В данной статье рассмотрены некоторые особенности становления и современного состояния системы высшего технического образования, а также выделены условия, детерминирующие систему практической подготовки молодых специалистов для энергосистемы Республики Татарстан на примере авторского социологического исследования.
Ключевые слова: молодой специалист, производственная практика, подготовка кадров, энергетическая отрасль, Республика Татарстан.
Происходящие процессы функциональной трансформации системы высшего образования побуждают государство к вмешательству в этот процесс, к упорядочению этой меняющейся системы, руководствуясь целями создания условий для более эффективного использования ее ресурсного потенциала и государственных финансовых ресурсов, чему способствует феномен реформирования системы образования.
Реформа образования это постепенный эволюционный перевод существующей педагогической системы, одной и той же практически во всех развитых странах, в новое качественное состояние, «когда народы станут обучаться и воспитываться по-новому, порождая новый, более совершенный мир» [2, с.11–15]. Качество высшего профессионального образования определяет темпы технологического, экономического и социального развития, т. к. именно вузам принадлежит миссия в профессиональном и социальном становлении молодежи.
Сегодня вузы, как и образовательная система в целом, столкнулись с «вызовами» времени. Изменение государственной политики в области образования выражается в изменениях в самой образовательной практики, вызванных внедрением новых стандартов, которые неизменно затрагивают рынок труда и занятости. Молодому специалисту в современных социально-экономических условиях требуется наличие высоких профессиональных навыков, компетенций и личностных качеств.
По мнению, экспертов (Егоршин А. П., Кузьминов Я. И.), существующая система образования до сих пор является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода России [3, с. 91–105; 4, с.50–64]. Основными недостатками и проблемами системы высшего профессионального образования в стране, по мнению указных экспертов, являются:
1) увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего профессионального образования;
2) недостаточное государственное финансирование вузов в размере 30–60 % от планового бюджета, что вынуждает развивать систему внебюджетной формы высшего профессионального образования по непрофильным специальностям коммерческих вузов;
3) слабая материально-техническая база, существующая в высшей школе.
Система подготовки квалифицированных специалистов, предусматривающая органическую связь теоретического обучения с практическими занятиями по ряду технических специальностей, в то числе и по тепло- и электроэнергетическим, была разработана в Московском техническом училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) в 60–70-е гг. XIX в. Эта система, получившая название «русская школа практического обучения», была впоследствии принята ведущими техническими учебными заведениями США и стран Западной Европы [5].
В изменившихся условиях социально-профессиональной среды система высшего профессионального образования — одна из подсистем функционирования общества и государства, совокупность факторов, реально обеспечивающих реализацию права человека на образование. Болонская декларация так формулирует эту задачу, стоящую перед европейским сообществом высшего профессионального образования: «Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней, в основном, базирующихся на двух основных циклах, начальном и последующем. Доступ ко второму циклу должен обусловливаться успешным завершением первого цикла, длящегося не менее четырех лет. Степень, присваиваемая после первого цикла, должна соответствовать европейскому рынку труда как обеспечивающему достаточную квалификацию». Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня [6, с.2–4].
В рамках проводимых реформ в системе образования с эмпирической точки зрения недостаточно изучены состояние и проблемы взаимоотношений между высшими профессиональными учебными заведениями и работодателями — представителями энергопромышленных предприятий. Происходящие процессы функциональной трансформации системы высшего образования побуждают государство к вмешательству в этот процесс, к упорядочению этой меняющейся системы, руководствуясь целями создания условий для более эффективного использования ее кадрового потенциала и государственных финансовых ресурсов.
Систему подготовки инженерно-технических кадров для энергетики в России контролирует Совет учебно-методического объединения по образованию в области энергетики и электротехники при МЭИ. Распределением и трудоустройством выпускников энергетических вузов и специальностей занимаются либо собственные отделы по трудоустройству в вузах, либо поиск работы осуществляется выпускником самостоятельно. Причем, задача первых состоит в достижении должного количества трудоустроенных (задача выпускника здесь принести справку с «любым» направлением на работу), а не в реальном трудоустройстве. Таким образом, отделы по трудоустройству при вузах достигают 100 % распределения, к сожалению, вне рамок заявленных специальностей. Задача заключается в поиске престижной, высокооплачиваемой работы, которая, зачастую, не соответствует профилю полученной специальности.
Опираясь на мнения исследователей молодежного рынка труда (Аврамовой Е. М., Кулагиной Е. В., Верпаховской Ю. Б.) об особенностях поведения молодых специалистов-выпускников вузов, можно говорить о проблеме несоответствия профессиональной подготовки высшей школы требованиям рынка труда сегодня. Неслучайно в рамках Болонского процесса в качестве рекомендации предлагается осуществить переход на практически ориентированное образование — на подготовку выпускника с практической готовностью к выполнению профессиональных задач, где основой профессиональной пригодности является достаточность полученных прикладных знаний и умений [7, с.41–47].
Важной частью практической подготовки в новых условиях образовательной среды является организация практики. Сегодня федеральным государственным образовательным стандартом в области высшего профессионального образования предусмотрено наличие в учебных планах по подготовке специалистов следующие виды практик:
1) учебная практика;
2) производственная практика;
3) преддипломная практика.
Зачастую, именно в рамках производственной практики представляется возможным приобретение и закрепление знаний, навыков и умений будущими молодыми специалистами в области конструкторско-технологического проектирования в производственных подразделениях профильных (по специальности обучения) предприятий, в лабораториях — базах практики.
Базой практики выступает предприятие, учреждение или организация, в которые направляются практиканты. В качестве баз для проведения производственной практики выбираются организации независимо от форм собственности, с которыми заключается договор о проведении производственной практики, и чьи подразделения соответствуют профилю подготовки специалистов. Производственное обучение, проводимое в период практики, оценивается интегрально, в том числе, ресурсом времени практики, который варьируется в диапазоне от 10 % до 15 % всего учебного времени за год и регламентируется учебным планом специальности [8, с.4].
На выявление места и роли производственной практики в подготовке молодых специалистов было направлено авторское социологическое исследование. Авторское социологическое исследование проходило по авторской анкете. Данное исследование было проведено в 2009–2010гг. Выборочную совокупность составили студенты старших курсов КГЭУ (n=804). Пропорции внутри выборочной совокупности соответствуют социально-демографическим характеристикам генеральной совокупности.
Было определено, что особенность производственной практики детерминируют объективные и субъективные условия. Кобъективным относятся условия прохождения производственной практики на предприятии; заинтересованность руководителей практики и линейного руководства предприятий деятельностью практикантов. К субъективным условиям относится роль производственной практики в учебном процессе.
Условия труда респонденты оценивают следующим образом. Полностью удовлетворены наличием системы отопления (67 %); соблюдением всех необходимых санитарных условий (53 %); наличием минимально необходимого оборудования (54 %). Несколько ниже оценивается наличие систем кондиционирования (48 %) и удобное расположение предприятия (43 %). Низко студенты-практиканты оценивают возможность использования высокотехнологичного оборудования рабочего места (39 %), однако 69 % указывают на первостепенную важность его наличия.
На эмпирическом уровневыявлено, что чем ниже заинтересованность студента в организации практического обучения, в качестве полученных профессиональных знаний, навыков и умений, тем меньше желание осуществлять профессиональную деятельность в реальных условиях на этапе профессионально-трудовой среды. При этом если выпускник высшей школы слабо подготовлен в теоретическом, и особенно, в практическом плане, он, несомненно, проигрывает в современных рыночных условиях из-за отсутствия должного уровня конкурентоспособности. В конечном итоге, проигрывают все участники рынка: и сами молодые специалисты, и предприятия энергоотрасли, и государство в целом.
Согласно данным статистики, у молодых людей мотивы поступления в вуз, к сожалению, не соответствуют желаемым: получить диплом «ради диплома», получить отсрочку от армии, «закончить вуз, как и друзья» и т. д. Однако предприятия Республики Татарстан заинтересованы не в количестве выпускников, а в качественном образовании будущих молодых специалистов, так как дальнейшая социально-профессиональная социализация выпускника вуза во многом обусловлена базой профессиональных навыков и знаний, которую студенту дает высшая школа. Соответственно, назрела необходимость изучения реальных изменений в сфере высшего профессионального образования, а так же обозначение целей и направлений изменений в системе подготовки молодых специалистов, опираясь на которые в дальнейшем можно будет разрабатывать приоритетные направления, программы и модели профессиональной подготовки, социализации и адаптации качественно подготовленных молодых специалистов в изменяющихся условиях современного общества.
Литература:
1. Третьякова Ю. А. Воспроизводственные функции образования в системе отношений занятости: Дис.... канд. наук; Экономические науки: 08.00.01 / РГУ. — Ростов н/Д, 2001.
2. Беспалько В. П. Реформируется ли образование? / В. П. Беспалько // Мир образования. — М., 1995. — № 6. — С. 11–15.
3. Кузьминов Я. И. Образование и реформа / Я. И. Кузьминов // Отечественные записки. — М., 2002. — № 2. — С. 91–105.
4. Егоршин А. П. Перспективы развития образования России в XXI в. / А. П. Егоршин // Университетское управление. — 2000. — № 4 (15). — С. 50–64.
5. Производственная практика // Большая советская энциклопедия. — М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия, 1989 / [http://bse.sci-lib.com] (дата обращения 21.09.2010).
6. Кириленко В. П., Пиджаков А. Ю. Перспективы развития системы юридического образования в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу / В. П. Кириленко, А. Ю. Пиджаков // Юридическое образование и наука. — 2005 г. — № 3. — С. 2–4.
7. Аврамова Е. М., Кулагина Е. В., Верпаховская Ю. Б. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции / Е. М. Аврамова, Е. В. Кулагина, Ю. Б. Верпаховская // Человек и труд. — 2007. — № 9. — С. 41–47.
8. Богданов В. В. Производственная практика: методические указания для студентов, обучающихся по специальности 15100165 — «Технология машиностроения / В. В. Богданов. — Ульяновск: УлГТУ, 2008– С.4.