Тот, кто мало знает, малому может и учить.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Как добиться того, чтобы полученные в школе знания помогали детям адаптироваться к постоянным переменам? Как научить их справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни?
Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения.
Физика — наука экспериментальная, и для её полноценного изучения необходимо проводить опыты. Но современная физика стала еще и наукой компьютерной.
Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и даже проводить небольшие исследования. Поэтому можно использовать ЭОР «Открытая физика», «Живая физика», «Полный интерактивный курс физики», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика» и другие.
Интернет позволяет внести в обучение специфические методы, например, метод имитационного моделирования информационных ресурсов. Этот метод дает возможность наглядно демонстрировать на уроках физики процессы, происходящие в микро- и макромире. Помогают эти методы и при проведении виртуальных лабораторных работ. Их достоинством является также возможность планирования совместной работы учащихся и учителя. Все шире используется в учебном процессе виртуальная коммуникация. Совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов выходит за традиционные рамки урока и внеклассных мероприятий.
Применение нанотехнологий позволяет дифференцировать подход в работе со слабоуспевающими, а наиболее подготовленным ученикам позволяет создать оптимальные учебно-материальные условия для их развития. Это необходимые условия развития ребенка, в том числе и здоровьесберегающие.
При использовании ИКТ на уроке задействованы все каналы восприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, а. следовательно повышается уровень усвоения учениками материалы. Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Общеизвестно, что применение любой визуальной информации на занятиях даёт положительный эффект.
Если учитель внедряет в свою практику интерактивные средства обучения, то должен быть не только уверенным пользователем ПК, но владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.
Современные кабинеты физики имеют хорошую материально-техническую базу. В кабинете установлен компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска. Всё это способствует к активному внедрению ИКТ в процесс обучения.
Урок, проводимый с использованием интерактивной доски, позволяет каждому ученику в своем индивидуальном ритме усвоения материала выполнить виртуальную лабораторную работу, провести измерения. Так школьники приобретают исследовательские навыки. Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения физике. Применение интерактивных досок в сфере физического образования открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении физики — это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, т. к. благодаря именно этой науке создаются подобные приборы.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя — обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний — результат его деятельности.
Интерактивное обучение позволяет формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности учителя.
Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения инновационных образовательных технологий, освоения на практике новых компьютерных программ.
Сравнение целей традиционного и |
интерактивного подхода к обучению |
· Цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний. · Задача обучающихся — как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. · Модель односторонней коммуникации. |
· Цель интерактивного обучения- это создание педагогом условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. · Модель многосторонней коммуникации. |
Накопленный опыт проведения уроков с использованием ИКТ позволяет сформулировать методические рекомендации по их проектированию.
На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах, предполагающих основные виды деятельности учителя:
1). Объяснение нового материала.
- Подбор текстового и графического материала по теме урока;
- Создание учебно-дидактической презентации;
- Создание наглядного раздаточного материала;
- Создание мультимедийных пособий.
2). Контроль усвоения пройденного материала.
- Разработка контрольных и самостоятельных работ.
- Разработка тестовых заданий.
- Разработка опорных конспектов.
3). Дополнительное образование.
- Организация проектной деятельности учащихся.
- Повторение материала, решение задач при подготовке к ЕГЭ.
- Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.
4). Закрепление пройденного материала.
Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.
5). Внеклассная работа по предмету.
Всё это приносит свои плоды: усвоение учебного материала происходит более уверенно, работы учеников занимают призовые места в районных конкурсах.
Используя технологии интерактивного обучения,на уроках поддерживается атмосфера оживленного общения — это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивных методов, я смогла всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получила возможность общаться с классом, не отходя от доски.
Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более активным, интересным и увлекательным. Учащимся нравится работать с электронной интерактивной доской. Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании данных технологий учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы.
Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети, а учебное время использовалось максимально продуктивно. Я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивных технологий работают все дети без исключения.
При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.
Литература:
1. Апатова НВ. Информационные технологии в школьном образовании- М. 1994.
2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: РПА, 1996.
3. Педагогика / Под ред. И. П. Подласый. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
5. Савченко Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306
6. Гомулина Н. Н. Модификация интерактивных досок и коллекции интерактивных мультимедиа-компонентов по физике для них ООО «ФИЗИКОН», чл.-корр. АИО, г. Москва.
7. citniki@yandex