В статье изложены результаты исследования по теме «Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня». В ходе исследования были использованы 3 методики выявления особенностей согласования прилагательных и существительных разных авторов и различной степени сложности.
Ключевые слова: Общее недоразвитие речи, аграмматизм, согласование прилагательных и существительных.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50–60-х годах ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы. [1, 513].
У детей с общим недоразвитием речи может наблюдаться одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Ошибки в устной речи, как правило, влекут за собой ошибки при письме, то есть влияют не только на высказывания, но и на обучение в дальнейшем.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня.
Мы предположили, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня есть особенности согласования прилагательных и существительных, которые заключаются в ошибках согласования прилагательных и существительных в роде и числе; нарушениях согласования прилагательных и существительных в падеже.
Перед нами были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- подобрать, описать и апробировать методики исследования согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня;
- проанализировать полученные результаты.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод: педагогический эксперимент; методики И. А. Смирновой «Согласование прилагательных и существительных в роде и числе», Е. А. Стребелевой «Подбери слово», Г. В. Чиркиной «Употребление падежной формы и рода при согласовании прилагательных и существительных». [4, 42; 3, 131; 2, 53].
3. Интерпретационный метод: анализ полученных данных.
Мы проанализировали литературу по теме исследования и установили, что в науке накоплен богатый материал, выдвинуты положения, часто дополняющие друг друга.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Ивушка» города Абакана.
К экспериментальному исследованию были привлечены 2 группы детей по 10 человек в возрасте 6–7 лет. Экспериментальная группа (далее ЭГ) — дети с ОНР ІІІ уровня и контрольная группа (далее КГ) — дети с нормой речевого развития.
По результатам проведения методики «Согласование прилагательных и существительных в роде и числе» (И. А. Смирнова) мы получили следующие данные: у 90 % детей КГ наблюдается высокий уровень выполнения задания, тогда как из дети ЭГ высокий уровень имеют 60 %. Средний уровень имеют 10 % детей КГ и 40 % детей ЭГ. Затруднения у детей обеих групп наблюдались в использовании прилагательного среднего рода. Ошибок, связанных с согласованием прилагательных с существительными в числе у детей не было.
Исследование по методике «Подбери слово» (Е. А. Стребелева) дало следующие результаты: равное количество детей ЭГ и КГ (80 %) имеют высокий уровень, средний уровень показали 20 % детей КГ и 10 % детей ЭГ. 10 % детей ЭГ не смогли справить с заданием.
Используя методику «Употребление падежной формы и рода при согласовании прилагательных и существительных» (Г. В. Чиркина) мы получили такие данные: высокий уровень имеют 80 % детей КГ и 20 % детей ЭГ. Средний уровень имеют 20 % детей КГ и 30 % детей ЭГ. Низкий уровень был выявлен у 20 % детей ЭГ. Ошибки наблюдались в согласовании прилагательных и существительных в числе и падеже.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня есть особенности согласования прилагательных и существительных, которые заключаются в ошибках правильно согласовать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.
Таким образом, наша гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня имеются особенности согласования прилагательных и существительных, подтверждена.
Литература:
1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. — 703 с.
2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие /Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
4. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие. — СПб. — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. — 52 с.