В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматриваются пути решения данной проблемы.
Ключевые слова:адаптация, студенты-первокурсники, личностная тревожность, коммуникативные склонности, учебная мотивация.
Проблема адаптации учащегося к учебному заведению всегда была актуальна, но никогда не стояла так остро, как в настоящее время. Социальная ситуация в жизни вчерашнего ученика школы кардинально меняется, что влияет на все сферы его жизни — он совершает первый серьезный выбор, связанный с профессиональным самоопределением, уезжает из дома в другой город или даже область, желаемая свобода оборачивается определенными обязанностями, финансовая независимость — потребность распределения денег, он меняет статус с ученика на студента и, конечно, меняется его социальное окружение. Человек оказывается в проблемной ситуации и должен адаптироваться (имеет соответствующую мотивацию, и социальная среда ждет от него исполнения адаптивных действий), это означает, что он находится в состоянии временной дезадаптированности. В новом коллективе их функции (роли) и взаимоотношения с другими членами еще не определились, поскольку находятся в процессе становления.
Процесс адаптации как система действий, имеющих адаптивную мотивацию и постепенно развертывающихся во времени и пространстве, может привести к ликвидации временной дезадаптированности и созданию состояния адаптированности личности. Однако структура и динамика этого процесса адаптивного поведения обусловлены не только уровнем развития личности, но и характером проблемной ситуации, то есть тем, какие требования предъявляет она к личности, в какой мере делает ее неадаптированной.
На процесс адаптации к новым условия влияет множество факторов, которые, как способствуют ей, так и препятствуют.
В современных социально-экономических условиях, во время перемен больше всего страдает наиболее незащищенная прослойка населения, к которой относятся люди с ограниченными возможностями здоровья. По оценкам ВОЗ 2011 года, почти 15 % населения во всем мире имеет инвалидность. В 2002–2004 гг. в России 16,4 % населения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году. Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 миллионов инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации — не менее 15, а по оценкам общества людей с ограниченными возможностями здоровья — 17 миллионов [4]. При этом также есть данные о том, что из всего числа российских инвалидов 70 % людей трудоспособны. Всероссийское общество инвалидов отмечает, что в последние годы наблюдается катастрофическая динамика роста детской инвалидности, в том числе в особенно тяжелых формах.
На этом фоне возникает тревога за социальное благополучие и жизненные перспективы молодых инвалидов. Семьдесят процентов трудоспособны, а сколько из них получили дальнейшее образование, сколько из них трудоустроено? Этот вопрос остается открытым и данные официальной статистики еще более противоречивы. Если все европейские страны уже давно поняли, что инвалидов экономически намного более выгодно (не говоря уже о социальной выгоде для общества) адаптировать к условиям социума, дать возможность не только получить образование и профессию, помочь стать полноправными членами общества, но и трудоустроить их, проведя трудовую адаптацию, то в России проблема не только трудоустройства, но и профессионального обучения стоит еще достаточно остро.
В настоящее время переход от школы к трудовой жизни для молодых инвалидов происходит с большими трудностями не только в связи с социально-экономическими проблемами в стране, но и из-за отсутствия отлаженной системы послешкольного образования людей с ограниченными возможностями здоровья. В России существуют специализированные учебные заведения начального профессиональное, среднего профессионального и высшего образования. С учетом специфика контингента многие из них являются интернатами, и студенты учатся и живут в одном помещении или на расстоянии шаговой доступности. В интернатах проблема адаптации стоит наиболее остро.
В связи с изменившейся социальной ситуацией и переходом на новые ФГОС третьего поколения в Михайловском экономическом колледже-интернате возникла необходимость в создании новой системы адаптации студентов. В связи с тем, что это специализированное учебное заведение для людей с ОВЗ работа в колледже направлена не только на выполнение образовательной функции, но и на профессиональную, социальную и медицинскую реабилитацию воспитанников.
Для определения возможных путей решения данной проблемы проведено исследование психологических особенностей адаптации студентов-первокурсников с ОВЗ к условиям колледжа-интерната.
В исследовании принимали участие 48 студентов, обучающихся ФКОУ СПО «Михайловский экономический колледж-интернат», юноши и девушки в возрасте от 15 до 32 лет, учащиеся на первом курсе.
Диагностическая программа изучения процесса адаптации включала следующие методы психологическое тестирование («Шкала социально-психологической адаптированности» (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т. В. Снегиревой; «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин); Спилбергера «Тест на исследование тревожности» в адаптации Ю. Л. Ханина; модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера «Уровень субъективного контроля» и тест «Коммуникативные и организаторские склонности»), метод математико-статистической обработки данных — коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Были получены следующие результаты.
Показатель индекса социально-психологической адаптированности завышен (СПА) у большинства студентов-первокурсников — 41,7 %, что говорит о том, что их оценка не вполне адекватна, но в то же время у них возможно задействование компенсаторных и гиперкомпенсторных механизмов к самому себе и требованиям действительности. У 37,5 % индекс СПА наоборот низкий, что говорит о трудностях социальной адаптации, которые могут быть связанны как с объективными, так и субъективными причинами. Высокий показатель у 12,5 % респондентов, что говорит о их хорошей адаптированности. Средний уровень у 8,3 %, что так же является показателем социально-психологической адаптированности студентов. Наибольший интерес для дальнейшей работы представляют студенты с низким индексом СПА и завышенным, так как первая группа испытывает трудности в процессе социально-психологической адаптации, а прогнозировать данный процесс во второй достаточно трудно, так как с одной стороны адекватность этих результаты подвергается сомнению.
Успешная адаптация к учебному заведения невозможна без высокой мотивации студентов к обучению в этом заведении. Анализ ведущих мотивов показал, что на первом месте
Успешная адаптация к учебному заведения невозможна без высокой мотивации студентов к обучению в этом заведении. Для дальнейшей работы важен не только и не столько уровень учебной мотивации, но и сама структура мотивов учебной деятельности. В связи с эти было проведено исследование наиболее значимы мотивов учебной деятельности с использованием методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин). Согласно инструкции испытуемому необходимо выбрать из приведенного списка мотивов пять наиболее значимых. Список состоит из 16 мотивов.
Обработав результаты, мотивы были проранжированы: I место занимает мотивы: 2 — получить диплом, его выбрали большинство студентов и поставили его на первое место и 1- стать высококлассным специалистом, его большинство студентов ставили все-таки на второе место по приоритету; II место — мотив 6 — приобрести глубокие и прочные знания; III место — мотивы 3 — успешно продолжить обучение на последующих курсах и 4 — успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; IV место — мотив 10 — обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; V место — мотивы: 12 –достичь уважения преподавателей и 16 — получить интеллектуальное удовлетворение; VI место — мотив 8 — не запускать изучение предметов учебного цикла и 5 — постоянно получать стипендию; VII место — мотив 7 — быть постоянно готовым к очередным занятиям и 9 — не отставать от сокурсников; VIII место занимает 14 мотив — добиться одобрения окружающих.
Наименее востребованными мотивами оказались: 11 — выполнять педагогические требования; 13 — быть примером для сокурсников; 15- избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
Таким образом, студентами МЭКИ чаще выбираются мотивы — стать высококвалифицированным специалистом и получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, что говорит об их доминировании в системе мотивов.
Для каждого студента был проведен качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке определяется частота выбора того или иного мотива.
Личностная тревожность один из главных показателей и условий успешной социальной адаптации в новых условиях. Большинство студентов-первокурсников — 43.75 %, имеют средний уровень тревожности, можно констатировать допустимый уровень переживаний эмоционального дискомфорта. У 37.5 % респондентов низкая тревожность, что может послужить фактором недостаточно ответственного отношения студентов к учебе. 18.75 % респондентов имеют очень высокий уровень личностной тревожности. Наименьшее количество студентов 6,25 % имеют очень низкую тревожность, что может говорить о некотором безразличии к ситуации и незаинтересованности в ней.
Трудно представить прохождения процесса адаптации без вступления во взаимодействие с другими людьми, поэтому важным условием является использование коммуникабельности человека и развитие его склонностей в этой области.
На основе полученных результатом можно сделать вывод, что большинство студентов, 29 % имеют средний уровень коммуникативных склонностей. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей. Высокий показатель у 23 % студентов, очень высокий — у 15 %. Низкий и ниже среднего соответственно у 27 % и 6 % соответственно.
На основе полученных результатов выявлены психологические особенности адаптации студентов-первокурсников, определены основные направления и составлена программа работы психологической службы колледжа, целью которой является помощь в социально-психологической адаптации студентов-первокурсников и преодолении дезадаптации. Направления включают в себя групповую и индивидуальную работу со студентами, работу с педагогическим коллективом и социально-педагогической службой. Это позволит не локально решать индивидуальные проблемы студентов, а заниматься профилактикой.
Успешное протекание адаптации студентов в первый год обучения является важным условием становления и формирования будущего специалиста.
Литература:
1. Ихсанов Р. Ф. Социальные ожидания в структуре адаптации (Социально-психологический аспект адаптации). — Самара: Изд-во СГПУ (факультет психологии), 2004. — 44 с.
2. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. — 479 с.
3. Дроздов С. В. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: автореф. дис. … канд. псих. наук / Дроздов Сергей Владимирович. — М., 2000.-22 с.
4. Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник / Госкомстат России. — М., 2006.
5. Ихсанов Р. Ф. Социальные ожидания в структуре адаптации (Социально-психологический аспект адаптации). — Самара: Изд-во СГПУ (факультет психологии), 2004. — 44 с.