По данным сравнительной мифологии уже на индоиранской стадии происходит выделение специальных божеств войны [9, с. 49]. В своей основе скифский бог мог восходить к этим божествам. Однако, почитание меча, как основного проявления этого культа не засвидетельствован ни в индоиранском, ни в общеиранском эпосе. Вероятней всего миф о мече как о боге был распространен в эгейском мире, затем заимствован хеттами, а через Кавказ или Балканский полуостров проник в Причерноморские степи [9, с. 49].
Анализируя данные Геродота и других античных авторов, можно увидеть, что в скифском пантеоне военные функции имели и другие божества — Гойтосир, отождествлявшийся с греческим Аполлоном и Геракл — Таргитай. Гойтосир по иерархии стоит выше Арея, следует за тройкой верховных божеств. Гойтосир — охранитель скота, волшебник и лучник. Геракл-Таргитай являлся богом-воином, предком и покровителем земных царей, победитель чудовищ. Если же отождествлять Гойтосира и Таргитая с Ареем, скифский пантеон будет состоять из пяти богов, что является нехарактерным для иранских пантеонов, состоящих из семи богов. Функция Гойтосира как лучника объясняется его покровительством над охотниками. Более того — он в большей степени имеет отношение к солнцу, нежели к грозе и ветрам, столь характерных для бога войны. Таргитай, являющийся не только богом-воином, но и предком скифов, был человеком (§5). И именно по этой причине нет смысла отождествлять его с Ареем.
Таким образом, культ бога войны Арея хотя и был чисто фетишистским, занимал важное место в жизни скифов и был отличным от других богов скифского пантеона. Во-первых, это обряды, связанные с культом — только богу войны приносили в жертву людей, только при совершении воинских ритуалов использовался меч. Во-вторых, только Арею скифы воздвигали святилища. В-третьих — его особость проявляется в самой сути культа — поклонения мечу как покровителю воинов, а война для скифов-завоевателей была частью жизни.
Литература:
1. Геродот. История// Скифы. Хрестоматия. — М., 1992. Далее ссылки на кн. IV «Истории» Геродота даются в тексте только с указанием на параграфы.
2. Лукиан Самосский. Токсарид, или Дружба//Скифы. Хрестоматия. — М., 1992.
3. Тодд М. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. — М., 2005.
4. Фигурный Ю. Исторические истоки российского рыцарства. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.coldg.ru/history/kozak.htm(дата обращения: 12.10.2013).
5. Агбунов М. В. Путешествие в загадочную Скифию. — М., 1989.
6. Помпоний Мела. Землеописание//Скифы. Хрестоматия. — М., 1992.
7. Алексеев С. В., Инков А. А. Скифы: исчезнувшие владыки степей. — М., 2010.
8. Плетнева С. А. Половцы. [Электронный ресурс]. URL.: http://lib.rus.ec/b/189974/read(дата обращения: 13.10.2013).
9. Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. — Киев, 1983.