Ключевые слова: Республика Аргентина, Национальный конгресс, Сенат, Палата депутатов, Конституция, Конгресс, Президент.
Государство на юго-востоке Южной Америки.
По форме государственно-территориального устройства Аргентина федерация, в состав которой входят 23 провинции и столичный автономный округ [2, с. 36].
По форме правления Аргентина — президентская республика с элементами парламентаризма. Политический режим — демократический [2, с. 36].
Высший законодательный орган — Национальный конгресс, состоит из Сената (72 члена) и Палаты депутатов (257). Каждые 2 года Палата депутатов обновляется наполовину, Сенат — на 1/3. Палата депутатов является органом общенационального представительства; ее члены избираются от округов с примерно равным числом избирателей [2, с. 36].
На основании ст. 75, Конституции Аргентины, к ведению Конгресса относится:
- принимать таможенное законодательство. Устанавливать экспортные и импортные пошлины, которые, также как оценочная стоимость товаров, с которой они взимаются, будут едиными для всей страны;
- устанавливать косвенные налоги, что составляет конкурирующее полномочие Конгресса и провинций. Устанавливать на определенный срок, пока защита, безопасность и общее благо Республики того требуют, прямые налоги, режим которых основывается на принципах соразмерности и равенства для всей территории страны. Налоги, предусмотренные в настоящем пункте, за исключением части или всей совокупности тех из них, которые подлежат специальному распределению, устанавливаются на принципах соучастия;
- специальным законом, принятым абсолютным большинством от общего числа членов каждой палаты, устанавливать на определенный срок и корректировать режимы расходования полученных средств, которые основаны на принципе соучастия;
- привлекать займы, по которым возникают обязательства Республики;
- принимать решения об использовании и отчуждении земель, находящихся в национальной собственности;
- учреждать федеральный банк, осуществляющий эмиссию денежных знаков, другие национальные банки и регулировать их деятельность;
- регулировать погашение внутреннего и внешнего долга Республики;
- ежегодно принимать в соответствии с правилами, установленными третьим абзацем пункта 2 настоящей статьи, генеральный план расходов и смету доходов национальной администрации на основе общей программы правительства и плана государственных капиталовложений, а также утверждать или отклонять отчет о расходовании средств;
- предоставлять субсидии из национальной Казны провинциям, не имеющим, согласно их бюджетам, достаточных доходов для покрытия текущих расходов;
- регулировать свободную навигацию по внутренним рекам, при необходимости создавать порты, учреждать и упразднять таможни;
- осуществлять эмиссию денежных знаков, устанавливать их стоимость и стоимость иностранной валюты; устанавливать единую для всей Республики систему мер и весов;
- принимать кодексы: гражданский, торговый, уголовный, о горном деле, о труде и социальной защите в виде объединенных сводов законов или раздельно. Указанные кодексы не должны нарушать местную юрисдикцию. Их применение поручается соответственно федеральным и провинциальным судам, чтобы соответствующие дела и лица подпадали под установленную для них юрисдикцию. Принимать специальные, общие для всей Республики законы о натурализации и гражданстве, которыми признается гражданство по рождению и в порядке оптации в пользу Аргентины, а также о банкротстве, о фальсификации денежных знаков и официальных документов, и те законы, которые касаются учреждения суда присяжных;
- регулировать торговлю с иностранными государствами, а также торговлю провинций друг с другом;
- учреждать федеральную почту и регулировать ее деятельность;
- окончательно определять границы территории Республики, устанавливать границы провинций, создавать новые провинции, регулировать специальным законодательством режим организации и управления национальными территориями, которые не входят в состав территорий провинций;
- обеспечивать безопасность государственных границ;
- признавать этническое и культурное первородство аргентинских индейских народностей;
- принимать меры, необходимые для процветания страны, развития и укрепления благосостояния провинций, совершенствования образования (для этого издаются программы общего и университетского образования). Путем предоставления на определенный срок концессий, осуществления мер государственной поддержки и компенсаций поощрять промышленность, иммиграцию, строительство железных дорог и судоходных каналов, колонизацию земель, находящихся в национальной собственности, запуск новых промышленных производств, ввоз иностранных капиталов, освоение внутренних рек;
- принимать меры, необходимые для человеческого развития и экономического прогресса, основанного на социальной справедливости, для повышения продуктивности национальной экономики, создания рабочих мест, развития профобразования трудящихся, защиты национальной валюты, развития научно-технических исследований, их распространения и использования;
- создавать суды, нижестоящие по отношению к Верховному Суду; создавать и упразднять должности, устанавливать соответствующие им полномочия, предоставлять пенсии, учреждать знаки почета, объявлять амнистию;
- принимать или отклонять отставку президента и вице-президента Республики, объявлять о проведении новых выборов и т. д. [1].
Глава государства и правительства — Президент, избираемый непосредственно гражданами на 4 года. Ему помогает Вице-президент. Президент и Вице-президент могут быть переизбраны только на один последующий срок [2, с. 37].
Согласно Конституции (ст.99) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:
- он является главой государства, главой правительства и несет политическую ответственность за общее состояние государственного управления;
- издает инструкции и регламенты, которые необходимы для исполнения национальных законов, чтобы регламентарные нормы не противоречили духу этих законов;
- участвует в утверждении законов в соответствии с настоящей Конституцией, осуществляет их промульгацию и обнародование;
- назначает по согласованию с Сенатом судей Верховного Суда. Для согласования требуется две трети голосов от числа присутствующих сенаторов. Согласие дается на специально созываемом для этой цели открытом заседании Палаты;
- вправе помиловать или смягчить наказание за преступления, подпадающие под федеральную юрисдикцию, предварительно проинформировав соответствующий суд. Это полномочие не касается лиц, обвинение против которых было выдвинуто Палатой депутатов;
- разрешает уход на пенсию, в отставку, предоставляет лицензии, назначает материальное обеспечение в соответствии с законами;
- по согласованию с Сенатом назначает и увольняет послов, полномочных министров и поверенных в делах. Своей властью назначает и увольняет главу кабинета министров и других членов кабинета, должностных лиц своего секретариата, консульских агентов и других служащих, если для них настоящей Конституцией не установлен иной порядок назначения;
- ежегодно открывает сессии Конгресса, который для этой цели собирается на совместное заседание обеих палат, и представляет по этому случаю отчет о состоянии страны, о реформах, вытекающих из Конституции, а также предлагает для рассмотрения вопросы, которые считает необходимыми;
- продлевает ординарные сессии Конгресса либо созывает его на экстраординарные сессии, если это необходимо в интересах правопорядка или развития;
- осуществляет контроль за исполнением главой кабинета министров своих полномочий в части получения доходов Республики и расходования средств в соответствии с законом и национальным бюджетом;
- заключает и подписывает договоры, конкордаты и другие соглашения в целях поддержания дружественных отношений с международными организациями и иностранными государствами, принимает их посланников и аккредитует их консулов;
- является верховным главнокомандующим вооруженных сил Республики;
- производит назначения на военные должности Республики; по согласованию с Сенатом предоставляет должности и воинские звания высших офицеров вооруженных сил; без согласования производит назначения в полевых условиях и т. д. [1].
Исполнительная власть осуществляется Президентом и правительством. Глава Кабинета министров и остальные министры-секретари, чье число и круг полномочий устанавливаются специальным законом, управляют делами нации, скрепляют своей подписью акты Президента, без чего они не имеют силы. Глава Кабинета министров обязан: осуществлять общее управление страной; назначать служащих правительства (за исключением тех, кого назначает Президент); осуществлять функции и обязанности, которые делегирует ему Президент; координировать, готовить и созывать заседания Кабинета министров, председательствуя на них в отсутствие Президента; направлять в Конгресс проекты законов о министерствах и государственном бюджете; организовывать сбор государственных налогов и выполнять Закон о государственном бюджете [2, с. 38].
Глава Кабинета министров должен присутствовать на заседаниях Конгресса по крайней мере раз в месяц, поочередно в каждой из палат, чтобы информировать о деятельности правительства. Он может быть освобожден от должности голосованием абсолютного большинства членов обеих палат [2, с. 38].
Литература:
1. Конституция Аргентины. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/358 (Дата обращения: 20.12.2013).
2. Очерки истории Аргентины. М., 1961.
3. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.36–45.