Совершенствование современного образования, входящего в европейское образовательное пространство, невозможно без использования ресурсов сети Интернет. Особое внимание уделяется возможности использования современных информационных и компьютерных технологий в образовательном процессе, что требует глубокого теоретического осмысления. [4]
Доступность ресурсов сети Интернет, ограниченное представление в сети качественной научно-популярной, культурной и образовательной информации приводит к формированию у подрастающего поколения сомнительного мнения об Интернете как об исключительно развлекательном инструменте. В это же время педагогическое сообщество рассматривает Интернет как доступное средство формирования информационной культуры студентов, продолжая при этом поиск эффективных способов использования его ресурсов в образовательно-воспитательных целях.
В настоящее время отсутствует универсальное определение информационной культуры и единый подход к пониманию её сущности и содержания. Это связано с тем, она охватывает все сферы человеческой деятельности и выступает в самых разнообразных формах — научной, политической, художественной, образовательной и т. д. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и получает выражение в навыках по использованию технических информационно-коммуникационных устройств, в способности и умении грамотно формулировать свои информационные потребности, ориентироваться в информационном пространстве, находить и перерабатывать необходимую информацию. Она требует от человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию в процессе непрерывного процесса изменения общества и окружающего мира в целом. [4]
Существуют разнообразные мнения относительно содержания понятия «информационная культура». Часть исследователей определяет ее как систему характеристики личности, некоторые связывают ее с исключительными коммуникационными навыками, специалисты информационных технологий подразумевают под ней прежде всего грамотное владение информационными технологиями. В зависимости от того, как определить понятие информационной культуры — будет выстраиваться процесс формирования информационной культуры студентов. Анализ литературы позволил нам остановиться на трактовке, предложенной Поддубной О. Ю., определяющей информационную культуру студентов как компонент базовой культуры личности и системной характеристики человека, позволяющий ему эффективно выполнять все виды работы с информацией (получение, накопление, кодирование, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, ее передача, практическое применение) с использованием различных средств, понимать природу информационных процессов и отношений, развивать гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу, осуществлять информационную рефлексию, творчество в информационном поведении и социально-информационную активность. [4]
Данное определение позволяет сказать, что современный студент должен не только овладеть суммой необходимых знаний, но и формировать готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, социальные компетенции, правосознание.
В рамках диссертационного исследования нами было проведено анкетирование студентов с целью выявления их уровня информационной культуры.
В анкетировании приняли участие студенты 1 курса нескольких факультетов Герценовского университета. Анализ полученных результатов позволил получить ответы на важные вопросы исследования вопросов формирования информационной культуры.
Большинство студентов используют обширные возможности сети Интернет для поиска и получения информации научного, просветительского и развлекательного характера. При этом больше половины (75 %) опрошенных отметили, что используют полученную информацию лишь после тщательного анализа и обработки, так как «далеко не всему, что пишут даже на серьезных сайтах, можно безоговорочно верить».
Часть вопросов была направлена на выявление представлений студентов о возможностях информационной образовательной среды университета, включающую в себя ресурсы Фундаментальной библиотеки, библиотек факультетов, классов открытого доступа. 85 % опрошенных отметили, что зарегистрированы в библиотеках и активно используют как печатные, так и электронные ресурсы в учебной и исследовательской деятельности, при этом отметили, что электронные учебники и книги более популярны, удобны в использовании и доступны. Вместе с тем, несколько человек ответили, что не слышали о подобных возможностях, что может указывать как на недостаточную информированность студентов об информационных возможностях университета, так и на их собственную незаинтересованность.
В одном из вопросов студентов просили оценить по пятибалльной шкале свои умения работать с информацией. Анализ ответов показал, что в большинстве случаев уровень умения студентов работать с получаемой информацией находится на среднем уровне («умею выполнять основные действия, работать в основных офисных программах, активный пользователь ресурсов сети Интернет»).
Анкетирование позволяет сделать следующие выводы:
- студенты первых курсов являются активными потребителями образовательных печатных и Интернет-ресурсов (30 / 70 %);
- уровень владения навыков работы с информацией можно оценить как «средний»;
- информационная образовательная среда Герценовского университета, включающая в себя ресурсы Фундаментальной библиотеки, библиотек факультетов, классов открытого доступа, активно используется студентами в учебной и научно-исследовательской деятельности, а также в просветительских и воспитательных целях.
Анализ анкетирования и литературных источников позволяют утверждать, что создание на базе высшего учебного заведения качественной и доступной единой информационной образовательной среды обеспечивает комфортные условия образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности студента, его критического мышления, самостоятельной работы, рефлексии, реализацию его творческого потенциала, изменение сферы мотиваций и жизни в открытом информационном пространстве образовательной среды.
Рассматривая информационную образовательную среду как совокупность условий, обеспечивающих информационную деятельность (Кузнецов А. А., Роберт И. В.) и информационное взаимодействие (Касторнова В. А., Прозорова Ю. А., Роберт И. В. и др.) с распределенными информационными ресурсами и удаленными пользователями, на основе современных интерактивных средств ИКТ, ориентированных на формирование высокообразованной, духовно и интеллектуально развитой личности, способной к социализации в современных условиях [1], целесообразно отметить, что стоится она по принципу создания целостного образовательного пространства, ориентированного на становление личности обучаемого.
Вместе с этим, достижения новых целей и ценностей информационной образовательной среды (в том числе и формирования информационной культуры) должны быть обеспечены возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание оптимальных условий для такого движения. Иначе говоря, приоритетами системы образования становятся ориентация на развитие личности, адекватной потребностям современного общества, личностно-ориентированное, индивидуализированное обучение, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных потребностей и способностей обучаемых. [2]
В настоящее время информационно-образовательная среда учебного заведения рассматривается как составляющая единого российского информационно-образовательного пространства, формирование и развитие которого осуществляется в рамках региональных и федеральных программ информатизации образования в России. Кроме того, сегодня важным компонентом развития теории и практики организации учебного процесса в образовательном учреждении любого уровня в условиях информатизации и модернизации образования являются информационно-образовательные системы, использующие сетевые технологии и представляющие собой составную часть информационно-образовательной среды учебного заведения. Эффективность процесса ее становления зависит от следующих взаимосвязанных факторов: государственной поддержки, создания глобальной информационной инфраструктуры образования и подготовки кадров для системы образования в области использования и внедрения информационных технологий. [3]
Формирование информационной культуры студентов с использованием информационной образовательной среды университета можно происходить:
- в рамках учебных дисциплин;
- в рамках воспитательной и просветительской работы;
- через систему дополнительного образования;
- посредством участия в практике, научно-исследовательской работе;
- в процессе участия в проектах, конкурсах и грантах для студентов.
Для повышения внимания студентов к возможностям образовательной среды Герценовского университета проводятся открытые мероприятия на базе Фундаментальной библиотеки и библиотек факультетов, такие как, например, мастер-классы по пользованию библиографическими и электронными ресурсами, по повышению навыков работы с информацией, экскурсии для ознакомления с печатными и электронными фондами и базами данных.
Для дальнейшего планирования и развития информационной образовательной среды университета можно предложить: проведение экскурсий и выездных занятий в библиотеки других университетов города, организацию семинаров и круглых столов (в том числе в режиме вебинаров с использованием мультимедийного оборудования) по вопросам воспитания информационной культуры студентов с преподавателями и студентами вузов города и страны, дистанционные курсы и другие формы работы.
Информационная образовательная среда представляет собой объединение информационных объектов и инноваций с целью создания информационно-педагогических ресурсов для включения их в педагогический процесс, которые позволят использовать различные формы и технологии освоения знаний и развивать самостоятельную, познавательную учебную деятельность.
Все это позволяет отметить, что создание информационной образовательной среды в высшем учебном заведении является одним из обязательных условий формирования педагога, обладающего необходимыми компетенциями, в том числе в области информационной культуры, готового трудиться и жить в условиях современного динамично развивающего общества и страны.
Литература:
1. Жожиков А. В. Формирование информационной культурно-образовательной среды в региональном сегменте глобальной сети Интернет (на примере республики Саха (Якутия): автореф. дис.... д-ра пед. наук / Жожиков А. В.; [Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова]. — Якутск, 2004. — 38 с.
2. Лавров П. Н. Возможности использования регионального математического портала в преподавании математики.//Интеграция образования 2012.- Вып.1.- Саранск- С.95–102.
3. Лавров П. Н. Информационная образовательная среда — важнейший компонент новой системы образования // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6; URL: www.science-education.ru/106–8037 (дата обращения: 11.03.2013).
4. Поддубная О. Ю. Образовательно-воспитательное пространство интернета как средство развития информационной культуры студентов: автореф. дис.... канд. пед. наук / Поддубная Ольга Юрьевна. — Рязань, 2010. — 20 с. URL: http://www.dissercat.com/content/obrazovatelno-vospitatelnoe-prostranstvo-interneta-kak-sredstvo-razvitiya-informatsionnoi-ku (дата обращения: 11.03.2013)