Проблема социально-психологической адаптации актуальна всегда и везде. Современный человек должен уметь приспосабливаться к быстро меняющимся условиям социальной среды в любом возрасте. Особо остро эта проблема стоит перед подростком и старшим школьником, которые находятся на пути становления личности, и именно социум диктует им новые перспективы в самореализации, при этом требуя от них более высокой активности. Для того чтобы достичь поставленных перед собой социальных, профессиональных, творческих и других целей, чтобы быть успешным, а иногда просто для того, чтобы выжить, современный старшеклассник должен уметь быстро адаптироваться к условиям находящегося в постоянной динамике социального мира, обладать хорошо сформированной субъектной позицией, творческими и организаторскими способностями. [1,2,10,12,13, 17,19]
Человек не рождается с готовыми знаниями, они формируются у них в процессе развития с самого рождения. Зачастую эти знания формируются неосознано (имплицитно). [3] Такие знания позволяют ребёнку адекватно приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Имплицитные знания — это те знания, которые усваиваются личностью без соответствующего намерения, а отчет о полученном знании затруднен [11]. Повседневная жизнь юношей и девушек наполнена ситуациями, в которых они знают гораздо больше, чем могут об этом сказать, включая усвоение и использование языка, а также овладение самыми разными навыками [6]. Термин «имплицитные знания» имеет определенное сходство по значению с рядом других, например таких, как: «Образ мира», интуиция, социальная установка, схема, инстинкт, проекция, идентификация и др. [8, 9]
«Образ мира» современного старшеклассника это целостная многоуровневая система представлений подростка о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Используя в своей жизни интуицию, старшеклассник способен к ускоренному и даже зачастую к внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе, которых уже лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт. Социальная установка охватывает практически всю сферу жизнедеятельности старшеклассника и помогает ориентировать его на определённые ценности, предлагая ему определенные способы поведения. С помощью идентификации старшеклассник неосознанно отождествляет себя со значимым для него человеком. Если, например этот человек представляет собой угрожающий авторитет (например, строгий родитель), то беспокойство преодолевается путем присвоения старшеклассником некоторых черт этого значимого человека. В проекции старшеклассник неосознанно приписывает собственные неприемлемые для него на сознательном уровне черты другому человеку или группе людей. Используя схемы в своей жизни, современный подросток и старшеклассник может свободно определить, что произойдет с ним в той или иной социальной ситуации, или наоборот, что следует ожидать от человека в определенной социальной роли или от определенной группы.
Взаимодействуя с социумом, современный подросток и старшеклассники раскрывают в себе всё многообразие своих личностных отношений, социально-психологических оценок и устремлений, формирующих психическую адаптацию. Но зачастую многие старшеклассники приобретают социально — психологическую дезадаптированность. Одни в результате неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям, другие не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляются им той средой, в которой они находятся в данный момент, третьи не нашли себя в профессиональной среде или имеют другую мотивированность. Способность подростка к адаптации имеет индивидуальный характер для каждого и зависит от социального опыта подростка и возможностей его организма и психики, которые формируются за счет волевой сферы и особенностей характера подростка. На процессы социально-психологической адаптации старшеклассников влияют многие факторы: страна, общество, государство, семья, группа сверстников, учебные, воспитательные, профессиональные и другие организации. [13]
Социализация включает три взаимосвязанных процесса:
1) Социальная адаптация — это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения внешних требований и изменения собственных;
2) Индивидуализация — активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;
3) Социально-психологическая интеграция (построенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.)
Содержание этих процессов, описанное Г. М. Андреевой [2], мы представили в таблице 1
Таблица 1
Структурно-динамическая модель социализации (Андреева Г.М)
Социальная адаптация (+) |
Социально-психологическая интеграция (+) |
Индивидуализация (+) |
|
Усвоение культурных норм |
Понимание и принятие норм |
Идентификация с культурными нормами |
Развитие индивидуальных смыслов и ценностей |
Интериоризация знаний, знаков и средств деятельности |
Научение в процессе общения и совместной деятельности |
Соответствие субъективной картины мира и реальности |
Самореализация в познании и конструктивной деятельности |
Обучение взаимодействию с другими людьми |
Развитие навыков сотрудничества и разрешения конфликтов |
Самоценность, равная ценности другого человека |
Опыт привязанности и близких отношений |
Типизация свойств и стандартизация действий |
Гибкость, оптимизация индивидуального стиля |
Самоконтроль поведения |
Рефлексия, самопознание, саморегуляция, саморазвитие |
Социальная активность личность |
Согласование общественных интересов и личных целей |
Целевая регуляция |
Осознаваемые потребности и бессознательные мотивы |
Для того чтобы подросток и старшеклассник успешно социализировался, он должен, во-первых, уметь на личностном уровне адаптироваться путём преобразования или полного преодоления проблемной (трудной жизненной) ситуации, в том числе и в различных конфликтах; во-вторых, научится уходить от проблемной ситуации и в-третьих, научится приспосабливаться к ситуации в которой он находится, даже если сохраняется проблема. Ведь именно в трудной ситуации подросток и старшеклассник получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных действий. Когда он обрабатывает эту информацию он включает свои познавательные и эмоциональные процессы, которые в свою очередь влияют на поведение личности в трудной ситуации. Важным является то, что старшеклассник должен не просто усвоить, но ещё и преобразовать социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации, то есть должен проявлять не пассивность, а активность и огромное значение для процессов социальной адаптации имеет не только самосознание старшеклассника, но и его половой аспект. [10]
Сложность изучения особенностей социализации современных старшеклассников 15–17 лет связана с тем, что существующие ранее традиционные образцы в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это в свою очередь создаёт огромное препятствие для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Современный подросток, сейчас пытается выстроить собственную картину своего мира, свой новый образ — Я, и не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность. Отсюда возникает проблема исследования, связанная с тем, что ещё недостаточно изучена современная социализация девушек и юношей (15–17 лет) старшего школьного возраста. Девочками и мальчиками, мужчинами и женщинами не рождаются, а становятся в процессе социализации. Это происходит в процессе воспитания, под влиянием социального окружения. В. Сухомлинский вторым рождением человека считал становление ее в подростковом возрасте как мужчины или женщины: «Нет абстрактного подростка, как часто привыкли называть человека этого возраста, есть конкретная человеческая личность — мужчина или женщина, которые родились на наших глазах». Он подчеркивал, что вхождение ребенка в социальную среду осуществляется через усвоение половых ролей и культуру брачно-семейных отношений, наследования отношений в родительской семьи и: «Осознание того, что он такой же человек, как и его отец, является для мальчика большим откровением. Он начинает рассматривать отношения отца и матери с новой точки зрения, видит в них то, чего не видел раньше» [15].
Таким образом, целью нашего исследования стал анализ взаимосвязи имплицитных представлений об окружающем мире и особенности социально психологической адаптации современных старшеклассников.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть существующие в психологической науке представления об адаптации, социализации.
2. Рассмотреть особенности имплицитных представлений об окружающем мире у старшеклассников.
3. Рассмотреть гендерные особенности социально-психологической адаптации старшеклассников.
4. Проанализировать и описать особенности взаимосвязи имплицитных представлений об окружающем мире и социально-психологической адаптации старшеклассников разного пола.
В исследовании приняли участие подростки 9-х, 10-х, 11-х классов (15–17 лет) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская Краснодарского края. В данную выборку вошли 100 подростков: 50 юношей и 50 девушек 15–17лет.
Для проведения исследования были применены следующие методики:
1. Опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). [6]
2. Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций» [16]
3. Методика «Уровень субъективного контроля» [18]
4. Модифицированная методика исследования базисных убеждений личности Р.Янофф-Бульмана [20].
Полученные данные обрабатывались при помощи программы Microsoft Office Excel 2007. Достоверность различий изучаемых показателей в группах юношей и девушек устанавливалась по t-критерию Стьюдента, взаимосвязи показателей устанавливались с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
Показатели социально-психологической адаптации старшеклассников разного пола представлены в таблице 2.
Таблица 2
Средние показатели социально-психологической адаптации старшеклассников разного пола
Показатели |
Девушки |
Юноши |
Достоверность различий |
Адаптивность |
139,62±24,28 |
134,6±29,37 |
Р>0,05 |
Дезадаптивность |
82,86±30,03 |
72,84±31,91 |
Р>0,05 |
Принятие себя |
44,84±14,94 |
44,54±12,59 |
Р>0,10 |
Непринятие себя |
13,98±7,02 |
14,7±7,59 |
Р>0,10 |
Принятие других |
24,6±7,63 |
24,38±8,67 |
Р>0,10 |
Непринятие других |
14,08±7,62 |
15,64±7,07 |
Р>0,10 |
Эмоциональный комфорт |
27,10±8,99 |
25,74±7,54 |
Р>0,10 |
Эмоциональный дискомфорт |
16,02±8,74 |
13,18±8,32 |
Р>0,05 |
Внутренний контроль |
55,76 ± 13,53 |
51,46 ± 11,01 |
Р>0,10 |
Внешний контроль |
15,72 ±8,49 |
21,06 ± 11,09 |
Р>0,001 |
Доминирование ведомость |
9,85 ± 4,59 |
10,28 ± 3,27 |
Р>0,10 |
Эскапизм |
16,66 ±5,66 |
14,2±5,41 |
Р<0,10 |
Адаптация |
65,32 ± 15,76 |
69,92 ±21,94 |
Р>0,10 |
Принятие себя |
77,97 ± 15,57 |
75,48 ± 13,24 |
Р>0,10 |
Принятие других |
62,67 ± 18,84 |
72,57 ±19,97 |
P<0,05 |
Эмоциональный комфорт |
62,84 ± 16,72 |
66,38 ± 19,54 |
Р>0,10 |
Интернальность |
53,89 ± 10,86 |
59,44 ± 15,31 |
P<0,05 |
Доминирование |
46,16±19,02 |
51,89±15,13 |
Р<0,10 |
Согласно данным исследования по большинству показателей социальной адаптации, группы юношей и девушек существенно не различаются. У юношей и девушек 15–17 лет выявлены достоверные различия в показателях доминирования, интернальности, принятия других и эскапизма (P<0,05 и Р<0,10). Показатель эскапизма оказался выше в группе девушек. Возможно, это связанно с тем, что к девушкам не предъявляется жёсткого требования в принятии и самостоятельном разрешении собственных проблем. Показатели доминирования, интернальности и принятия других выше в группе юношей. Это является результатом усвоения гендерного стереотипа мужественности, который требует от молодых людей ответственности за свои действия, активности в отстаивании своего личного мнения и которые проявляются в лояльном отношении мужественного человека к окружающим.
Таблица 3
Средние показатели имплицитных представлений об окружающем мире и о себе у старшеклассников разного пола
№ |
Показатели |
Девушки |
Юноши |
Достоверность различий |
1 |
Доброжелательность мира |
34,78±8,58 |
38, 84±9,32 |
Р>0,05 |
2 |
Справедливость мира |
23,14±3,81 |
24,14±5,06 |
Р>0,05 |
3 |
Образ Я |
28±6,17 |
28,86±6,78 |
Р>0,05 |
4 |
Удача |
30,44±7,05 |
33,42±7,21 |
Р>0,05 |
5 |
Контроль |
29,26±4,85 |
30,32±5,33 |
Р>0,05 |
Согласно данным исследования в группе юношей и девушек выявлены не достоверные различия по параметрам имплицитных представлений об окружающем мире. Как девушки, так и юноши воспринимают окружающий мир как доброжелательный по отношению к ним и достаточно справедливый. Для них характерно положительное отношение к собственной личности, восприятие себя как людей удачливых и способных контролировать собственную жизнь. Показатели удачливости и способности к контролю своей жизни, как у юношей, так и у девушек относятся к высоким.
С целью уточнения гендерных особенностей взаимосвязи имплицитных представлений и социально-психологической адаптации в старшем школьном возрасте нами был проведен корреляционный анализ. Результаты представлены в таблице 4 и 5.
Таблица 4
Корреляционные связи показателей социально-психологической адаптации и показателей имплицитных представлений о мире в группе девушек
Адаптация |
Принятие себя |
Принятие других |
Эмоциональный комфорт |
Интернальность |
Доминирование |
Эскапизм |
|
Доброжелательность мира |
0,18 |
-0,10 |
0,17 |
0,27 |
0,24 |
0,19 |
0,18 |
Справедливость мира |
-0,34 |
0,04 |
0,14 |
-0,17 |
0,02 |
0,01 |
0,07 |
Образ Я |
0,12 |
0,22 |
-0,14 |
0,11 |
0,18 |
0,38 |
-0,20 |
Удача |
0,14 |
0,23 |
0,02 |
0,24 |
0,26 |
0,44 |
0,33 |
Контроль |
0,15 |
0,06 |
0,27 |
0,29 |
0,33 |
0,32 |
-0,31 |
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p<0,05
Из таблицы 4 видно, что в группе девушек большинство корреляционных связей обнаружилось между показателями имплицитных представлений о себе и показателями социально-психологической адаптации. Лишь одна достоверная корреляционная связь указывает на то, что показатель адаптации взаимосвязан с показателем имплицитный представлений об окружающем мире. Это отрицательная корреляция показателя адаптации с показателем оценки справедливости окружающего мира. Более понятной была бы положительная корреляционная связь этих показателей. Возможно, установленная отрицательная корреляция показателей адаптации и представления о справедливости окружающего мира указывает на то, что более адаптированные девушки с большей вероятностью способны критически воспринимать окружающий мир по сравнению с менее адаптированными. Установленные корреляционные связи показывают, чем более позитивно представление девушек о себе, тем более они адаптированы. Наиболее многочисленны корреляционные связи показателей социально психологических связей с показателями имплицитных представлений о контроле своей собственной жизни. Эти связи свидетельствуют о том, что фактором, от которого зависит социально-психологическая адаптация, является присущая современной жизни быстрота изменений окружающего человека мира. Значения достоверных показателей корреляции не высоки. Это указывает на наличие не учтённых в исследовании факторов, влияющих на эти взаимосвязи. Их установление будет задачей дальнейшего исследования.
Таблица 5
Корреляционные связи показателей социально-психологической адаптации и показателей имплицитных представлений о мире в группе юношей
Адаптация |
Принятие себя |
Принятие других |
Эмоциональный комфорт |
Интернальность |
Доминирование |
Эскапизм |
|
Доброжелательность мира |
0,23 |
0,08 |
0,15 |
0,20 |
0,08 |
-0,10 |
-0,22 |
Справедливость мира |
0,16 |
0,27 |
-0,02 |
0,09 |
0,17 |
-0,24 |
-0,19 |
Образ Я |
0,34 |
0,34 |
0,28 |
0,28 |
0,34 |
0,04 |
-0,17 |
Удача |
0,17 |
0,31 |
0,14 |
0,14 |
0,26 |
-0,09 |
-0,39 |
Контроль |
0,22 |
0,27 |
0,33 |
0,36 |
0,40 |
0,17 |
-0,13 |
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные значения коэффициентов корреляции при p<0,05
Из таблицы 5 так же видно, что в группе юношей большинство корреляционных связей обнаружилось между показателями имплицитных представлений о себе и показателями социально психологической адаптации. В группе юношей в отличие от группы девушек, больше корреляционных связей показателей социально психологической адаптации с показателем представления о контроле собственной жизни. Достаточно много корреляционных связей с показателями образа Я. Как в группе девушек, так и в группе юношей есть корреляционные связи показателей имплицитных представлений о собственной удачливости с показателями эскапизма, только корреляционные связи в группе юношей и девушек имеют разные знаки. Отрицательная корреляционная связь в группе юношей показывает, что чем более удачливыми они себя считают, тем меньше склонны уклоняться от решения своих проблем и тем чаще они будут решать свои проблемы сами. В группе девушек просматривается тенденция к уклонению в решении проблем при более высокой оценке в собственной удачливости. Различие в группе девушек и юношей проявляется ещё и в том, что в группе девушек показатели имплицитных представлений о себе коррелирует в основном с показателем доминирования, а в группе юношей показатели имплицитных представлений о себе в большей степени взаимосвязаны с показателями принятия себя, принятия других и интернальности. Эти различия говорят о том, что юноши больше, чем девушки подготовлены к принятию ответственной жизненной позиции.
Выводы
Как в группе юношей, так и в группе девушек показатели социально-психологической адаптации взаимосвязаны не столько с имплицитными представлениями об имплицитном мире, сколько имплицитными представлениями о самих себе.
Достоверные различия между средними показателями социально-психологической адаптации в группе юношей и девушек, а также различие корреляционных связей в этих группах указывают на большую готовность юношей к ответственной и самостоятельно жизненной позиции.
Результаты исследования также свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования психологических предпосылок социально-психологической адаптации современных старшеклассников.
Литература:
1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 286с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. — 366 с. 5-е издание 2007г.
3. Белецкая Ю. С. Имплицитные теории межличностных отношений в организационном взаимодействии // Журнал практического психолога. 2002. № 1. С. 4–12.
4. Бергер П. Личностно–ориентированная социология. / Петер Л. Бергер — М.: 2004.-608с.
5. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. — Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 318 с.
6. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005. — 208 с.
7. Григорьева, М. В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников / М. В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 66–71.
8. Кармин А. С., Интуиция: философские концепции и научное исследование, СПб, «Наука», 2011 г., с. 577–579.
9. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. -М.: ПЕРСЭ, 2007. — 464 с.
10. Милехин А. В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования // Психологическая наука и образование: http://psyedu.ru/
11. Мохова С. Б. Психологические исследования имплицитных знаний // Психологическая наука и образование. Издательство: Московский городской психолого-педагогический университет (Москва) -2004.- № 4. стр.28–34
12. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
13. Налчаждян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) — Ереван: АН АрмССР, 1988. — 236с.
14. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
15. Оноприенко Л. Гендерные отношения в семье и обществе /Л. Оноприенко //Социальная психология. — 2009. — № 2. — С. 153–159.
16. Падун, М. А. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман //Психологический журнал . — 2008. — Том 29, N4 . — С. 98–106.
17. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности.-СПб.,2001.
18. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ.-СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001. 224 с..
19. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. — C. 18–32.
20. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.193–197