В настоящее время перед российской высшей школой стоит задача повышения качества образования. Одним из направлений решений данной задачи выступает необходимость перехода на принципы, закрепленные Болонским соглашением.
Переход на стандарты нового поколения, в которых соотношение часов на аудиторную и самостоятельную работу четко регламентирован (50 % и 50 % соответственно в стандарте второго поколения и 30 % и 70 % — в стандарте третьего поколения), потребовал пересмотра и поиска новых форм контроля качества обучения.
В последнее время в вузовской практике активно используется рейтинговая система, представляющая собой объективную шкалу сопоставления качества и объема знаний студентов, по которой определяется индивидуальный рейтинг каждого из них.
Рейтинг — некая числовая величина, выраженная по многобалльной системе и интегрально характеризующая успеваемость и знания студентов, а также их участие в учебно-исследовательской работе [1].
Основной целью балльно-рейтинговой системы является определение уровня качества и успешности освоения студентом учебной дисциплины через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом. Балльно-рейтинговая система рассматривается не только как система оценки знаний студентов, но и как важнейшая часть системы контроля качества образовательной деятельности университета.
Основные задачи балльно-рейтинговой системы:
- увеличение доли самостоятельной работы студентов 70 %;
- повышение мотивации студентов к активной систематической учебной работе в течение всего семестра по усвоению фундаментальных знаний и умений по дисциплине;
- совершенствование планирования и организации учебного процесса посредством повышения роста индивидуальных форм работы со студентами;
- выработка единых требований к оценке знаний в рамках отдельной дисциплины;
- организация непрерывного мониторинга за работой студентов в течение всего семестра;
- осуществление постоянного контроля за успеваемостью самими студентами и преподавателями;
- получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения с целью морального и материального поощрения студентов [2].
Балльно-рейтинговая система позволяет студентам:
- понимать систему формирования оценок по дисциплине и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;
- осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала;
- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до экзаменационной сессии;
- в течение семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
Балльно-рейтинговая система дает возможность преподавателям:
- подробно планировать учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
- объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;
- обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой [3].
При выборе критериев оценки освоения студентом программы дисциплины в обязательном порядке учитывается: выполнение программы в части лекционных, практических и лабораторных занятий; выполнение предусмотренных программой аудиторных и внеаудиторных контрольных и иных письменных работ. Количество и сроки контрольных мероприятий, количество баллов, выделяемое на каждое из них, определяется ведущим преподавателем. Преподаватель, осуществляющий контроль успеваемости по данной системе, обязан на первом занятии довести до сведения студентов критерии их аттестации.
Рейтинговая система основана на подсчете баллов, «заработанных» студентом, за все виды учебной работы (посещение лекций, работа на практических, лабораторных занятиях, выполнение контрольных работ, типовых расчетов и т. д.). Общий балл текущей успеваемости на кафедре общей химии складывается из следующих составляющих:
- посещение занятий — 1 балл;
- выполнение лабораторной работы, оформление отчета (в зависимости от сложности и объема лабораторной работы) — 1 балл по неорганической химии и 2 балла по аналитической химии;
- сдача теории по отдельным темам — 5 баллов;
- входящее тестирование — 5 баллов;
- внутрисеместровые аттестации (рубежные аттестации, контрольные работы и т. д.) — 3–5 баллов;
- выполнение индивидуальных самостоятельных заданий (типовой расчет) — 3 балла;
- творческая работа (участие в научной студенческой конференции, участие в химической олимпиаде, защита рефератов) — 4–5 балла;
- составление конспектов по отдельным темам — 2 балла.
На кафедре предусмотрена система штрафов и поощрений. Система штрафов доводится до сведения студентов в начале изучения дисциплины. Штрафуются нарушение требований к подготовке к рефератам, не вовремя сданных типовых расчетов, лабораторных работ и прочих видов учебной деятельности, которые определены преподавателем. По завершению курса преподаватель может «премировать» студента прибавлением к уже набранному количеству баллов дополнительно. Таким образом преподаватель отмечает особые заслуги студента (активность на занятиях, сложность и уровень предоставленных работ и т. д.).
Перевод балльных оценок в академические отметки по экзаменационным дисциплинам производится по следующей шкале:
- «отлично» — от 85 до 100 баллов общего рейтинга — теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «хорошо» — 74–84 балла — теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «удовлетворительно» — 60–73 балла — теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «неудовлетворительно» — менее 59 баллов — теоретическое содержание курса не освоено, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено. Студент в данном случае выходит на экзамен.
Общее количество баллов зависит также и от величины трудоемкости дисциплины (от величины кредита). Возможна следующая балльно-рейтинговая система:
Кол-во кредитов |
Максимальная сумма баллов* |
Оценка |
|||
неудовлет |
удовлет |
хорошо |
отлично |
||
FX, F |
D, E |
C |
A, B |
||
1 |
30 |
менее 15 |
18–20 |
21–25 |
28–30 |
2 |
60 |
менее 30 |
36–40 |
41–50 |
56–60 |
3 |
90 |
менее 45 |
53–60 |
61–75 |
83–90 |
4 |
120 |
менее 60 |
71–80 |
81–100 |
111–120 |
5 |
150 |
менее 75 |
88–100 |
101–125 |
138–150 |
6 |
180 |
менее 90 |
106–120 |
121–150 |
166–180 |
7 |
210 |
менее 105 |
123–140 |
141–175 |
193–210 |
8 |
240 |
менее 120 |
141–160 |
161–200 |
221–240 |
* — количество часов дисциплины по ГОС ВПО
A — отлично — блестящие результаты с незначительными недочетами. B — очень хорошо — выше среднего уровня, с некоторыми недочетами.
C — хорошо — в целом серьезная работа, но с рядом замечаний.
D — удовлетворительно — неплохо, однако имеются серьезные недочеты. E — посредственно — результаты удовлетворяют минимальным требованиям (проходной балл).
FX — условно неудовлетворительно — для присвоения кредита требуется выполнение некоторой дополнительной учебной работы. F — безусловно неудовлетворительно — требуется выполнение значительного объема работы (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления).
Таким образом, балльно-рейтинговая система позволяет внедрить дифференцированный подход к оценке знаний, интенсифицировать и равномерно распределить нагрузку в течение семестра, повысить объективность оценки, исключая случайные факторы, стимулировать студента к систематическому самостоятельному обучению.
Надеемся, что опыт работы кафедры поможет вузу расшить внедрение системы зачетных единиц на другие кафедры университета.
Литература:
1. Опрятов В. И. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 457–459.
2. Габдрахимова Л. А., Бухмин В. С., Балашова Е. Я., Соколова Е. А., Фатхуллова К. С. Балльно-рейтинговая система оценки знаний в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования. // Вестник Казанского энергетического университета. 2012. № 3. Т.6. С. 139–145.
3. Девятова И. Е. Из опыта внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.// Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. № 2. Т. 8. С. 47–58.