Задача борьбы с коррупцией является на сегодняшний день острейшей для нашего общества. Будем называть вещи своими именами: коррупция в России приобрела не просто масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, характеризующим специфику нашей жизни. Это болезнь, разъедающая российскую общественную систему изнутри, подрывающая экономику, пагубно влияющая на имидж государства в глазах мирового сообщества. Но главное — коррупция разрушает доверие населения к власти, по сути, сводит на нет все ее решения, направленные на создание свободного, демократического общества.
Все это еще более усугубляется в условиях экономического кризиса, когда так важно обеспечить социальную стабильность в обществе. Именно поэтому борьба с коррупцией сегодня является приоритетной задачей, определенной Президентом и Правительством Российской Федерации.
Коррупционные преступления, безусловно, относятся к одной из самых общественно опасных категорий преступлений, изучение методов борьбы с ними должно стать приоритетной задачей криминалистики.
Разработка методик расследования таких преступлений вряд ли может быть начата и корректно реализована, если у исследователей нет криминалистического понятия этой сущности, а также не составлены перечень и классификация данных деяний. Но именно такова нынешняя ситуация в данной отрасли права.
Анализ международного и отечественною опыта, а также действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что понятие «коррупция» определяется по двум основным направлениям:
- установление круга субъектов коррупции;
- наличие личной заинтересованности.
Следует также отметить, что российское уголовное законодательство, термин «коррупция» не использует. Однако это не означает, что уголовное законодательство не содержит норм об ответственности за коррупцию: нормы о взяточничестве, злоупотреблении должностными полномочиями, служебном подлоге и другие выполняют именно эту функцию. Однако, представляется, что определение понятия коррупции для уголовного права является немаловажным, позволяет осуществить максимальную криминализацию коррупционных деяний и устранить возможные пробелы в Уголовном кодексе РФ [1].
Несмотря на то, что законодатель ввел легальное определение коррупции, научная дискуссия о сущности и формах коррупции не утихла до настоящего времени. Так, анализ современных научных определений понятия коррупции показывает, что одна часть специалистов исходит из того, что коррупция — это социально-правовое явление, охватывающее как аморальные, так и противоправные проступки (в том числе преступления). Другая часть основывается на том, что коррупция -это всегда общественно опасное явление, состоящее лишь из преступлений (все остальное может рассматриваться в качестве явлений, сопутствующих коррупции или обусловливающих ее). Третья — ограничивает коррупцию подкупом (иные общественно вредные или общественно опасные деяния следует рассматривать, по мнению сторонников данной идеи, лишь как правонарушения, связанные с коррупционными). Четвертая полагает, что коррупция не ограничивается лишь подкупом и включает должностные хищения [2].
Интересна классификация, данная в принятом Генеральной прокуратурой РФ и Министерством внутренних дел РФ совместном Указание Генпрокуратуры России N 52–11, МВД России N 2 от 15.02.2012 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [3]. Данным Указанием введен Перечень № 23 «Преступления коррупционной направленности». Согласно этому перечню выделяются четыре обязательных критерия для всех преступлений данной категории:
- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
- обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
- совершение преступления только с прямым умыслом.
Указание предусматривает исключение из этих критериев. Таковым являются преступления, хотя и не отвечающие указанным четырем требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
Коррупция в криминалистическом аспекте представляет собой совокупность преступлений, содержащих признаки коррупции в действиях преступников.
К коррупционным преступлениям Б. В. Волженкин относит мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 159 и 160 УК), злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 290 УК), служебный подлог (ст. 292 УК), воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК), ограничение конкуренции (ст. 178), а также преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в спорте и шоу-бизнесе (ст. 201, 204 и 184 УК) [4].
К коррупционной преступности ученые относят только часть такого явления как коррупция. Речь идет о преступных проявлениях коррупции. В качестве существенных признаков коррупционной преступности выделяются: продажность государственных и иных чиновников (служащих); использование ими с корыстной целью своих служебных полномочий, возможностей, связанных с авторитетом, служебным статусом (положением) в интересах определенных лиц или структур (легитимных, неформальных, криминальных).
Принимая во внимание, что посягательства коррупционного характера представляют по существу, как и любое преступление, реальную систему, полагаем возможным дать определение криминалистического понятия посягательства коррупционного характера.
Данные исследования судебно-следственной практики и других источников информации позволяют определить криминалистическое понятие посягательства коррупционного характера как детерминированную объективными и субъективными факторами сложную, устойчивую, динамичную систему, обусловленную подкупом должностных лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, и вопреки интересам которой умышленно совершающих с корыстной целью общественно опасные деяния, причиняющие вред государственным интересам и наносящие ущерб обществу.
Классический механизм подкупа: государственный служащий «продает» свою услугу, основанную на использовании служебных полномочий и иных возможностей, обусловленных его служебным положением, а коррупционер «покупает» ее в личных, или узкогрупповых, или корпоративных интересах.
Как факультативные признаки механизма подкупа можно выделить:
- активный способ склонения чиновника к «сотрудничеству», даже с использованием таких методов психического воздействия, как шантаж, умышленное создание ситуаций с целью получения данных, компрометирующих должностное лицо или ставящих его в зависимое положение, и т. п.;
- инициирование самим чиновником получения от граждан взятки или иного вознаграждения в виде доли от прибыли, комиссионного вознаграждения и т. п., включая их вымогательство или требование.
Цель «покупки» услуги должностного лица в форме подкупа — обогащение путем: получения каких-либо прав, привилегий, льгот; освобождения от установленных законом обязанностей; ухода от предусмотренных законом обязательств, ответственности, от социального контроля и т. д.
Действия коррумпированных лиц в зависимости от их роли, формы участия в преступной деятельности могут быть квалифицированы как получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности, соучастие в преступном сообществе, хищении, контрабанде, легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, вымогательстве и т. д. В зависимости от структуры преступлений с признаками коррупции следует различать коррупционные преступления и преступления коррупционной направленности. Основаниями для указанной классификации служат такие признаки как: вид отношения должностного лица к конкретному преступному посягательству, т. е. его роль в подготовке, совершении и сокрытии последствий этого деяния; характер корыстной заинтересованности должностного лица.
Оба признака определенным образом характеризуют действия и помыслы должностного лица, использующего с корыстной целью свое служебное положение. На основании этих признаков, считаем возможным, классифицировать преступные посягательства коррупционного характера как коррупционные преступления и преступления коррупционной направленности.
Ключевым моментом в разработке методики расследования коррупционных преступлений выступает формирование комплексной и исчерпывающей их криминалистической характеристики. Для этого требуется четко уяснить сущность категории криминалистической характеристики преступления, что приобретает огромное значение в свете имеющихся проблем и противоречий как теоретического, так и прикладного характера.
Таким образом, понимание значения коррупции обеспечивает адекватность ее восприятия как многоаспектного, сложного явления, позволяет с высокой степенью определенности выявить ее масштабы и объемы борьбы с нею. В настоящее время борьба с коррупцией провозглашена главным приоритетом внутренней политики государства.
Литература:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 10.10.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013 // СЗ РФ 17.06.1996, N 25, ст. 2954
2. Ванцев В. А. Основные этапы развития понятия коррупции // Следователь. 2006. № 8.
3. Указание Генпрокуратуры России N 52–11, МВД России N 2 от 15.02.2012 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Волженкин Б. В. Коррупция. СПб., 1998.