Деятельностный подход в обучении русскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 04.01.2014

Статья просмотрена: 697 раз

Библиографическое описание:

Евсеенкова, Л. Ю. Деятельностный подход в обучении русскому языку / Л. Ю. Евсеенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 676-678. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8666/ (дата обращения: 15.11.2024).

Состояние реальной педагогической практики сегодня характеризуется активным развитием инновационных процессов, которые заключаются в обновлении содержания и достижении нового качества его результатов. Главный фактор, влияющий на развитие образования сегодня,- это поворот к личности обучаемых (развитие личности- смысл и цель современного образования).

Изменение парадигмы образования обусловило необходимость введения перспективных технологий, развивающих интеллектуальные творческие способности.

Одним из альтернативных и эффективных способов обучения является деятельностный подход. Он представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса.

Деятельностный подход в обучении — это формирование творческого мышления учащихся. При развивающем обучении ученик становится субъектом собственной учебной деятельности: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т. д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого мышления. На своих уроках я использую основные единицы деятельности: потребности и мотивы, задачи и действия, средства и операции. Для решения учебной задачи «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на _-ия, -ие, -ий» (урок русского я зыка, 5 класс) мною использованы следующие учебные действия: постановка учебной задачи, преобразование ситуации, моделирование способа действия, конкретизация общего способа действий, закрепление изученного материала, рефлексия.

Постановка учебной задачи.

Задание.

Каждая группа получила карточку с алгоритмом определения безударного окончания существительных, в котором нарушена последовательность действий при определении буквы в данной орфограмме. Вам необходимо восстановить последовательность действий при определении безударного окончания существительного и обосновать ваш выбор.

На доске.

-          Поставить существительное в начальную форму.

-          Определить падеж

-          Найти существительное

-          Определить склонение

-          3 скл. — И

-          1 скл. Р.п. — И, Д.п., Пр.п. — Е

Проверка.

Каждая группа должна выбрать учащегося для проверки данного задания, но отвечать будет та группа, которая первая справится с поставленной задачей. Остальные группы будут выполнять роль экспертов, будут добавлять, исправлять, конкретизировать. (Время выполнения задания — 2 мин.)

На доске.

-          Найти имя существительное.

-          Поставить в начальную форму: ед.ч., Им.п.

-          Определить склонение.

-          3 скл. — И

-          1,2 скл. — определить падеж: Р.п. — И, Д.п., Пр.п. — Е

Задание.

Каждая группа получила карточки со словами с безударным окончанием существительных. Объясните, используя данный алгоритм, правописание безударных гласных в окончании существительных ед.ч.

Слова, правописание окончаний которых не соответствует данному алгоритму, подчеркните.

Проверка.

Каждая группа должна выбрать учащегося для проверки данного задания, но отвечать будет та группа, которая первая справится с поставленной задачей. Остальные группы будут выполнять роль экспертов, будут добавлять, исправлять, конкретизировать. (время выполнения задания — 2 мин.)

На доске.

О лекции — лекция

О юбилее — юбилей

О жизни — жизнь

О гербарии — гербарий

О Марье — Марья

На собрании — собрание

К шее — шея

По аллее — аллея

(ответы учащихся)

Учитель.

Почему вы решили, что правописание окончаний данных слов (о лекции, о гербарии, на собрании), нельзя определить, используя данную модель рассуждения? (относятся к роду, скл., падежу).

Попробуйте предложить, выдвинуть гипотезу, используя ваши рассуждения, какой же будет цель нашего урока? (учащиеся обсуждают гипотезы в группе, я записываю их на доске).

Преобразование ситуации.

Преобразование ситуации с целью обнаружения некоторого всеобщего отношения рассматриваемой системы. На этом этапе учащиеся должны не просто наблюдать отдельную ситуацию, а целенаправленно ее преобразовывать, искать, выделять определенные отношения изучаемой системы объекта. Своеобразие этого отношения состоит в том, что, с одной стороны, оно является реальным и особенным моментом преобразуемой ситуации, с другой — является основой всех частных особенностей рассматриваемой системы, т. е. всеобщим отношением. Важным компонентом данного этапа является формирование общего способа (приема умственной деятельности) применения познания. Возможен вариант моделирования отдельных моментов общего способа, в результате чего общий способ будет выявлен после рассмотрения всех отношений изучаемого объекта.

Задание.

Каждая группа получила карточку со словами. Вам необходимо проанализировать их и попробовать сформулировать правило правописания слов с данной орфограммой. Каждая группа выбирает представителя, который будет отвечать, остальные — эксперты.

(ответы групп)

Учитель.

Как вы думаете, какая из групп ответила правильно, как нам убедится в том, что результаты нашего исследования положительны, и мы верно сформулировали правило? Где можно найти подтверждение нашим умозаключениям или опровергнуть их. (учебник или другие источники информации).

Читаем правило на странице 69.

Кто же из нас был ближе всех к правильному ответу?

Моделирование способа действий.

Учебные модели составляют внутренне необходимое звено усвоения теоретических знаний и обобщенных способов действия. При этом не всякое изображение можно назвать учебной моделью, а лишь такое, которое фиксирует, с одной стороны, всеобщее отношение некоторой системы, с другой — обеспечивает дальнейшее его изучение.

Построение моделей осуществляется первоначально учителем на доске (после совместного обсуждения с учащимися), школьниками в тетрадях. По мере развития умения моделировать это действие может осуществляться детьми самостоятельно или в группах.

Задание.

Используя учебник, ваши рассуждения, составьте схему(модель) правописания безударных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий. (на листочках А3 маркерами).

(афиширование работ).

Учитель.

Схема какой группы наиболее точно отражает данное правило, почему?

Конкретизация общего способа действий.

Цель этого учебного действия состоит в выделении и построении определенных вариаций конкретно-практических задач. Ученик выявляет пути конкретизации исходной учебной ситуации и тем самым их превращения в частные задачи практической направленности. Но эти задачи могут быть решены общим способом, который был усвоен ранее.

Задание.

Используя составленную вами схему-модель, измените порядок действий в алгоритме «Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных ед.ч».. (подставить цифру, обосновать).

Закрепление изученного материала.

Задание.

Распределите данные слова в два столбика (у каждого листок со словами).

Е И

Проверка.

Первые три учащихся смогут проверить работы у последующих учеников. (критерии проверки: 1ошибка-4, 2 ошибки-3)

Т. к. у доски отвечают ученики только из двух групп, то оценивать ответы будут противоположные группы. Выберите эксперта.

Рефлексия

Рефлексия — способность анализа собственных действий как психологическое условие их изменения и построения. При наличии рефлексии можно говорить о предпосылках развития у школьников творческого мышления.

Следует отметить, что учеников необходимо выводить на уровень целостного восприятия и понимания учебного материала там, где это возможно. К сожалению, курс русского языка не всегда дает такую возможность, т. к. есть масса орфографических и пунктуационных правил, доказуемость которых на современном этапе развития языка невозможна.

Учитель.

Попробуйте оценить свои знания, полученные на данном уроке, используя оценочный лист.

Я оцениваю свои знания данной темы на — …..

Я смогу безошибочно писать слова с данной орфограммой — …..

Я смогу объяснить товарищу данную тему — ……

Я ставлю себе оценку за работу на уроке — …..

Оценки по шкале от «2» до «5».

Большое внимание в данной технологии уделяется формированию у учащихся умения высказывать и проверять свои предположения, овладевать понятиями в их взаимосвязях, умения анализировать и исследовать причинно-следственные и логические связи.

Важно приучать школьников давать обоснованные ответы не только на вопрос «почему?», но и «почему именно так, а не иначе, учить детей обмениваться мыслями о способах решения учебных задач не только с товарищами, но и в «споре с самим собой».

Литература:

1.                  Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. / Педагогика М.: 2009 — № 4.

2.                  Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3.                  Сухов В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. Уфа,2004

4.                  Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе http://festival/1september.ru//

Основные термины (генерируются автоматически): группа, общий способ, безударное окончание существительных, всеобщее отношение, задание, преобразование ситуации, учебная задача, начальная форма, общий способ действий, творческое мышление.


Задать вопрос