Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессионально-деловым качествам офицера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Шадрин, А. С. Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессионально-деловым качествам офицера / А. С. Шадрин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 592-595. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8750/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье, основываясь на изучении требования федерального государственного образовательного стандарта к общекультурным компетенциям и профессиональным компетенциям выпускников по направлению подготовки (специальности)030901 «правовое обеспечение национальной безопасности» и 035701 «перевод и переводоведение». На основе этих требований проведен анализ профессионально-деловых качеств офицера-выпускника, определены его структурные компоненты. Приведено их структурное содержание и базовые основы. Показаны направления которые необходимо придерживаться формируя данные качества в процессе обучения в военном институте внутренних войск МВД России. Итогом работы является уяснение государственного и социального заказа предъявляемого к профессионально-деловым качествам офицера-выпускника и определения условий методов и подходов способствующих формированию их в процессе обучения в военном институте внутренних войск МВД России.

Ключевые слова:федеральный государственный образовательный стандарт, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, квалификация(степень), способность.

На современном этапе развития российского государства реформирование армии и в частности внутренних войск является важным моментом укрепления защиты государственных интересов и конституционного строя страны. Это видно по участию внутренних войск во всех политических и неполитических событий, происходящих в стране. Для управления этой силой имеется своя иерархическая структурированная система во главе каждого из структурных подразделений стоит офицер. От уровня подготовки, которого зависит продуктивность работы данного подразделения, а значит, это отражается на качество и оперативность выполнения поставленных задач. [5].

Исходя из этого, подготовкой офицерских кадров необходимо заниматься особо тщательно. Данное умозаключение и научные разработки были положены в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке офицерских кадров. [1,4].

В Новосибирском военном институте внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России готовятся специалисты по двум направлениям: направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист» и направлению подготовки (специальности) 035701 перевод и переводоведение (квалификация (степень) «специалист»). [2,3].

Для данных специальностей определены профессионально-деловые качества которыми должны владеть выпускники после обучения в военном институте.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью осуществлять деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности, патриотизма, нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению;

способностью понимать и анализировать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

способностью понимать закономерности исторических, социально значимых явлений и процессов, особенности политической и экономической организации общества, вопросы гуманистической и ценностно-мотивационной ориентаций, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;

способностью к социальному, межкультурному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к осуществлению педагогической деятельности, формировать цели коллектива, проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, принимать оптимальные решения и нести за них ответственность, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации деятельности и психологического состояния;

способностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации понимать ее сущность и значение, использовать компьютер как средство для управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, владеть стандартными методами компьютерного набора и редактирования, соблюдать основные требования правовых актов в области информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, обеспечивать соблюдение режима секретности;

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в областях непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, изменения вида своей профессиональной деятельности, работать с различными информационными ресурсами и технологиями, при решении профессиональных задач;

способностью к логически-правильному мышлению, обобщению, аргументации, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания, применять основные научные положения и методы при решении профессиональных задач, креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу;

способностью организовывать свою жизнь в соответствии со здоровом образом жизни, анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности, оказывать первую медицинскую помощь. [2,3].

Выпускник по направлению подготовки (специальности) 030901 «правовое обеспечение национальной безопасности», должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в областях правоохранительной, правоприменительной экспертно-консультационной и правотворческой деятельности:

способностью осуществлять профессиональную деятельность, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права, не допустить в них положения, способствующие проявлению коррупции;

способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права, разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы в профессиональной деятельности, осуществлять деятельность в сфере международного сотрудничества правоохранительных органов;

способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства, психологические методы, средства и приемы;

способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы личности, общества и государства, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

способностью выполнять профессиональные задачи в условиях чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций, режима чрезвычайного положения и в военное время, обеспечивать безопасность в процессе выполнения служебно-боевых задач;

способностью реализовывать мероприятия по выявлению юридически-значимой информации, анализировать, проверять и оценивать ее, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия, профилактики и расследования преступлений и иных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, обстоятельств их совершения;

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью планировать, организовать, контролировать, регулировать служебную деятельность исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения;

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить отчеты по результатам исследования;

в области педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования. [3].

Выпускник по направлению подготовки (специальности) 035701 «перевод и переводоведение», должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области общепрофессиональной и научно-исследовательской деятельности:

способностью к теоретическому осмыслению задач профессиональной деятельности, владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях;

способностью на научной основе организовать свою адаптацию к профессиональной деятельности в меняющихся условиях на основе эффективного научно-методического анализа соответствующей речевой коммуникации и самостоятельно оценивать ее результаты;

способностью использовать в профессиональной деятельности понятийный аппарат философии и методологии науки, творчески использовать теоретические положения гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а также их методы для решения практических профессиональных задач;

способностью применять знания в области географии, истории, политической, экономической, социальной и культурной жизни страны изучаемого языка, а также знания о роли страны изучаемого языка в региональных и глобальных политических процессах, применять знание двух иностранных языков для решения профессиональных задач;

способностью составлять комплексную характеристику основным параметрам и тенденциям социального, политического, экономического и культурного развития стран изучаемых языков, владеть основами современной информационной библиографической культуры;

способностью использовать методику ориентированного поиска информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях, применять современные образовательные и информационные технологии для повышения уровня своей профессиональной квалификации и общей культуры;

способностью проводить лингвистический анализ текста, дискурса на основе системных знаний современного этапа и истории развития изучаемых языков, осуществлять послепереводческое саморедактирование и контрольное редактирование текста перевода, создавать лингвопереводческий и лингвострановедческий комментарий к тексту;

в области информационно-аналитической, организационно-коммуникационной деятельности:

способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации информации, прогнозированию межкультурной коммуникации и переводоведения, постановке профессиональных целей и выбору путей их достижения, анализировать логику рассуждений и высказываний, давать им собственную оценку и интерпретацию;

способностью работать с материалами различных источников, осуществлять их реферирование и аннотирование, составлять аналитические обзоры по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, анализировать результаты собственной переводческой деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

способностью осуществлять предпереводческий анализ письменного и устного текста, способствующий точному восприятию исходного высказывания, прогнозированию вероятного когнитивного диссонанса и несоответствий в процессе перевода и способов их преодоления;

способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации, воспринимать на слух аутентичную речь в естественном для носителей языка темпе, независимо от особенностей произношения и канала речи (от живого голоса до аудио- и видеозаписи), владеть всеми регистрами общения: официальным, неофициальным, нейтральным;

способностью владеть устойчивыми навыками порождения речи на иностранных языках с учетом их фонетической организации, сохранения темпа, нормы, узуса и стиля языка на основе композиционно-речевых форм;

способностью к выполнению устного последовательного перевода и зрительно-устного перевода с соблюдением норм лексической эквивалентности и репрезентативности, учетом стилистических и темпоральных характеристик исходного текста, соблюдением грамматических, синтаксических и стилистических норм текста перевода, быстро переключаться с одного рабочего языка на другой. [2].

Профессионально-специализированные компетенции, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом.

Каждое учебное заведение заинтересовано в отборе абитуриентов с предрасположенностью к развитию определенных профессионально-деловых качеств, для определенной деятельности. У такого человека необходимые качества будут развиваться быстрее и качественнее. [1].

Таким образом, пригодность абитуриента к данной профессии зависит от наличия у него таких физических и психических свойств, на базе которых в процессе профессиональной подготовки будут сформированы необходимые профессионально-деловые качества, которые определят успешность выполнения данного вида деятельности. [4].

Литература:

1.                  Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996.;

2.                  Приказ от 24 декабря 2010 г. n 2048 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 035701 перевод и переводоведение (квалификация (степень) «специалист»)»;

3.                  Приказ от 17 января 2011 г. n 39 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»)»;

4.                  Сорокун П. А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. — 312 с.;

5.                  Зибров Г. В. «Научные и прикладные основы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров» Издательство Воронежского государственного университета 2004г. — 326 с.

Основные термины (генерируются автоматически): военный институт, направление подготовки, внутреннее войско МВД России, качество, национальная безопасность, Правовое обеспечение, профессионально-деловое качество офицера-выпускника, процесс обучения, федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Особенности реализации требований ФГОС 3++ при обучении дисциплине «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований» по специальности 40.05.03 — судебная экспертиза (специализация — инженерно-технические экспертизы)

Автором статьи проведен анализ новой редакции федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (ФГОС 3++) в сравнении с предшествующей версией (ФГОС 3+). Научная новизна данной статьи закл...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда

В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС. Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и мо...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Личностные качества в структуре профессионально важных качеств спасателей МЧС

Проблема профессионально важных качеств является в отечественной психологии значимым предметом. Их описание, систематизация тесно взаимосвязана с требованиями, предъявляемыми к субъекту труда. Основной задачей исследований в данной области является о...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

Проектно-исследовательская деятельность воспитанников филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Севастопольское президентское кадетское училище) в рамках реализации ФГОС 2.0

Проектная деятельность воспитанников — это неотъемлемая часть образовательно-воспитательного процесса в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования. Проектно-и...

Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий

В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...

Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном становлении студентов ссуза

Статья посвящена исследованию, проведенному среди студентов cсуза первого года обучения, на выявление, по их мнению, качеств, необходимых для успешного обучения по выбранной специальности в ссузе и разработке сценария практического занятия по развити...

Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны п...

Качественно-количественные параметры учебно-тренировочного процесса

В статье приводятся результаты исследования качественно-количественных параметров учебно-тренировочного процесса в военном учебном заведении. Отмечается, что спецификой занятий по физической подготовке является то, что без определенной психической н...

Похожие статьи

Особенности реализации требований ФГОС 3++ при обучении дисциплине «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований» по специальности 40.05.03 — судебная экспертиза (специализация — инженерно-технические экспертизы)

Автором статьи проведен анализ новой редакции федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (ФГОС 3++) в сравнении с предшествующей версией (ФГОС 3+). Научная новизна данной статьи закл...

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда

В данной статье рассматривается актуальность специальных компетенций технического специалиста как перспективного направления развития педагогической науки и практики на базе ФГОС. Основная задача статьи состоит в разработке моделей на базе ФГОС и мо...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Личностные качества в структуре профессионально важных качеств спасателей МЧС

Проблема профессионально важных качеств является в отечественной психологии значимым предметом. Их описание, систематизация тесно взаимосвязана с требованиями, предъявляемыми к субъекту труда. Основной задачей исследований в данной области является о...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

Проектно-исследовательская деятельность воспитанников филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Севастопольское президентское кадетское училище) в рамках реализации ФГОС 2.0

Проектная деятельность воспитанников — это неотъемлемая часть образовательно-воспитательного процесса в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования. Проектно-и...

Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий

В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...

Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном становлении студентов ссуза

Статья посвящена исследованию, проведенному среди студентов cсуза первого года обучения, на выявление, по их мнению, качеств, необходимых для успешного обучения по выбранной специальности в ссузе и разработке сценария практического занятия по развити...

Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны п...

Качественно-количественные параметры учебно-тренировочного процесса

В статье приводятся результаты исследования качественно-количественных параметров учебно-тренировочного процесса в военном учебном заведении. Отмечается, что спецификой занятий по физической подготовке является то, что без определенной психической н...

Задать вопрос